Акедия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эдвард Мунк. Меланхолия. (1894−96 гг.)

Аке́дия (др.-греч. ἀκηδία — небрежность, беззаботность, лат. acediaуныние) — богословский термин[1], а также меланхолическое состояние, в котором человек не видит смысла в собственных занятиях. Акедию вызывает одиночество и сомнение в осмысленности своих занятий[2].

Описание

История акедии начинается от византийских монахов, которые понимали его как состояние духа, в котором человек отпадает от божественной благодати[2].

В древнегреческом языке акедия означает небрежность или беззаботность[1].

Термин впервые появляется у христианских монахов-еремитов, которые большую часть времени проводили в одиночестве в своих кельях и собирались только для совместной трапезы или молитвы. Акедия — самое тяжёлое испытание, которое ждёт человека, вставшего на путь духовной жизни. В этом испытании монах вынужден столкнуться не с внешними искушениями, а с самим собой[2].

Бес уныния, который также называется „полуденным“, тяжелее всех. […]. Прежде всего этот бес заставляет монаха замечать, будто солнце движется очень медленно или совсем остаётся неподвижным, и день делается словно пятидесятичасовым. Затем бес [уныния] понуждает монаха постоянно смотреть в окна и выскакивать из кельи, чтобы взглянуть на солнце и узнать, сколько ещё осталось до девяти часов, или для того, чтобы посмотреть, нет ли рядом кого из братии. Ещё этот бес внушает монаху ненависть к [избранному] месту, роду жизни и ручному труду, а также [мысль] о том, что иссякла любовь и нет никого, [кто мог бы] утешить его.
Евагрий Понтийский, IV в.[3]
Цит. по: Матфатов, 2017

Со временем акедия превратилась в грех уныния[2]. Уныние захватывает всю душу и приводит её в состояние изнеможения, парализует духовную жизнь, человек не имеет мужества устоять против искушений[1].

В дальнейшем акедия стала ассоциироваться также с другим пороком — ленью. Приблизительно в XVI веке акедия разделилась на две ветви: психическая соединилась с меланхолией — подавленностью, мрачным состоянием духа — и приписывалась знати, социальная объяснялась ленью, халатностью и безволием, и приписывалась простолюдинам[2].

В начале XX века, в конце и после первой мировой войны, европейские интеллектуалы вспомнили термин и стали называть акедией такое меланхолическое состояние, попадая в которое человек не видит смысла в собственных занятиях. Деятельность, которая раньше вызывала жгучий интерес, представляется тусклой и никчёмной[2].

Нет желаний, кроме одного — ничего не делать. Нет устремлений, кроме стремления в небытие.
Рольф Лагеборг, 1918

С XVIII века меланхолию часто связывали с умственным переутомлением и даже называли «болезнью учёности». В середине XX века уныние, связанное с умственным переутомлением, конкретизировалось как акедия («смертельный холод акедии» — Рагнар Гранит, нейрофизиолог, 1940)[2].

Акедия является профессиональной опасностью для учащихся мужчин, которая принимает форму постепенного отказа от мотивации к исследованиям и все большего отчуждения от науки.
Зеттерберг, 1967
 
…находясь в академических кругах среди людей с высоким уровнем интеллекта, человек очень быстро осознаёт и вынужден признать — перед лицом своей совести и перед лицом окружающих — неполноту собственных знаний. Отсюда рукой подать до невротических синдромов разного рода.
Винхельм Шёстранд
Цит. по: Матфатов, 2017

Ролан Барт в своих лекциях описывал акедию как утрату инвестиции в выбранный ранее образ жизни — состояние, близкое к депрессии[2]:

Я могу проснуться утром и увидеть, как передо мной прокручивается программа моей недели — в отсутствие всякой надежды. Всё повторяется, всё возвращается: те же задачи, те же встречи, и при этом никакой инвестированности, даже если каждый пункт этой программы вполне выносим, а порой даже приятен.
Барт, 2016

Олдос Хаксли написал эссе об акедии, в котором описал её как состояние ума:

Это не грех и не болезнь ипохондрии, а состояние ума, посланное нам судьбой.
Олдос Хаксли[4]
Цит. по: Матфатов, 2017

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Иеромонах Иов (Гумеров). Что такое ацедия и чем она отличается от уныния. — 2009. — 4 февраля. (Вопросы священнику.)
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Матфатов, 2017.
  3. Схимандрит Гавриил, 2014, 4. Проявления уныния, с. 36−37.
  4. Aldous Huxley. On The Margin : Notes And Essays : [англ.]. — 132 p.

Литература

  • Схимандрит Гавриил (Бунге). Тоска, уныние, депрессия : Духовное учение Евагрия Понтийского об акедии / Пер. с фр. протоиерея Дмитрия Сизоненко. — 2е изд., испр. — Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 71 с.
  • Барт, Ролан. Как жить вместе : романические симуляции некоторых пространств повседневности : Конспекты лекций в Коллеж де Франс, 1976−1977 гг. / Пер. с фр.: Бражников Ян; ред.: Зенкин Сергей. — Ad Marginem, 2016. — 272 с. — ISBN 978-5-91103-298-2.
  • Zetterberg, Hans L. Scientific Acedia : [англ.] // Sociological Focus. — 1967. — Vol. 1. — P. 34−44. — [Зеттерберг Ханс. Научная акедия]. — doi:10.1080/00380237.1967.10570488.
  • Матфатов, Олег. Акедия : синдром потери смысла // Newtonew : [сайт]. — 2017. — 12 сентября.

Ссылки