Пажитнов, Алексей Леонидович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Алексей Пажитнов»)
Алексей Пажитнов
Алексей Пажитнов (Барселона, 2008)Алексей Пажитнов (Барселона, 2008)
Дата рождения 16 апреля 1956(1956-04-16) (68 лет)
Место рождения Москва, РСФСР, СССР
Страна  СССР США  Россия
Род деятельности геймдизайнер, программист
Награды и премии

Game Developers Choice Awards
First Penguin Award[1]
LARA — Der Deutsche Games Award

Алексе́й Леони́дович Па́житновсоветский, затем российский программист, геймдизайнер, создатель игры «Тетрис».

Биография

Отец — литературовед и философ Леонид Николаевич Пажитнов (1930—1997)[2], дед по отцу — актёр Николай Викторович Пажитнов.

Окончил московскую математическую школу № 91 и то ли Московский авиационный институт[источник не указан 880 дней], то ли мехмат МГУ им. М. В. Ломоносова[3] (возможно, что учился в обоих ВУЗах).

Первоначально работал в МАИ, затем перешёл в Вычислительный центр Академии наук СССР[4], первоначально работал экспертом-патентоведом[5], затем занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи[6]. В качестве хобби разрабатывал компьютерные игры. Первая из них, Muddled Casino, была разработана в 1982 году[5]. Там же, в 1984 году, Пажитнов разработал известную игру «Тетрис».

Первой коммерческой игрой Пажитнова стал Welltris, права на который были проданы центру научно-технического творчества молодежи «Дока»[5].

В 1988 году при поддержке фирмы Bullet-Proof Software организовал компанию AnimaTek (разработка игрового программного обеспечения), а в 1991 году вместе с ней переехал в США.

В октябре 1996 года перешёл в компанию «Майкрософт», где занимался разработкой головоломок Pandora's Box[англ.]. Покинул Microsoft в 2005 году.

В 1997 году Computer Gaming World поставил Алексея Пажитнова на четвёртое место в списке самых влиятельных людей в игровой индустрии[7].

18 августа 2005 года WildSnake Software выпустила анонс[8] о том, что Алексей Пажитнов присоединяется к этой компании и приступает к разработке новой серии игр.

7 марта 2007 года был удостоен награды Game Developers Choice Awards First Penguin Award[9].

24 июня 2009 года удостоен почётной награды LARA — Der Deutsche Games Award[10].

Личная жизнь

Сын Пажитнова, Дмитрий, погиб в горнолыжном происшествии на горе Рейнир в 2017 году[11][12].

Игры

Название Год выпуска ОС, компьютер Роль Пажитнова
Muddled Casino 1982 Электроника-60, впоследствии порт на IBM PC Оригинальная идея, разработка для Электроники-60
Tetris 1984 Электроника-60, IBM PC Оригинальная идея, (алгоритм вместе с Дмитрием Павловским, программу c Электроника-60 на IBM PC перенёс Вадим Герасимов)
Welltris 1989 Amiga, Amstrad CPC, Atari ST, Commodore 64, DOS, Macintosh и ZX Spectrum Общий дизайн игры, совместно с Андреем Сгеновым (aka Andrei Sgenov)
Faces 1990 DOS, Macintosh[13] Оригинальная идея (вместе с Владимиром Похилко)
Hatris 1990 TurboGrafx-16, Arcade, Game Boy & NES Оригинальная идея
Knight Move 1990 Famicom Disk System (Япония) Idealist
El-Fish 1993 DOS Оригинальная идея (вместе с Владимиром Похилко)
BreakThru![англ.] 1994 Windows 3.x Фотография Пажитнова на обложке игры.
Wild Snake 1994 Game Boy & Super NES Общий дизайн игры
Knight Moves 1995 Microsoft Windows Idealist
Ice & Fire 1995 Windows, Macintosh Оригинальная идея (вместе с Владимиром Похилко)
Clockwerx[англ.] 1995 Microsoft Windows Оригинальная идея. Фотография Пажитнова на обложке игры.
Tetrisphere 1997 Nintendo 64 Помощник
Microsoft Entertainment Pack: The Puzzle Collection (англ.) 1997 Windows & Game Boy Color Дизайн игр Fringer, Mixed Genetics, Lineup, Color Collision, Charmer и Muddled Casino
Pandora’s Box 1999 Windows Общий дизайн игры
Hexic HD 2005 Xbox 360 Оригинальная идея и дизайн
Dwice 2006 Windows Общий дизайн игры
Hexic 2 2007 Xbox 360 Общий дизайн игры
Marbly 2013 iOS Оригинальная идея и дизайн

Примечания

  1. 2007 Game Developers Choice Awards To Honor Miyamoto, Pajitnov. Дата обращения: 18 сентября 2017. Архивировано 12 августа 2017 года.
  2. Евгений Пажитнов. Родословная Пажитновы Вуколычи. proza.ru. Дата обращения: 10 марта 2020. Архивировано 9 ноября 2021 года.
  3. http://www.mmonline.ru/news.php?mid=403&topic=131,149
  4. Демиурги игрового мира: Алексей Пажитнов. www.ixbt.com. Дата обращения: 6 января 2022. Архивировано 7 января 2022 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Denis Khamin. 6 фактов о Пажитнове и «Тетрисе», которые вы наверняка не знали — Истории на TJ. TJ (18 октября 2021). Дата обращения: 6 января 2022. Архивировано 6 января 2022 года.
  6. Алексей Пажитнов - человек, который придумал Тетрис. За городом Что-нибудь интересное (25 ноября 2014). Дата обращения: 6 января 2022. Архивировано 6 января 2022 года.
  7. The Most Influential People in Computer Gaming (англ.) // Computer Gaming World : journal. — Ziff Davis, 1997. — October (no. 159). — P. 56.
  8. WildSnake collaborates with Tetris creator! (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 июля 2007. Архивировано 12 ноября 2009 года.
  9. 2007 Game Developers Choice Awards To Honor Miyamoto, Pajitnov. Дата обращения: 21 июля 2007. Архивировано 7 марта 2007 года.
  10. Games Award ehrt Tetris-Erfinder Paschitnow. Дата обращения: 25 июня 2009. Архивировано 26 июня 2009 года.
  11. Dmitri Pajitnov - In Memoriam, retrieved February 9, 2018 (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 апреля 2019. Архивировано 6 апреля 2019 года.
  12. Skier identified after body was missing for a month on Mount Rainier, retrieved Feb 9, 2018. The News Tribune (22 августа 2017). Дата обращения: 6 апреля 2019. Архивировано 6 апреля 2019 года.
  13. Mann, Richardo. Faces (англ.) // Compute! : journal. — 1990. — December (no. 124). — P. 92.

Ссылки