Перейти к содержанию

Айе (художник)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Айе
Дата рождения 1877(1877)
Место рождения с. Сешан, Дальневосточный край
Дата смерти 1945(1945)
Место смерти Уэлен
Гражданство  Российская империя  СССР
Жанр художник-косторез
Стиль Чукотская резная кость

А́йе (1877, с. Сешан — 1945, Уэлен, Чукотский национальный округ) — художник-косторез, один из первых мастеров Уэленской косторезной мастерской и профессиональных чукотских косторезов.

Биография

Айе родился в 1877 году в селе Сешан Анадырского окружного управления. Жил в кочевьях в Чаунском районе, работал оленеводом. C 1929 года жил в посёлке Уэлен, занимался охотой на морского зверя, резьбой по кости[1][2][3].

Когда в 1931 году в Уэлене возникла косторезная мастерская, Айе стал одним из её первых мастеров[К 1][5].

В 1937 году работы художника экспонировались на выставке «Народное творчество» в Третьяковской галерее[1].

Айе работал в Уэленской мастерской до конца жизни. Умер в Уэлене в 1945 году[1][2][3].

Творчество

Основные произведения художника представляют собой выполненные из моржового клыка одиночные скульптуры животных Чукотки — медведей, моржей, нерп и скульптурные композиции с изображениями езды на оленьих упряжках. Помимо скульптур Айе создавал декоративно-прикладные изделия — письменные принадлежности, мундштуки, пудреницы, шпильки[6].

Искусствоведы отмечают, что работ Айе сохранилось очень мало. Из созданных им декоративно-прикладных произведений историк искусства Чукотки Т. Б. Митлянская выделяет хранящуюся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике пудреницу, «украшенную миниатюрной скульптурой оленя»[7].

По оценке искусствоведа:

Олень, с коротким туловищем, столбообразными ногами, большой головой, подкрашенными глазами, очень выразителен. Возможно, прошлое Айе-оленевода обусловливало его умение изображать оленей[7].

В Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия) находится созданная Айе в последний год жизни многофигурная композиция из двух оленьих упряжек, «построенная на спокойном чередующемся ритме»:

Цветная гравировка подставки логично дополняет сюжетный мотив скульптурной группы, сообщая ей своеобразное изящество. Работа… выполнена в лучших традициях чукотской резьбы по кости[8].

По оценке историка А. И. Крушанова, Айе был одним из мастеров, «заложивших основы современного косторезного и гравировального искусства чукчей»[9].

Наследие и память

Работы художника находятся в Музее антропологии и этнографии Института этнологии РАН (Санкт-Петербург), Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), музейном центре «Наследие Чукотки» (Анадырь), Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике и др.[1][2][3]

Айе стал одним из героев документально-художественной книги историка-этнографа В. В. Леонтьева «Пора охоты на моржей» (1984)[10].

Комментарии

  1. Первыми мастерами, стоявшими у истоков Уэленской косторезной мастерской и заложившими основы её традиций, стали Хальмо, Аромке, Айе и Вуквутагин, позднее пришли Туккай и Вуквол[4].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 Митлянская, 1976, с. 195.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Бронштейн, Карахан, Широков, 2002, с. 58.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 Уэленские резчики и гравёры по кости. Краткие биографические данные (недоступная ссылка). Народные художественные промыслы Чукотки (2012). — Департамент образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа. Дата обращения: 20 июля 2016. Архивировано 30 мая 2016 года.
  4. Митлянская, 1972, с. 51; Крушанов, 1987, с. 244—245.
  5. Митлянская, 1976, с. 49, 195.
  6. Митлянская, 1976, с. 50, 195.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 Митлянская, 1976, с. 50.
  8. Габышева А. «ВЪЗП» — в знак памяти…: Из коллекции Национального художественного музея // Илин : Историч. культурологич. журн. — 1997. — № 1—2.
  9. Крушанов, 1987, с. 244—245.
  10. Леонтьев В. В. Пора охоты на моржей. — Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1984. — 208 с. — 30 000 экз.

Литература

  • Митлянская Т. Б. Взгляд охотника, чуткость художника: Чукотско-эскимосское искусство художественной обработки кости // Радуга на снегу: Культура, традиционное и современное искусство народов советского Крайнего Севера : сборник. — М.: Мол. гвардия, 1972.
  • Митлянская Т. Б. Художники Чукотки / Т. Б. Митлянская. — М.: Изобр. искусство, 1976. — 208 с. — 16 000 экз.
  • История и культура чукчей: Историко-этнографические очерки / под общ. ред. А. И. Крушанова. — Л.: Наука, 1987. — 288 с. — ISBN 0313221987.
  • Бронштейн М. М., Карахан И. Л., Широков Ю. А. Резная кость Уэлена. Народное искусство Чукотки = [Bone carving in Uelen. The folk art of of Chukchi Peninsula] / [на рус. и англ. яз. ; М. М. Бронштейн, И. Л. Карахан, Ю. А. Широков ; Департамент культуры, молодежи, спорта и информац. политики Чукот. авт. округа, Гос. музей искусства народов Востока]. — М.: Святигор, 2002. — 99 с. — 5000 экз. — ISBN 5-93189-004-1.