Аллегория благоразумия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тициан
Аллегория благоразумия. Около 1550 года
итал. Allegoria della Prudenza
Холст, масло. 75,5 × 68,4 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон
инв. NG6376

«Аллегория благоразумия»[1] (итал. Allegoria della Prudenza) — картина, приписываемая венецианскому художнику Тициану и его помощникам, написанная около 1550 года. На картине изображены обращённые в разных направлениях три человеческие головы, написанные над тремя головами животных: волка, льва и собаки. Находится в Национальной галерее в Лондоне[2].

Сюжет и описание

Картина обычно интерпретируется на нескольких уровнях[3][4]. На первом уровне разный возраст трёх человеческих голов символизируют три возраста человека: старость, зрелость и юность — предмет, который Тициан изобразил 50 годами ранее в своей картине «Три возраста человека» (1512—1514). Разные направления, в которых они смотрят, отражают вторую, более широкую концепцию времени: прошлого, настоящего и будущего. Эта тема также повторяется в головах животных: животное с тремя головами (волк, лев, собака), символизирующее течение времени (прошлое, настоящее, будущее). Эта тема ассоциируется с богом Сераписом в «Сатурналиях» Макробия, это повторяется, например, в «Гипнэротомахии Полифила» Франческо Колонны (1499), «Иероглифике» Пьерио Валериано Больцани (1556) и «Иконологии» Чезаре Рипа (1643). Третий уровень, от которого картина получила своё нынешнее название, подсказывает едва заметная надпись над портретами:

лат. EX PRÆTE / RITO // PRÆSENS PRVDEN / TER AGIT // NI FVTVRA / ACTIONĒ DE / TVRPET

Это означает: «Учитывая ошибки прошлого в настоящем, можно не навредить своему будущему»[1].

Считается, что человеческие лица — это настоящие портреты престарелого Тициана, его сына Орацио и его молодого племянника Марко Вечеллио, который, как и Орацио, жил и работал с Тицианом[5]. Немецкий и американский историк и теоретик искусства Эрвин Панофский (1892—1968) предположил, что картина напрямую связана с переговорами, связанными с передачей собственности Тициана молодым поколениям в свете его приближающейся смерти. Таким образом, картина служит визуальным советом трём поколениям действовать осмотрительно при управлении наследством. Николас Пенни, однако, очень скептически отнёсся к этому предположению и указал на несоответствия между человеческими головами и другими доказательствами внешнего вида людей. Он сомневался, что это был какой-то личный проект Тициана, и считал, что «более вероятно, что картина была заказана»[6]. Другие также придерживаются мнения, что эти три головы не Тициан и его семья. Одна из причин заключается в том, что портретов Орацио или Марко нет, поэтому трудно подтвердить, что это именно они[7].

Более позднее объяснение смысла полотна вместо аллегории благоразумия была, наоборот, аллегория греха и покаяния. С этой точки зрения, это было бы равносильно признанию Тициана в том, что его неспособность действовать осмотрительно в молодости и в среднем возрасте обрекла его на то, чтобы вести достойную сожаления старость[8].

С другой стороны, картина была объяснена как утверждение, что благоразумие, которое приходит с опытом и старостью, является важным аспектом художественного различения и суждения. Таким образом, в этой интерпретации картина опровергает мнение о том, что старость — враг художественных достижений. На более общем уровне изображение Тициана с его помощниками Орацио и Марко на картине также призвано защитить благоразумие преемственности традиций венецианских мастерских[9].

История

Картина была подарена Лондонской Национальной галерее в 1966 году арт-дилером Дэвидом Кетсером и его женой Бетти[2].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Описание картины «Аллегория благоразумия» Тициана. muzei.club. Дата обращения: 5 июля 2021. (рус.)
  2. 2,0 2,1 An Allegory of Prudence, National Gallery, <https://www.nationalgallery.org.uk/paintings/titian-an-allegory-of-prudence>. Проверено 28 мая 2019. 
  3. Panofsky, Saxl, 1926, p. 177.
  4. Penny, 2008, pp. 236 to 242.
  5. Panofsky, 1955.
  6. Penny, 2008, p. 241.
  7. Cohen, 2000, p. 50.
  8. Cohen, 2000, p. 46.
  9. Campbell, 2003, p. 261.

Литература