Айбеншютц, Хосе

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хосе Айбеншютц

Хосе Айбеншютц (исп. José нем. Eibenschütz, настоящее имя Александр Йозеф Айбеншютц, нем. Alexander Joseph Eibenschütz; 8 января 1872, Франкфурт-на-Майне — 27 ноября 1952, Ильфельд) — немецкий дирижёр и композитор.

Сын супружеской четы оперных певцов. Начал заниматься музыкой под руководством своей матери, с 11 лет учился игре на скрипке в Консерватории Хоха у Фрица Бассермана. По окончании консерватории в 1892 г. отправился в Кобленц, где преподавал в консерватории и служил концертмейстером в городском оркестре; в это же время начал использовать в качестве псевдонима испанский вариант своего имени — Хосе вместо Йозеф. В 1893 году получил ангажемент в симфоническом оркестре в Санкт-Петербурге, затем вплоть до 1905 года работал концертмейстером и дирижёром в Турку. В 1897 г. здесь была поставлена его опера «Анн-Мари». В 19051908 гг. Айбеншютц был музикдиректором Гёрлица, затем дирижировал оркестром Общества гамбургских друзей музыки, занимаясь преимущественно благотворительными концертами для народной аудитории.

В 19211927 гг. Айбеншютц возглавлял Оркестр филармонической компании Осло; в этот период он основал при оркестре хор, в 1923 году руководил первым выступлением оркестра по радио, осуществил постановки опер «Фиделио», «Вольный стрелок» и «Сельская честь», оратории Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста» и др.

В 1928 г. Айбеншютц вернулся в Гамбург и возглавил музыкальный отдел местной радиовещательной корпорации Nordische Rundfunk AG (NORAG), включая небольшой оркестр. С приходом к власти нацистов он в мае 1933 года вступил в НСДАП, однако в том же году был уволен в связи с подозрениями в еврейском происхождении и после трёхлетнего расследования был признан неарийским музыкантом и окончательно отстранён от публичных выступлений. Остаток жизни Айбеншютц провёл в городке Зюльцхайн (ныне в составе города Эльрих), оказавшемся после Второй мировой войны на территории ГДР. В послевоенные годы он несколько раз выступил как дирижёр с оркестрами Гамбурга и Осло.

Примечания

Ссылки