Аладдин (спектакль, 1839)
Аладдин | |
---|---|
Основан на | «Аладдин» (1805) |
Автор | Адам Эленшлегер |
Композитор | Фридрих Кулау |
Режиссёр |
Август Бурнонвиль Томас Оверскоу Х. П. Холст |
Хореограф | Август Бурнонвиль |
Компания | Королевский театр, Копенгаген |
Страна | Дания |
Год | 17 апреля 1839 |
«Аладди́н» — первая сценическая постановка пьесы датского поэта Адама Эленшлегера «Аладдин» (1805), осуществлённая в 1839 году в Королевском театре Копенгагена балетмейстером Августом Бурнонвилем, режиссёром Томасом Оверскоу и актёром Х. П. Холстом при непосредственном участии автора. Сыграла решающую роль в становлении современного датского театра[1] и закрепила позиции Бурнонвиля в театре, предопределив развитие труппы на целый век вперёд[1].
История постановки
В 1839 году труппа Королевского театра получила у дирекции разрешение поставить благотворительный спектакль в пользу жителей западного побережья Ютландии — самого бедного региона страны, пострадавшего от сильного шторма зимой 1838—1839 года. Ответственными за постановку были назначены Август Бурнонвиль, незадолго до того занявший пост балетмейстера театра, режиссёр Томас Оверскоу и актёр Х. П. Холст.
Для постановки была взята драма Адама Эленшлегера «Аладдин», в качестве музыкального сопровождения была выбрана музыка Фридриха Кулау. Обращение к произведению Эленшлегера было не случайно: в марте 1838 года Бурнонвиль участвовал в постановке его драмы «Олаф Святой» (1836) — поставленная им сцена битвы при Стиклестаде имела большой успех и привлекала публику в театр несмотря на недостатки пьесы, принадлежавшей к позднему, более слабому периоду автора[1].
«Аладдин», написанный в 1805 году, до сих пор ни разу не ставился на сцене. Драматург признался постановщикам, что он тщетно старался придать пьесе такую форму, чтобы её можно было играть в театре. Теперь он принимал от них все варианты сокращения и упрощения своего произведения, а при окончании работы над текстом признался: «Да, только так это и должно быть! Создана совершенно необычайная и прекрасная пьеса!».
Хотя постановка стала результатом коллективного сотрудничества, её движущей силой был Август Бурнонвиль: он взял на себя всю основную часть работы, кроме режиссуры диалогов. Согласно Оверскоу, спектакль приобрёл свою форму благодаря многочисленным идеям балетмейстера. Его роль в постановке оценил и драматург, перечисляя результаты стараний Бурнонвиля:
Кому в сотрудничестве с Функом[* 1] пришла в голову мысль выбрать забытую музыку Кулау;
кто дал точнейшие указания по созданию великолепных декораций и сказочно прекрасных костюмов;
чья блестящая постановка массовых сцен превзошла всё, что мы видели ранее;
кто с большим вкусом придал всему спектаклю восхитительный живописный эффект.— А. Эленшлегер, письмо Т. Оверскоу.
Отзывы
Премьера состоялась 17 апреля 1839 года. По отзывам прессы «свершилось невероятное». Спектакль был воспринят как исключительное явление[1], и это мнение о нём закрепилось на долгие годы. Для северного зрителя, воспитанного на примерах классицизма, постановка стала настоящей экзотикой: «„Аладдин“ на датской сцене! Поистине, если бы нам сказали, что мы однажды вечером увидим инсценировку «Тысячи и одной ночи» с Багдадом, Шехерезадой и властителем правоверных, мы вряд ли были бы более удивлены» — писали газеты после премьеры.
Спектакль надолго задержался в репертуаре Королевского театра и при жизни Бурнонвиля не сходил со сцены.
Значение
Постановкой «Аладдина» Бурнонвиль доказал, что он истинный художник театра[1], а не просто хореограф. Эта работа расширила его горизонты — впоследствии он смело брался за решение масштабных задач и в опере, и в драматических постановках[1] — не говоря уже о балете.
«Аладдин» также позволил Бурнонвилю надёжно укрепить свои шаткие позиции после череды интриг и скандалов. Успех спектакля поставил точку в его противостоянии с Люсиль Гран — бывшей любимой ученицей, его первой Сильфидой, на стороне которой стояли многие высокопоставленные лица, если не сам король. Уехав на гастроли в Гамбург, Гран навсегда покинула Королевский театр, а у Бурнонвиля закончился период неуверенности: можно сказать, что отныне датская сцена стала местом, где нет места «звёздам»[1], и где правит балетмейстер, а не прима-балерина.
Примечания
- Источники
- Комментарии
- ↑ Так как Поуль Функ скончался в 1837 году, то либо идея спектакля обсуждалась ранее, ещё до 1839 года, либо имеется в виду его сын, танцовщик Вильгельм Функ.