Алмазный век

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Алмазный век
The Diamond Age
Обложка первого изданияОбложка первого издания
Жанр Научно-фантастический роман
Автор Нил Стивенсон
Язык оригинала английский
Дата первой публикации 1995

«Алмазный век, или Букварь для благородных девиц» (англ. The Diamond Age: Or, A Young Lady's Illustrated Primer) — роман американского писателя-фантаста Нила Стивенсона, опубликованный в 1995 году и в 1996 году получивший премии «Хьюго» и «Локус»[1]. Жанр: роман взросления. В романе затрагиваются темы взросления, образования, социального класса, этнической принадлежности, искусственного интеллекта (в романе "псевдоискусственного интеллекта").

"Алмазный век" - это расширение названий археологических периодов времени, которые используют основные технологические материалы для определения целой эпохи человеческой истории, такой как каменный век, бронзовый век или железный век. Технологические провидцы, такие как Эрик Дрекслер и Ральф Меркл, оба из которых удостоены почетного упоминания в "Алмазном веке", утверждали, что, если нанотехнологии разовьют способность манипулировать отдельными атомами по желанию, станет возможным просто собирать алмазные структуры из атомов углерода, материалов, также известных как алмазоиды. Меркл утверждает: "Таким образом, в алмазе плотная сеть прочных связей создает прочный, легкий и жесткий материал. Действительно, точно так же, как мы назвали каменный век, бронзовый век и стальной век в честь материалов, которые могли изготовить люди, мы могли бы назвать новую технологическую эпоху, в которую мы вступаем, алмазным веком ". В романе "Видение нашего мира в ближайшем будущем" нанотехнологии развились именно до этого момента, что позволяет производить дешевые алмазные структуры.

Вселенная

События романа происходят в том же мире, что и события более раннего романа Стивенсона «Лавина», но в несколько более отдалённом будущем (спустя два поколения[2]).

На смену национальным государствам пришли филы, объединяющие людей по этническому, культурному, религиозному или идеологическому признаку. Крупнейшими филами являются Новая Атлантида, возродившая культуру викторианской Англии, Ниппон (Япония) и конфуцианская Хань (Китай). Филы часто бывают очень разбросанными в географическом отношении, имея анклавы на территории большинства крупных городов. Некоторые из них (например, «Сендеро») легко принимают в свой состав почти кого угодно. Есть и люди, не принадлежащие ни к одной филе.

Технологии

Наиболее заметной особенностью описанного в романе мира является развитие нанотехнологий. Использование всевозможных мельчайших частиц для сбора информации, слежения "мушек", а так же системы защиты от них. Внедрение технологии микрочастиц позволяющей проникать в мозг и подключатся к нейронам мозга для создания общего разума.

Бо́льшую часть производства осуществляют матсборщики; публичные матсборщики бесплатно предоставляют людям еду, воду и спальные матрасы. Матсборщики могут собирать как вещи (вплоть до механических животных), так и еду. Работают на так называемых "источниках".

Роман развивается в рамках альтернативной истории. Здесь не только представленно развитие технологий используемых сегодня, но так же есть фантазия на тему технологий будущего. Войны будут выигрываться не огромными машинами, а микроскопическими нанитами. Другие технологии, такие как умная бумага, позволяют проецировать информацию как на экран, настраивать движущиеся картинки и тексты.

Большое развитие получило интерактивное кино («рактивные игры»), часть ролей в котором исполняют профессиональные «рактёры», а часть (обычно второстепенные роли) — клиенты. Рактивки как противопоставление "пассивкам" - традиционным фильмам.

Сюжет

В романе параллельно развиваются несколько сюжетных линий.

В центре сюжета — история девочки Нелл из бедной и неблагополучной семьи живущей на арендованных территориях, в трущобах. Когда ей исполнилось 4 года, ей в руки которой попал «Букварь для благородных девиц» — уникальная интерактивная книга, разработанная блестящим новоатлантическим инженером Джоном Хаквортом по заказу лорда Финкеля-Макгроу (букварь предназначался для внучки лорда, Хакворт незаконно сделал ещё одну копию для своей дочери, но по дороге домой был ограблен подростковой бандой, которую возглавлял брат Нелл).

