Азербайджанская община Нагорного Карабаха

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Азербайджанская община Нагорного Карабаха

Азербайджанская община Нагорного Карабаха (официально — Общественное объединение «Азербайджанская община Нагорно-Карабахского региона Азербайджанской Республики», азерб. Azərbaycan Respublikası Dağlıq Qarabağ bölgəsinin azərbaycanlı icması) — общественное объединение в Азербайджане, существовавшее в 2006—2021 годах и заявлявшее себя как представляющее интересы азербайджанцев, проживавших на территории Нагорного Карабаха до нагорно-карабахского конфликта и вынужденных сменить место проживания в результате конфликта.

Предыстория

В июле 1923 года из армянонаселённой части Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской ССР была образована Автономная область Нагорного Карабаха (с 1937 года — Нагорно-Карабахская автономная область). По переписи 1926 года население области составляло 125,2 тысяч человек, 10,0% из которых составляли азербайджанцы. При этом азербайджанцы составляли абсолютное большинство населения в городе Шуша (96%) и в Шушинском районе (99,4%) и значительное меньшинство (10,8%) в административном центре области — городе Степанакерт (до августа 1923 года — селение Ханкенди)[1].

Согласно переписи 1979 года (последней доконфликтной переписи), в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) проживало 37.264 азербайджанцев или 23,0% от населения региона. Они по-прежнему составляли большинство в Шушинском районе (более 80%), а также в местах компактного проживания на территории Мардакертского (сёла Сырхавенд, Имарет-Карвенд, Умудлу, Чаректар и др.), Аскеранского (сёла Ходжалы, Мешали, Кушчулар Верхнее и Нижнее и др.), Гадрутского (сёла Туг, Салакетин и др.), Мартунинского (сёла Карадаглы, Муганлы, Амиранлар и др.) районов и Степанакертского горсовета (посёлок Киркиджан)[1].

Разрастание карабахского конфликта, вовлёкшего Азербайджан и Армению в военные действия друг против друга, привело к появлению огромного количества азербайджанских и армянских беженцев и вынужденных переселенцев в обеих республиках. В Нагорном Карабахе имели место отдельные случаи тяжкого насилия против мирного азербайджанского населения (с. Мешали) и гибель мирных жителей в результате артобстрелов (сс. Малыбейли, Кушчулар), а также уничтожение сёл (с. Имарет-Карвенд)[2]. В разгар военных действий (1991—1994) азербайджанское население почти полностью покинуло Нагорный Карабах. На контролируемой армянами территории бывшей НКАО по данным на 2005 год проживало 6 азербайджанцев[3]. С момента заключения перемирия вплоть до сентября 2020 года Азербайджан прочно контролировал лишь один населённый пункт бывшей НКАО — посёлок Шихарх (бывш. Ленинаван), прежде населённый преимущественно армянами[4], но покинутый во время военных действий и заселённый вынужденными переселенцами-азербайджанцами из соседних с бывшей НКАО Лачинского, Агдамского и Кельбаджарского районов[5].

Статус

В разгар военных действий в 1992 году в Хельсинки официальный медиатор конфликта Минская группа ОБСЕ, по предложению государственного секретаря США Джеймса Бейкера, утвердила переговорный формат как предполагающий наличие в конфликте двух «основных сторон» (Армении и Азербайджана) и двух «заинтересованных сторон» (армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха). Принципы, лёгшие в основу этого формата, получили название «правил Бейкера»[6][7][8]. По словам тогдашнего сопредседателя Минской группы ОБСЕ от России Владимира Казимирова, этот формат действовал до 1994 года[9]. По этой причине общественное объединение «Азербайджанская община Нагорного Карабаха» считало формальной датой своего основания 24 марта 1992 года — дату подписания Хельсинкского соглашения[10].

Соглашение о прекращении огня, достигнутое в мае 1994 года, зафиксировало наличие трёх сторон (Армении, армян Нагорного Карабаха с одной стороны и Азербайджана с другой)[11]. В момент подписания договора азербайджанской стороной представителями Азербайджана была предпринята попытка дополнить соглашение подписью главы исполнительной власти Шушинского района Низами Бахманова как представителя азербайджанской общины Нагорного Карабаха, но в тот день его не нашли в Баку[12]. Позднее представители Азербайджана, в ответ на участие армян Нагорного Карабаха в трехсторонних встречах, стали отдельно сажать Бахманова как представителя четвёртой стороны на одном уровне с армянами Нагорного Карабаха. Однако, по словам Владимира Казимирова, сопредседатели Минской группы не признавали этого, числя Бахманова не иначе как в составе делегации Азербайджана[11].

