Азг

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

А́зг (арм. Ազգ, букв. «род»[прим 1]), также то́хм (арм. Տոհմ) или це́х[прим 2] (арм. Ցեղ) — кровно-родственная единица в армянской системе семьи и родства. Азг представляет собой семейно-родственную группу, насчитывающую в своём составе семьи нескольких поколений, обычно шести-семи по нисходящим и боковым ответвлениям по мужской линии, от предка-основателя азга, имя которого становится общеазговым. Во второй половине XIX-начале XX века у армян в системе развитых социально-экономических и общественных отношений азг всё ещё играл значительную роль[1].

Азг образуется путём сегментации размножившейся семьи основателя на малые и большие дочерние семьи. Выделившиеся семьи, становясь самостоятельными единицами, продолжают сохранять между собой в той или иной форме хозяйственную, идеологическую и территориальную связь. Семья из данного азга, переселяясь в другой населённый пункт, вначале сохраняла память о своей принадлежности к азгу, от которого она отделилась. Со временем, в пятом-шестом поколении, образуется новая самостоятельная боковая линия, исчисление которой ведётся уже от главы переселившейся семьи. Если отделившаяся ветвь насчитывала пять и больше поколений по нисходящей, она становилась самостоятельным азгом даже в том случае, когда продолжала сохранять своё старое общеазговое название[2].

Браки внутри азга считались (и считаются до сих пор) нежелательными независимо от того, сколько поколений он насчитывал. Они были исключением и осуждались общественным мнением. Армянский азг был экзогамен[2].

Относительная живучесть азговых отношений во второй половине XIX-начале XX века объясняется как экономическими причинами, так и спецификой истории Армении. К началу XX века, периоды сложившихся в Восточной Армении капиталистических отношений, значительно ослабевает социально-экономическая основа этой базы. Не случайно, переселившиеся в этот период из Западной Армении семьи уже не могли вырасти в большие семейно-родственные коллективы. В то же время в Западной Армении, в условиях турецкого ига и антиармянской политика правительства Турции, находясь под угрозой нападения и уничтожения, армяне держались за свои родственные связи, находя в них опору и защиту. Несмотря на то, что азг к этому времени находился в состоянии распада, он сохранял остаточные формы родовой общности, которая выражалась в идеологическом, локальном (территориальном), экономическом единстве[1].

Идеологическое единство

Идеологическое единство азга выражалось прежде всего в общеазговой генеалогии: в сохранении памяти об общем предке — основателе рода вплоть до шестого-седьмого колена, а также в самоназвании азга. Само название азга происходит от имени предка его основателя, его профессии (если она становится потомственным занятием) либо от названия местности его переселения с прибавлением суффикса -анц (-янц), -енц, -унц (в армянском языке суффиксы принадлежности). В народной разговорной речи распространённой является также собирательная форма — анк. Кроме того, большинство азгов имеет и прозвище, которое употребляется вместе с их названием[2].

Фамилия у армян — азга́нун (арм. ազգանուն, букв. «имя азга»), образуется из азгового названия. С появлением фамилий общеазговое название становится не единственным. В одном и том же азге и даже в одной семье в ряде регионов можно встретить разные фамилии: у одного сына может быть фамилия по имени деда или прадеда, у другого — общеазговая. Сохранение же единственного азгового названия по имени основателя-предка является предметом гордости азга. Считается, что тем самым сохраняется его единство[2].

Азговая солидарность

Общеазговая солидарность была выражением общественного единства родственной группы. Она проявлялась в обычае хоронить членов азга на кладбищенских родовых участках или, что встречалось значительно реже, на отдельных азговых (фамильных) кладбищах. Подобные фамильные кладбища сохранялись в некоторых областях Армении вплоть до 1960-х годов, единично (село Коти в Тавушской области) — до настоящего времени[3].

Азговая солидарность находила выражение и в других сферах соционормативной культуры: семейной (свадебной, родильной) и календарной обрядности, общественных жертвоприношениях и др. Вопрос женитьбы обсуждался старшими членами азга. Члены азга принимали участие в торжестве не только своим присутствием, но и оказанием материальной помощи, в основном в виде подарков, позже — и деньгами[1].

Общеазговая солидарность проявлялась также в ответственности всего азга за поступки, нравственность и моральный облик каждого из членов своей родственной группы. Проступки его членов — позор для всего азга, и напротив, подвиг и другие благодеяния — его честь. За проступки и грехи сородича был ответственен весь аго азг[1].

См. также

Примечания

  1. Термин «Азг» также употребляется в значении «нация, народ».
  2. Термин «Цех» также употребляется в значении «племя».
Источники
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Армяне / отв. ред. Л. М. Варданян, Г. Г. Саркисян, А. Е. Тер-Саркисянц. — Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — М.: Наука, 2012. — 648 с. — 600 экз. — ISBN 978-5-02-037563-5.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Карапетян Э. Т. Родственная группа азг у армян (вторая половина XIX-начало XX века). Ереван, 1966). С. 25-67
  3. Калантарян А. А. Обосян С. Г. Село Коти (результаты полевых исследовательских работ 2008 года) // Тавуш. Материальное и духовное наследие. Ереван. 2009. С. 247—269 (арм.)