Перейти к содержанию

Акер, Кэти

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кэти Акер
англ. Kathy Acker
Место смерти Тихуана, Мексика
Род деятельности писательница
Направление Постмодернизм
Премии Премия Пушкарта

Кэти Акер (англ. Kathy Acker, настоящее имя Карен Леман, англ. Karen Lehmann; 18 апреля 1947, Нью-Йорк, США — 30 ноября 1997, Тихуана, Мексика) — американская постмодернистская и феминистская писательница, драматург, панк-поэтесса и эссеист.[1].

Биография

Изучала филологию в Университете Брандейса, затем окончила Калифорнийский университет в Сан-Диего, где, в частности, входила в поэтический кружок Джерома Ротенберга[2]. Затем жила в Сан-Диего, опубликовала в небольших издательствах романы «Младенчески невинная жизнь Черной Тарантулы, написанная Черной Тарантулой» (англ. «The Childlike Life of the Black Tarantula: By the Black Tarantula»; 1973), «Мне снилось, что я нимфоманка: фантазируя» (англ. «I Dreamt I Was a Nymphomaniac: Imagining»; 1974) и «Взрослая жизнь Тулуз-Лотрека, написанная Анри Тулуз-Лотреком» (англ. «The Adult Life of Toulouse Lautrec: By Henri Toulouse Lautrec»; 1975). Затем уехала в Европу, в 1984 г. опубликовала в Великобритании роман «Кровь и срач в средней школе» (англ. «Blood and Guts in High School»).

В 1996 году Кэти Акер был диагностирован рак груди. Акер умерла 30 ноября 1997 года, в возрасте 50 лет[3].

Личная жизнь

В 19 лет вышла замуж за своего лучшего друга Роберта Акера, но брак закончился разводом. Во второй раз вышла замуж за композитора и музыканта Питера Гордона, но через некоторое время они развелись[4]. С 1996 года состояла в отношениях с музыкальным критиком Чарльзом Шааром Мюрреем[5].

Творчество

По словам одного из первых русских переводчиков Акер Александра Скидана,

Жанры, которые она присваивает, провозглашая эру того, что Жан-Люк Нанси по другому поводу как-то назвал «литературным коммунизмом»: автобиография, порнография, детектив, научная фантастика. Эти «низкие» жанры под её ножницами (берроузовский принцип cut-up) превращаются в исповедь-пытку. Одержимая, она шьет себе дело[6].

В другой статье он поясняет:

Бунт Акер был бунтом Антигоны (Электры), восстанием младшей против старших, женщины против мужчин, слабости против силы[7].

На русском языке произведения Акер выпускало издательство «Kolonna publications»: в переводах Татьяны Покидаевой вышли романы-коллажи «Большие надежды» (ISBN 5-98144-044-9) и «Киска — король пиратов» (ISBN 5-98144-032-5), а также сборник «Эвридика в подземном царстве» (ISBN 5-98144-079-1); переводы Дмитрия Волчека составили сборник «Похоть» (ISBN 5-98144-045-7).

Награды

Примечания

  1. Simon, Lola, Goodnight Kathy, X-Riot. Retrieved November 17, 2006.
  2. "Kathy Acker, Novelist and Performance Artist, 53". Дата обращения: 29 октября 2020. Архивировано 27 октября 2020 года.
  3. “Cancer Became My Whole Brain”: Kathy Acker’s Final Year. Дата обращения: 29 октября 2020. Архивировано 6 декабря 2020 года.
  4. Interview: Kathy Acker: Written on the body (англ.). The Independent (23 октября 2011). Дата обращения: 14 августа 2021. Архивировано 16 июня 2017 года.
  5. Condé Nast. “Cancer Became My Whole Brain”: Kathy Acker’s Final Year (англ.) ?. The New Yorker (10 августа 2017). Дата обращения: 14 августа 2021. Архивировано 10 ноября 2021 года.
  6. К. Акер. Реквием Архивная копия от 13 апреля 2009 на Wayback Machine / Перевод и предисловие Александра Скидана. // «Митин журнал», вып. 56 (1997).
  7. Александр Скидан. На последнем дыхании: О К.Акер Архивная копия от 4 сентября 2008 на Wayback Machine // «Припоминающийся дом», 16.04.2006.

Ссылки