В 1997 году мирные переговоры были переведены в двухсторонний формат, предполагавший контакты исключительно между Арменией и Азербайджаном[13], однако визиты сопредседателей Минской группы в Степанакерт продолжились. Начиная с 2000-х годов, сопредседатели, а также докладчики ПАСЕ в рамках урегулирования конфликта периодически проводили встречи и с представителями азербайджанской общины бывшей автономии, в том числе с Бахмановым[14][15] и его преемниками[16][17][18]. В 2009 году американский сопредседатель Минской группы Мэтью Брайза заявил в интервью, что позиции всех сторон конфликта, в том числе «армянской и азербайджанской диаспор Карабаха», должны быть отражены в любом окончательном договоре[19].

В 2006 году азербайджанская община Нагорного Карабаха в соответствии с законами Азербайджанской Республики официально зарегистрировала в Министерстве юстиции Азербайджана общественное объединение, представляющее её интересы на внутренней и международной арене[20].

5 июня 2009 года в Баку был проведен I Съезд объединения. В нём участвовало 344 делегата, представляющих все бывшие азербайджанские населённые пункты Нагорного Карабаха, а также 200 гостей — представителей различных ветвей власти страны, дипломатов, общественных активистов[21][22][23].

Политолог Сергей Маркедонов считал, что создание в Азербайджане карабахской общины было связано с политикой Гейдара Алиева, который «призывал учиться у армян правильной организации дипломатической работы». По мнению политолога, поддержанная государственными ресурсами община была призвана играть символическую роль, выступать в качестве доказательства того, что «не только у армян, но и у азербайджанцев есть свой Карабах и свои права на него»[24].

Структура

В структуру общественного объединения входили Совет правления общины, Координационный совет и Контрольно-инспекционная комиссия.

Последним председателем Азербайджанской общины и руководителем общины являлся дипломат Турал Гянджалиев[25].

Совет правления состоял из представителей интеллигенции, видных деятелей науки и культуры Азербайджана, связанных с Нагорным Карабахом, в том числе член-корреспондента Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), ректора Бакинского Славянского университета Кямала Абдуллаева, директора Азербайджанской государственной филармонии Мурада Адыгезалзаде, ректора Бакинской музыкальной академии Фархада Бадалбейли, посла Азербайджана в России, Народного артиста Полада Бюльбюльоглы, профессора Академии государственного управления Эльчина Ахмедова, а также председателя Госкомитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев Ровшана Рзаева, бывшего члена областного совета НКАО Флоры Касумовой и других[26].

Целью общественного объединения являлось оказание помощи в разрешении нагорно-карабахского конфликта, в возвращении на родные земли беженцев и вынужденных переселенцев Нагорного Карабаха[27] и восстановлении территориальной целостности Азербайджана[28]. Возвращение вынужденных переселенцев (как армян так и азербайджанцев) в места их прежнего проживания декларировалось главным условием мирного разрешения конфликта и одним из Мадридских принципов, предложенных Минской группой ОБСЕ[29]. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ поддерживали участие обеих общин в переговорах по разрешению конфликта[30][31][32].

Самороспуск

По окончании возобновившихся в 2020 году военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта, и последующего за ними трёхстороннего заявления о прекращении огня, Азербайджану удалось восстановить контроль над значительной частью бывшей НКАО, в частности над городом Шуша и его ближайшими пригородами, а также над всей территорией Гадрутского, значительной частью Мартунинского и небольшой частью Аскеранского и Мардакертского районов. Председатель объединения «Азербайджанская община Нагорного Карабаха» заявил, что наряду с обсуждением вопросов возвращения вынужденных переселенцев планировался переезд объединения в Шушу, с которой оно «связывает свою дальнейшую деятельность»[33].

