Алтарь Барбадори

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Филиппо Липпи
Алтарь Барбадори. 1438
итал. Pala Barbadori
холст, темпера. 208 × 244 см
Лувр, Париж
Филиппо Липпи
Пределла алтаря Барбадори. 1438
итал. Predella della Pala Barbadori
холст, темпера. 40 × 235 см
Уффици, Флоренция

«Алтарь Барбадори» (итал. Pala Barbadori), или «Богоматерь с Младенцем, ангелами, святым Фридианом и святым Августином» (итал. Madonna col Bambino, angeli, san Frediano e sant'Agostino) — картина итальянского художника Филиппо Липпи, написана в 1438 году и представляет собой живопись темперой на холсте размером 208×244см. В настоящее время хранится в Лувре, в Париже. Пределла из трёх частей написана темперой на холсте общим размером 40×235см, хранится в зале 8 галереи Уффици, во Флоренции.[1][2][3]

История картины

Житель Флоренции, гвельф Герардо ди Бартоломео Барбадори, скончавшийся в 1429 году бездетным, завещал своим душеприказчикам — капитанам Орсанмикеле построить на его капиталы в базилике Святого Духа капеллу в честь святого Фридиана, покровителя квартала. Капелла была построена в старой ризнице храма. 7 июля 1433 года было принято решение поместить в ней запрестольный образ. Алтарная картина была заказана Филиппо Липпи около 1437 года. О работе художника над ней упоминается в письме к Пьеро Медичи от Доменико Венециано от 1 апреля 1438 года.[4]

Запрестольный образ находился в базилике Святого Духа до вторжения в Тоскану армии Наполеона в 1810 году, после чего был разобран и перевезён в Париж. В 1815 году картина была восстановлена, но не возвращена прежним владельцам, что было мотивировано трудностями связанными с её транспортировкой. Во Флоренцию в 1819 году была возвращена только пределла.[4]

Композиция и персонажи картины

Единое пространство холста разделено тремя сводами в верхней части и столбцами, намекая на традиционную форму триптихов. Филиппо Липпи изменил иконографию Маэста (Богоматери с Младенцем на троне), изобразив Богоматерь стоящей и сделав её центром всей композиции. Он отказался от статики в пользу движения в отношениях между матерью и ребёнком.

Перед Богоматерью с Младенцем на коленях в молитвенной позе стоят — справа, святой Августин в зелёной ризе с чёрным наплечником августинцев, слева, святой Фридиан в красной ризе. В руках они держат епископские посохи. Есть предположение, что отрок-монах, спрятавшийся за балюстрадой слева — автопортрет. Ещё одной новацией художника стал архитектурный фон с природным ландшафтом в окне также слева, вместо принятого тогда золотого фона.

Прототипами для нескольких элементов алтарной картины послужили образы Орсанмикеле, в частности ангел слева, приподнявший полы одежды, вдохновлён скульптурной группой четырёх венценосных святых[it] Нанни ди Банко, а типичный элемент тосканского искусства XV века — ниша-раковина за Богоматерью с Младенцем — нишей торгового трибунала[it] работы Донателло.[4]

Первоначально запрестольный образ имел пределлу, состоявшую из трех панелей: в центре — изображение ангела, сообщающего Богоматери весть о её скором успении, и апостолы, перенесённые ангелами, чтобы проститься с нею; слева — чудо святого Фридиана, который спас город от наводнения, изменив течение реки Серкио и справа — явление Святого Духа святому Августину. Некоторые иконографические нововведения, вероятно, были предложены августинцами монастыря Святого Духа, чтобы согласовать предание с их богословской доктриной. Некоторые критики считают, что в пределле заметна кисть Франческо ди Стефано, по прозвищу Пезеллино.

Примечания

  1. Fossi, 2001, p. 315.
  2. Vasari, 1997, p. 59.
  3. Capoa, 2013, p. 89.
  4. 4,0 4,1 4,2 Filippo Lippi. Pala Barbadori — Madonna col Bambino, angeli e santi (San Frediano e Sant'Agostino) (итал.) (недоступная ссылка). Restauro Filippo Lippi. Архивировано 18 июня 2011 года.

Литература

Ссылки