Алимпий (Галик)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иеромонах Алимпий
Имя при рождении Яков Галик
Дата рождения 1685(1685)
Место рождения Богуслав (город)
Дата смерти 18 марта 1763(1763-03-18)
Место смерти Киев
Подданство  Российская империя
Жанр икона, портрет
Учёба школа живописи Киево-Печерской лавры

Иеромонах Алимпий (в миру Яков Галик; 1685[1], Богуслав на Киевщине — 18 марта 1763, Киево-Печерская лавра) — украинский живописец и гравёр XVIII века, иеромонах, руководитель иконописной мастерской Киево-Печерской лавры.

Биография

Успенский собор Киево-Печерской лавры

С раннего возраста Яков любил рассматривать иконы и картины, которые продавались на местных базарах, а впоследствии и сам стал угольками пробовать рисовать портреты на доске. Увлечение юноши заметил старый сосед-художник и посоветовал отцу отдать сына для обучения живописи. Первые уроки рисования Яков получил у дьяка Покровской церкви, который обладал художественным талантом.

Через небольшое время Алимпий стал продавать свои иконы на базаре. Благодаря счастливой случайности работы парня заметил один из лаврских иконописцев. В связи с тем, что в Киево-Печерской лавре в то время случился большой пожар, для восстановления церквей потребовалось много мастеров, в том числе художников, гравёров, иконописцев. Так Алимпий попал в лавру. Прошёл обучение в лаврской школе живописи. С 1721 года он работал там в художественной мастерской, расписывая не только лаврские церкви, но и храмы других монастырей. Трудился он под наблюдением украинского живописца, иконописца Ивана Фемивиста. В то время здесь работали такие мастера, как архитектор Иоганн Шедель, золотых и серебряных дел мастер Иван Равич, гравёр Григорий Левицкий, молодые зодчие — Степан Ковнир, Андрей Соколовский и др. Общение с мастерами, дискуссии о направлениях развития искусства помогли Галику сформироваться как художнику и гражданину. Он работал в атмосфере, где всё больше наблюдались отход от канонических изображений, влияние народных традиций.[источник не указан 1077 дней]

Творчество

Портрет митрополита Димитрия Ростовского. Масло на доске. 205 × 105 см. Вторая половина XVIII века. Национальный художественный музей Украины (НХМУ), Киев.

Алимпий (Галик) в 1724−1731 годах участвовал в росписи Успенского собора и Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры. Снаружи эту церковь Алимпий расписал в 1742—1744 годах вместе с Иваном Кодельским. Исторические и библейские сюжеты были трактованы им не канонически, с глубоким поэтическим чувством («Ход в рай», «Первый Вселенский собор в Никее»). Принимал участие в создании в XVIII веке новых украшений на стенах древней Софии Киевской и в росписях церквей и иконостасов в селе Пирогове.

В 1730—1750-х годах он возглавлял иконописную мастерскую Киево-Печерской лавры, где воспитал ряд украинских художников, в частности, Самийло Недилка.

Подписанные им рисунки, эскизы к иконам и гравюрам сохранились в рисовальных альбомах школы. Галик творчески использовал наследие западно-европейской живописи и украинского народного искусства. Особое внимание живописец обращал на символику цвета, о чём свидетельствуют записи учеников малярской школы Киево-Печерской лавры: «блакит — любовь, цеглясть — смирение, зелена — послушание, мумия — терпение». Наибольшей популярностью пользовался красный цвет, как символ страданий, борьбы, любви, побед.

Когда в украинскую живопись стал внедряться классицизм, Алимпий, не желая перестраиваться, 2 августа 1755 года подал архимандриту просьбу об отставке, попросив выделить келью в Дальних пещерах и помощника-«маляра» (художника). Уединившись, он занимался позолотой и росписью металлических изделий. В фондах Лаврского музея в Киеве сохранилась серебряная чаша с его подписью — ювелирное произведение с ажурным орнаментом.

Учитывая большие заслуги Алимпия, Собор Киево-Печерской лавры ещё при его жизни постановил: «По окончании его жизни тело в Лавре святой великой Лаврской церкви соборной погребено быть должно».

Умер Алимпий (Галик) 18 марта 1763 года, похоронен в лаврском Успенском соборе, где хоронили князей, полководцев, митрополитов.

Избранные работы

  • Портреты:
  • иконы для церкви и крепости Святой Елизаветы (1754),
  • иконы для Кирилловской церкви (Киев, 1759),
  • ряд рисунков в фондах лавры,
  • серебряные оправа Евангелия (1749) и чаша (1763).

Примечания

  1. В некоторых источниках указан 1703 год рождения

Литература

  • Новосвітній В. Алімпій Галик з Богуслава // Вісті Богуславщини. — 31.08.1999 (укр.)

Ссылки