Ад (гравюра Вийральта)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эдуар Вийральт
Ад. 1930
эст. Põrgu
Офорт, гравюра резцом. 46,8 × 39,4 см
Эстонский художественный музей, Таллин

«Ад» (эст. Põrgu) — офорт, выполненных эстонским художником-графиком Эдуардом Вийральтом в 1930 году[1]. Размер произведения составляет 39,4 × 46,8 см, оно выполнено в технике гравюры резцом[1]. Картина находится в коллекции Эстонского художественного музея в Таллине.

С 1925 года художник Эдуард Вийральт (1898—1954) жил в Париже. Офорт «Ад» стал одним из ярких произведений парижского периода творчества художника[2].

Произведение «Ад» выглядит как беспорядочное нагромождение разнообразных монстров. Формы людей здесь переплетаются с животными, растениями и механизмами. Так, из глаз человека вырастают ветви деревьев, на кончиках пальцев — птичьи головы, на лицах проглядывают формы обнажённых тел, из открытых черепных коробок вылезают другие головы, различные механизмы и оружие складываются в лица и т. п. Это причудливая композиция странных и уродливых персонажей напоминает о принципах сюрреализма. Хорошо виден стиль художника, чьё скульптурное образование помогло ему передать объём, внутреннюю конструкцию и рельеф[1].

Однако сходство произведения Вийральта с работами сюрреалистов чисто внешнее, ведь в ряд образов офорта «Ад» автор вложил вполне конкретный смысл. Например, антропоморфные существа, составленные из механизмов, броневых плит, оружия, с крестами на груди и узкой черепной коробкой — это олицетворение милитаризма. Легко расшифровывается и образ в правой части картины: взрывающаяся готова, над которой взлетают монеты и корона[1].

По словам искусствоведа Бориса Бернштейна, «сама алогичность композиции представляется аналогом хаотичности, бессмысленности общества, в котором торжествуют зло, насилие, нравственное уродство»[1]. Искусствовед Хилья Ляти в 1950-х годах писал, что произведение «представляет собой конгломерат мыслей художника об отрицательных сторонах жизни большого города с его подонками. Художник стремится показать тупик, в который зашло буржуазное общество»[2].

В схожем стиле было создано другое произведение Вийральта «Кабаре» (1931)[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Бернштейн Б. М. Эстонская графика. — М.: Советский художник, 1970. — С. 34—36.
  2. 2,0 2,1 Ляти Х. Вийральт, Эдуард. Выставка произведений. — Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1959. — С. 8.