Александр (бриг, 1825)
Александр | |
---|---|
Служба | |
Российская империя | |
Класс и тип судна | бриг |
Порт приписки | Охотск |
Организация | Охотская флотилия |
Изготовитель | Охотская верфь |
Автор корабельного чертежа | К. А. Глазырин |
Корабельный мастер | И. С. Черногубов |
Строительство начато | 01.03.1824 |
Спущен на воду | 25.06.1825 |
Введён в эксплуатацию | 1825 |
Статус | 28.09.1827 разбился у устья реки Большая |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | ок. 250 т |
Длина | 22,65 м |
Ширина | 6,8 м |
Осадка |
2,71 м (носом) 3,02 м (кормой) |
Глубина интрюма | 4,03 м |
Площадь парусности | 460,5 м² |
Движитель | паруса |
Вооружение | |
Общее число орудий | 4 пушки |
«Александр» (рус. дореф. Александръ) — парусный бриг 4-х пушечного ранга Российского императорского флота. Нёс службу на Дальнем Востоке России в составе Охотской флотилии. Выполнял разведывательные экспедиции, посыльные миссии, а также завоз продовольствия в Охотск, Петропавловский Порт, Гижигу, Тигиль, Большерецк и Нижнекамчатск, в том числе совершал транспортные рейсы в интересах Русско-американской Компании (РАК).
Строительство
Бриг был заказан к постройке в связи с развитием и увеличением населения Охотска, Камчатки, Русской Америки и растущими потребностями региона в грузоперевозках. В это время корабли охотского порта продолжали нести основную роль по снабжению постов и в немалой степени способствовали деятельности РАК[1].
Чертеж для постройки брига для Охотского моря без названия был прислан из Адмиралтейств-коллегии. Его составил конструктор К. А. Глазырин. Выполненная К. А. Глазыриным копия чертежа учтена в описи в разделе «бриги без названия»[2]. Облик брига «Александр» сходен бригу «Михаил», с увеличением длины корпуса и глубины трюма. На обороте копии написано: «Сей чертеж представлен при рапорте директора кораблестроения от 22.12.1825 г.»[3]
По сведениям Ф. Ф. Веселаго, бриг «Александр» заложен 1 марта 1824 года на Охотской верфи. Заложил его и строил подпоручик корабельных инженеров И. С. Черногубов. Бриг спущен на воду 25 июня 1825 года, после чего вошел в состав Охотской Флотилии. 24 января 1826 года на чертёж наложена резолюция[4].
«По сему чертежу велено построить в Охотском порте два брига „Николай“ и „Камчатка“, января 24 дня 1826 года. Утверждаю: Начальник МШ Моллер 2-й.» С указанием главных размерений
- Длина между перпендикулярами 74ф 4д
- Ширина без обшивки 22ф 4д
- От киля до верхней кромки бимсу у стены 13ф 3д
- В грузу форштевень 8ф 11д
- В грузу ахтерштевень 9ф 11д
В 1827 — 1829 годах по приведённым чертежам на Охотской верфи И. С. Черногубовым были построены бриги «Николай» и «Камчатка»<!-Также возможно, что корпус шхуны-транспорта «Гижига» (1844) строился по этим же чертежам -->.
Водоизмещение около 250 тонн. Длина 22,65 метра, ширина без обшивки 6,8 метра. Осадка носом 2,71 метра, кормой 3,02 метра, глубина интрюма 4,03 метра. Движителем являлись паруса, площадью 460,5 м². Вооружение составляли 4 пушки[5][6].
Служба
В кампании 1825—1826 годов бриг «Александр» доставлял пассажиров и грузы в порты Охотского моря.
9 сентября 1827 года «Александр» под командованием капитан-лейтенанта В. М. Захарова с грузом вышел из Охотска в Петропавловский Порт, но так как повредил управление рулём, спустился к Большерецку и вечером 22 сентября стал на якорь против устья реки Большая. На следующий день поднявшийся сильный ветер начал относить бриг, в итоге отнёс на 30 миль южнее. Ветер переменился и погнал бриг в обратном направлении. В. М. Захаров намереваясь укрыться от ветра и волн в устье реки, в темноте проскочил вход в устье и стал на 4 мили севернее его. Утром 28 числа ветер перешёл в шторм и в 4 часа пополудни погнал бриг в берег кормой вперёд. «Александр» был выброшен на берег приблизительно в километре от устья реки Большая. В момент столкновения с берегом, у брига отбило фальшкиль и выломало руль. Затем ветер развернул бриг левым бортом. В продолжавшийся отлив бриг опрокинулся на морскую сторону. Через четыре часа вода отошла и команда перебралась на берег. Большую часть груза удалось спасти. Через несколько дней корпус был разбит волнами. В этом же году бриг «Александр» исключён из списков флота. По итогам расследования крушения командир брига «Александр» капитан-лейтенант В. М. Захаров был оправдан[7][8][9][10].
В 1828 году под именем «Александр» был заложен бот для Охотской флотилии[1].
Командиры
- Н. В. Повалишин (1825)
- В. М. Захаров (1826—1827)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Семёнов, 2007.
- ↑ РГА ВМФ Ф.327, Оп.1, Д.2840]
- ↑ Глебов А. М. Бригантины и бриги Охотской флотилии в первой половине XIX века
- ↑ РГА ВМФ, Ф.327, Оп.1, Д.2664]
- ↑ РГА ВМФ Ф.327 Оп.1 Д.2840 «Бриг (74ф 4д — 22ф 4д — 13ф 3д). Общий чертеж брига для Охотского моря. Копия. (Констр. Глазырин), дата 1825»
- ↑ РГА ВМФ Ф.327 Оп.1 Д.2664 «Бриг Александр. (74ф 4д — 22ф 4д — 13ф 3д). Общий чертеж. (Констр. Глазырин), дата 1826»
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 89.
- ↑ Широкорад, 2007, с. 417.
- ↑ Список русских военных судов, 1872, с. 706—707.
- ↑ Соколов, 1855, с. 120—121.
Литература
- Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
- Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.
- Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
- Соколов А. П. Летопись крушений и пожаров судов Русского флота, от начала его по 1854 год. — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1855. — 393 с.
- Семёнов А. И. Корабли Охотской флотилии (1731—1856 гг.). — Магадан, 2007. — 264 с.
- Конкевич Л. Г. Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов русского флота / / Л. Г. Конкевич. — СПб.: Тип. мор. м-ва, 1874. — 408 с.: табл. + 67 л. прил., 12 л. карт. с.
- Чернышёв А. А. Погибли без боя. Катастрофы русских кораблей XVIII—XX вв. — М.: «Вече», 2012. — 304 с. — (Морская летопись). — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-6429-4.