Перейти к содержанию

Айслер, Риан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Риан Айслер

Риан(а) Тенненхаус Айслер (нем. Riane Tennenhaus Eisler, род. 22 июля 1931, Вена) — американский антрополог, культуролог, социолог, писательница и общественная активистка-феминистка родом из Австрии. Почетный член Совета будущего мира. Автор множества популярных книг и статей, президент Центра изучения партнёрства.

Биография

Семья Айслер, будучи еврейской, бежала от нацистов на Кубу, когда Риана была ещё ребёнком, и позднее оттуда переехала в США. Получила степени по социологии и праву в Калифорнийском университете.

Модель партнёрства и доминирования

Айслер считает необходимым ввести новые социальные категории для описания общества, его убеждений и институтов, выходящие за пределы известных дихотомий, таких, как религиозное/светское, правые/левые взгляды, капитализм/коммунизм, Восток/Запад, промышленность/допромышленные и постиндустриальные способы производства.

Айслер ввела в оборот термин «культура доминатора», описывающий систему жёсткой иерархии, основанной на силе или устрашении. Одним из ключевых компонентов данной системы авторитарного правления как в семье, так и в государстве является подчинение женщин — примерами являются нацистская Германия, Иран при Хомейни, или более ранние культуры, где хроническое насилие и деспотизм были нормой жизни. Она анализирует феномен андрократии (власти мужчин) в реконструируемом по теории М. Гимбутас протоиндоевропейском и других обществах и сравнивает их с тем, что она называет «моделью партнёрства» (которую она отличает от термина «матриархат»), которая якобы существовала в цивилизации «Старой Европы» эпохи неолита и позднее в Минойской цивилизации на догреческом Крите бронзового века.

В поддержку идеи о том, что когда-то ни мужчины, ни женщины не доминировали друг над другом, она приводит доисторические реконструкции обществ доисторической юго-восточной Европы, в первую очередь Крита, основываясь на работах таких специалистов, как Мария Гимбутас, Джеймс Меллаарт, Николаос Платон и Вир Гордон Чайлд. Её гипотеза о доисторическом обществе также в значительной мере основывается на таких источниках, как апокрифические Евангелия и история в изображении древнегреческого поэта Гесиода. В поддержку тезиса о современных обществах она опирается на кросс-культурные исследования.

Риан Айслер вдохновила профессора Минь Цзяинь из Института философии Китайской академии социальных наук издать книгу «Кубок и клинок в китайской культуре» (1995, China Social Sciences Publishing House), где теория Айслер была приложена к историческим трансформациям китайской культуре, где, по мнению автора, также имел место переход от партнёрства к доминированию.

В 1987 г. был основан Центр исследований партнёрства (Center for Partnership Studies, CPS), расположенный в Пасифик-Гроув (Калифорния). Цель центра состоит в исследовании, разработке и распространении знаний о «модели партнёрства», предложенной Риан Айслер.

Книги

Международный бестселлер Айслер «Кубок и клинок: наша история, наше будущее» (The Chalice and The Blade: Our History, Our Future, Harper Collins San Francisco, 1987), по отзыву антрополога Эшли Монтегю, представлял собой «самую важную книгу со времён написания „Происхождения видов“ Дарвина». Всего за 4 года было продано 205100 экземпляров.[1] Книгу перевели на 22 языка, включая большинство европейских, китайский, русский, корейский, иврит, японский и арабский.

Её книга 2008 г. «Реальное богатство наций: как создать заботящуюся экономику» (The Real Wealth of Nations: Creating a Caring Economics) предлагает новый подход к экономике с упором на заботу о людях и планете. Книгу приветствовал правозащитник архиепископ Десмонд Туту как «модель лучшего мира, который нам так срочно нужен».

Среди других её книг — «Власть партнёрства», «Дети завтрашнего дня», «Священное удовольствие: секс, миф и политика тела — новые пути к власти и любви», посвященная роли насилия, а также «Женщины, мужчины, и глобальное качество женщины», в которой отмечается тесная взаимосвязь между статусом женщины и уровнем жизни конкретных народов.

Библиография

  • Dissolution: NoFault Divorce, Marriage, and the Future of Women. New York: McGraw-Hill, 1977.
  • The Equal Rights Handbook: What ERA means for your life, your rights, and your future. New York: Avon, 1979.
  • The Chalice and The Blade: Our History, Our Future. New York: Harper & Row, 1989. ISBN 0-06-250289-1
  • Sacred Pleasure: Sex, Myth, and the Politics of the Body. San Francisco: Harper, 1996. ISBN 0-06-250283-2
  • The Partnership Way: New Tools for Living and Learning, with David Loye, Holistic Education, 1998 ISBN 0962723290
  • Tomorrow’s Children: A Blueprint for Partnership Education in the 21st Century (2000)
  • The Power of Partnership: Seven Relationships that will Change Your Life (2002)
  • Educating for a Culture of Peace (2004)
  • The Real Wealth of Nations: Creating a Caring Economics. San Francisco: Berrett-Koehler, 2007. ISBN 978-1-57675-388-0

Примечания

  1. Eller, Cynthia, The Myth of Matriarchal Prehistory: Why an Invented Past Won’t Give Women a Future (Boston, Mass.: Beacon Press, 2000 (ISBN 0-8070-6792-X)), p. 155 & n. 10 (author assoc. prof. women & religion, Montclair State Univ.).

Ссылки