В апреле 2021 года общественное объединение «Азербайджанская община Нагорно-Карабахского региона Азербайджана» объявило о своем расформировании, аргументировав это возникшей после окончания войны «новой реальностью», а также утратой, по мнению авторов обращения, понятиями «азербайджанская община Нагорно-Карабахского региона» и «армянская община Нагорно-Карабахского региона» своей актуальности и общественной значимости. Было заявлено о создании нового общественного объединения под названием «Возвращение в Карабах»[34].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Население Нагорного Карабаха Архивная копия от 16 сентября 2011 на Wayback Machine.
  2. Доклад правозащитного центра «Мемориал» о массовых нарушениях прав человека, связанных с занятием населенного пункта Ходжалы в ночь с 25 на 26 февраля 1992 г. вооруженными формированиями Архивная копия от 9 июля 2019 на Wayback Machine.
  3. Результаты переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005 года — Постоянное население (городское, сельское) по возрасту и национальности Архивировано 3 октября 2008 года.
  4. Перепись населения 1979 г. — Мардакертский район. Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано 17 октября 2020 года.
  5. К любимому ремеслу спустя 26 лет: в Тертере скоро заработает новая мастерская (рус.), Спутник Азербайджан (11 сентября 2018).
  6. P. Terrence Hopmann. Negotiating the Nagorno-Karabakh Conflict: Power, Interest, and Identity // APSA Annual Meeting Paper. — 2013.
  7. Госсекретарь США прибывает в Азербайджан (рус.), Единый Российский Портал (4 июля 2010). Архивировано 7 августа 2011 года. Дата обращения 8 февраля 2011.
  8. Karabakh Peace Process Must Be Fully Inclusive, RFE/RL (1 сентября 2009). Архивировано 21 января 2011 года. Дата обращения 8 февраля 2011.
  9. Владимир Казимиров: В карабахском конфликте Баку претендует на «непогрешимость» и «ненаказуемость», ИА Регнум (25 июня 2012). Дата обращения 23 февраля 2021.
  10. Azerbaijani Community of Nagorno-Karabakh: General information. Karabakh.az. Дата обращения: 30 апреля 2021. Архивировано 30 апреля 2021 года.
  11. 11,0 11,1 Владимир Казимиров. Нагорный Карабах должен участвовать в переговорах. ИА REGNUM (11 января 2005). Дата обращения: 1 июля 2013.
  12. БИШКЕКСКИЙ ПРОТОКОЛ. Дата обращения: 16 августа 2019. Архивировано 11 октября 2020 года.
  13. Двусторонние переговоры между НКР и Азербайджаном. Дата обращения: 18 октября 2020. Архивировано 23 октября 2020 года.
  14. Низами Бахманов представил Стивену Манну видеокассету, на которой запечатлены кадры разграбления армянами Шуши
  15. Терри Дэвис: “Хочу подготовить справедливый доклад”. Докладчик ПАСЕ сказал об этом на встрече с руководителем азербайджанской общины Карабаха
  16. Сопредседатели МГ ОБСЕ встретились с представителями азербайджанской общины Карабаха Архивная копия от 16 августа 2019 на Wayback Machine.
  17. Сопредседатель МГ ОБСЕ: Без решения вопроса с беженцами невозможно достичь всестороннего урегулирования конфликта Архивная копия от 16 августа 2019 на Wayback Machine.
  18. Представители азербайджанской общины Нагорно-Карабахского региона АР об условиях установления мира в регионе Архивная копия от 16 августа 2019 на Wayback Machine.
  19. Брайза высказался за учет позиций азербайджанской общины Карабаха (недоступная ссылка). Спутник Азербайджан (5 августа 2009). Дата обращения: 1 мая 2021. Архивировано 1 мая 2021 года.
  20. Азербайджанская община Нагорно-карабахского региона прошла перерегистрацию в Минюсте. Дата обращения: 21 июня 2011. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  21. История Азербайджанской Общины Нагорного Карабаха Архивировано 12 июня 2011 года.
  22. Переговоры 1992-го года (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 марта 2013. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  23. СБСЕ в карабахском конфликте (1992 год). Дата обращения: 19 марта 2013. Архивировано 7 августа 2012 года.
  24. Альтернативный Карабах «Мягкая сила» Баку. Сергей Маркедонов. Дата обращения: 19 июня 2011. Архивировано 23 января 2010 года.
  25. Кто он – новый глава азербайджанской общины Нагорного Карабаха? Архивная копия от 16 августа 2019 на Wayback Machine. Haqqin.az. 23 декабря 2018 г.
  26. Структура Азербайджанской Общины Нагорного Карабаха (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 августа 2019. Архивировано 20 июля 2019 года.
  27. Интервью с председателем азербайджанской общины Нагорного Карабаха
  28. Азербайджанская община Нагорно-карабахского региона Азербайджанской Республики: Цель и деятельность (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 августа 2019. Архивировано 27 декабря 2017 года.
  29. Statement by the OSCE Minsk Group Co-Chair countries Архивировано 5 августа 2011 года.
  30. МГ ОБСЕ выступает за участие всех общин Карабаха в переговорах
  31. Глава Азербайджанской общины обсудил с сопредседателями МГ ОБСЕ вопрос возвращения беженцев в Нагорный Карабах. Дата обращения: 21 июня 2011. Архивировано 8 июля 2010 года.
  32. Десант в Карабах. Дата обращения: 19 июня 2011. Архивировано 15 марта 2011 года.
  33. Азербайджанская община Нагорного Карабаха в ближайшем будущем переедет в Шушу. 1news.az (19 января 2021). Дата обращения: 11 февраля 2021. Архивировано 28 января 2021 года.
  34. Ялчин Алиев. «Азербайджанская община Нагорного Карабаха» распускается, создано объединение «Возвращение в Карабах». 1news.az (30 апреля 2021). Дата обращения: 30 апреля 2021. Архивировано 30 апреля 2021 года.

Ссылки