История рассказывает о взрослении Нелл под руководством Букваря и, в меньшей степени, о жизни Элизабет Финкл-Макгроу и Фионы Хакворт, девушек в неовикторианском стиле, которые получают другие копии. Букварь предназначен для того, чтобы интеллектуально направить своего читателя к более интересной жизни, как это определено лордом Финкл-Макгроу, и стать эффективным членом общества. Самым важным качеством для достижения интересной жизни считается подрывное отношение к существующему положению вещей. Букварь предназначен для того, чтобы реагировать на окружающую среду своего владельца и учить его тому, что ему нужно знать, чтобы выжить и развиваться.

По ходу сюжета Общий экономический протокол спонсирует расследование тайных семенных технологий, чтобы защитить установленный порядок от подрывной деятельности, оправдываясь тем, что неограниченный доступ к источникам приведет к распространению высокотехнологичного оружия и приведет к анархии. Также намекается, что права собственности настолько обширны, что Протокол признает детей экономическим активом их родителей.

Алмазный век характеризуется двумя пересекающимися, почти одинаково развитыми сюжетными линиями: социальным падением инженера-нанотехнолога, дизайнера Букваря Джона Персиваля Хакворта, который делает нелегальную копию Букваря для своей маленькой дочери Фионы, и образованием Нелл благодаря ее самостоятельной работе с Букварем после ее брат Харв крадет его у Хакворта. Преступление Хакворта становится известно лорду Финкл-Макгроу и доктору Икс, инженеру черного рынка, чей компилятор Хакворт использовал для создания копии Букваря, и каждый пытается использовать Хакворта для достижения своих противоположных целей. Третья сюжетная линия рассказывает об актрисе ("гонщице") Миранде Редпат, которая озвучивает большинство основных персонажей, взаимодействующих с Нелл, и, по сути, становится суррогатной матерью Нелл. Позже сюжетную линию Миранды берет на себя ее босс, Карл Голливуд, после того, как Миранда исчезает в поисках Нелл.

"Букварь" также включает в себя полностью рассказанные обучающие истории из Букваря, которые отображают индивидуальный опыт Нелл (например, ее четырех игрушечных друзей) на архетипические народные сказки, хранящиеся в базе данных букваря. Хотя "Алмазный век" исследует роль технологий и личных отношений в развитии ребенка, его более глубокие и мрачные темы также исследуют относительные ценности культур (которые Стивенсон исследует и в других своих романах) и недостатки в общении между ними.

Персонажи

  • Нелл – главная героиня рассказа, с точки зрения романа как истории совершеннолетия. Она родилась у Текилы, матери-одиночки из низшего класса, и с помощью нанотехнологического Праймера вырастает независимой женщиной и лидером нового типа.
  • Харв – старший брат Нелл, который играет важную роль в начале как ее защитник; он получает Руководство для своей сестры, грабя Джона Персиваля Хакворта. Харв вынужден покинуть Нелл, когда ее принимают неовикторианцы, а позже оказывается прикованным к постели астмой, вызванной вдыханием мертвых наномашин ("тонера") в детстве.
  • Бад – мелкий преступник и "тет", или бесплеменной индивид, Бад - парень Текилы, отец Нелл и Харва. Он одержим своим мускулистым телом и обладает имплантированным черепным оружием (известным как "череп-пистолет"), которое он использует, чтобы грабить людей. Когда он грабит пару, состоящую из могущественного клана Ашанти, его казнят за это преступление в начале романа.
  • Текила – невнимательная мать Нелл и Харва. После смерти Бада у нее появилось несколько бойфрендов, которые в разной степени плохо обращаются с детьми.
  • Джон Персиваль Хакворт – второй главный герой романа. Он является инженером-нанотехнологом в неовикторианском стиле и разрабатывает код для Букваря. Он делает незаконную копию Букваря для своей дочери Фионы, ровесницы Нелл. Когда его преступление раскрывается, он вынужден стать двойным агентом в тайной борьбе за власть между неовикторианцами и китайским Поднебесной. Хакворт вынужден провести десять лет с колонией "Барабанщиков", используя их распределенный интеллект (похожий, но не идентичный распределенному искусственному интеллекту) для разработки новой формы нанотехнологий, известной как Семя.
  • Фиона Хакворт – дочь Хакворта и его мотивация для кражи второго экземпляра Букваря. Во время десятилетнего изгнания Хакворта с the Drummers ему удается поддерживать связь со своей дочерью через Букварь, и когда он возвращается, она присоединяется к нему, в конечном итоге решив остаться в сюрреалистической актерской труппе в Лондоне.
  • Гвендолин Хакворт – жена Хакворта и мать Фионы, которая разводится с Хаквортом во время его долгого отсутствия.
  • Лорд Александр Чанг-Сик Финкл-Макгроу – неовикторианский "акционер" конгломерата Apthorp, который заказывает разработку Букваря для своей внучки Элизабет.
  • Элизабет Финкл-Макгроу – внучка лорда Финкл-Макгроу. Именно для нее был начат проект по разработке Иллюстрированного букваря. Однако она никогда не была так поглощена историями, созданными Букварем, как Нелл, и позже восстала против своего неовикторианского воспитания отчасти из-за жестокого обращения со стороны мисс Стрикен, одной из ее учительниц. Элизабет убегает из своей богатой аристократической семьи, чтобы присоединиться к скрытной криптосети phyle. Лорд Финкл-Макгроу выражает удовлетворение таким исходом Карлу Голливуду, считая это сродни юношескому бунту.
  • Судья Фанг – родившийся в Нью-Йорке китайский судья-конфуцианец, который в начале книги приговаривает Бада к смертной казни. Он также расследует ограбление Хакворта Харвом и его бандой. Как гражданский чиновник с глубокими конфуцианскими принципами, его решение позволить Нелл сохранить украденный букварь является одним из ключевых элементов сюжета, который позволяет истории Нелл разворачиваться. Последствия этого выбора заставляют его усомниться в своей преданности Прибрежной Республике (которая управляет Шанхаем и окрестностями), и в конце концов он присоединяется к внутреннему Поднебесной.
  • Лейтенант Чанг и мисс Пао – помощники судьи Фана.
  • Доктор Икс – загадочный персонаж, который эволюционирует от специалиста по незаконным технологиям и хакера до могущественного конфуцианского лидера и гнусной силы. Его имя происходит от того факта, что большинство жителей Запада не могут произнести его китайское имя; он призывает людей вместо этого называть его по первой букве его имени.
  • Констебль Мур - констебль общины Ласточкин хвост, солдат в отставке, приемный отец/опекун Нелл.
  • Миранда Редпат – "гонщик" (актер интерактивных фильмов), который, выступая в рассказах "Букваря Нелл", фактически становится матерью для Нелл.
  • Карл Голливуд – директор театральной труппы, босс и советник Миранды. Он становится более важным к концу романа, помогая Миранде в ее поисках Нелл и помогая бежать беженцам из Прибрежной Республики от наступающих антизападных кулаков Целестиального Королевства. Нелл назначает его доверенным советником своего нового типа.
  • Мисс Мэтисон – старший преподаватель в академии, где учатся Нелл, Фиона и Элизабет. Она наставляет Нелл найти свой собственный путь.
  • Мисс Стрикен – авторитарная учительница в Академии мисс Мэтисон, которая часто применяет телесные наказания к ученикам за незначительные нарушения. Во время стычки с Нелл Страйкен пытается ударить ее линейкой, но ее немедленно разоружают из-за физической подготовки Нелл к Праймеру. Это приводит к тому, что ее, Элизабет и Фиону помещают под стражу, где они вынуждены бездумно копировать из учебников.

Аллюзии на другие произведения и жанры

Чарльз Диккенс

Неовикторианская обстановка романа, а также его повествовательная форма, особенно заголовки глав, наводят на мысль о связи с творчеством Чарльза Диккенса. Имя главной героини прямо указывает на Маленькую Нелл из романа Диккенса 1840 года "Старая лавка диковинок".

Тайны судьи Ди

Персонаж романа Судья Фанг основан на творческом продолжении детективного сериала Роберта ван Гулика "Судья Ди", в основе которого лежит конфуцианский судья в древнем Китае, который обычно решает три дела одновременно. Рассказы о судье Ди основаны на традиции китайских мистерий, перенося ключевые элементы в западную детективную литературу.

Волшебник изумрудного города

Когда Нелл входит в замок короля Койота в последнем испытании для нее, она сталкивается с огромным компьютером, по-видимому, созданным для мышления и поставленным во главе королевства. Компьютер назван "Волшебник 0.2", типографская аллюзия на The Wonderful Wizard of Oz. В этой книге Волшебник принимает величественный вид, но позже выясняется, что он всего лишь человек, прячущийся за занавеской. Аналогичным образом, Wizard 0.2 создает впечатляющее световое шоу, поскольку, по-видимому, обрабатывает данные, но затем выясняется, что решения компьютера на самом деле принимает сам Король Койот.

Примечания

  1. 1996 Award Winners & Nominees (англ.). Worlds Without End. Дата обращения: 1 января 2012. Архивировано 5 апреля 2012 года.
  2. Информация о романе на fantlab.ru