Перейти к содержанию

Адмирал Владимирский (судно)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Адмирал Владимирский»
Служба
 Россия
Класс и тип судна Научно-исследовательское судно
Порт приписки Кронштадт
Организация ГС СССР →
ГС России
Оператор 176 отдельный дивизион океанографических исследовательских судов (1975—1990)
Атлантическая океанографическая экспедиция (с 1994)
Изготовитель Щецинская судоверфь им. Адольфа Варского, Щецин, Польша
Строительство начато 1.12.1973
Спущен на воду 4.04.1974
Введён в эксплуатацию 31.05.1975
Статус В строю
Основные характеристики
Водоизмещение 9120 т
Длина 147,8 м
Ширина 18,6 м
Осадка 6,4 м
Двигатели 2 дизеля
Мощность 16 000 л.с.
Движитель 2 винта
Скорость хода 19 узлов
Дальность плавания 18 000 миль (25 000 миль)
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 170
Пассажировместимость 80 (экспедиция)

Океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» — построено по проекту 852 на Щецинской верфи им. Варского в 1975 году. Всего по данному проекту было построено 6 судов, головное судно проекта «Академик Крылов» было сдано ВМФ СССР в 1974 году[1]. Названо в честь командующего Черноморским флотом Льва Владимирского, входит в состав Балтийского флота ВМФ России.

Общие сведения

Судно предназначено для наблюдения за течениями, исследования в области химической гидрологии, морских биологических наблюдений, морской метеорологии, актинометрических наблюдений, наблюдениями за волнением, аэрологических наблюдений[1]. Оно может находиться в автономном плаванье до 90 суток и способно пройти 18 000 миль (25 000 миль)[2]. Судно на своем борту имеет 2 гидрографических промерных катера, 19 специализированных лабораторий. Также оно оснащено одним краном на 7 тонн, и двумя кранами по 250 кг. Имеется площадка и ангар на 1 вертолет типа Ка-25[1]. Корпус способен выдерживать напор льдов толщиной до 1 м.

Служба

За период в 1975—1990 и 1994—2001 годы судно совершило 15 рейсов в районы: Южный сектор Индийского океана, Южная часть Атлантического океана, Северо-Западная часть Индийского океана, Южный сектор Тихого океана, Индийский океан, Красное море, Средиземное море, Аравийское море, Атлантический океан, Чёрное море.

В 1975—1990 гг. было приписано к Черноморскому флоту, базируясь в Севастополе. В 1990—1994 гг. находилось на ремонте в Польше. После ремонта на Чёрное море уже не вернулось и было перечислено в состав Балтийского флота с базированием в Кронштадте. Единственное оставшееся в строю судно своего типа.

Экспедиция 1982—1983 гг

2 декабря 1982 года два океанографических исследовательских судна «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» отправились по маршруту русской антарктической экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный» (1819—1821 гг.). Основной задачей экспедиции было исследование малоизученных районов океанов, которые примыкают к Антарктиде, получение данных новых и корректура имеющихся морских карт, лоций, пособий для плавания. Имелась и политическая цель: повторение маршрута плавания на шлюпах «Восток» и «Мирный» должно было напомнить всему миру о приоритете России в открытии шестого континента планеты.

В ходе комплексных океанологических исследований были получены новые данные о рельефе дна, о температуре и солености морской воды, течениях, грунтах и метеорологических элементах. Открыто 178 подводных гор и возвышенностей, уточнено положение 13 островов в Южном океане. Среди них острова Бофорта, Баунти, Антиподов, Бове, Франклина, Скотта, Петра I и другие. Было доказано отсутствие островов Терра-Нова. Впервые определено положение Южного магнитного полюса после перемещения его с континента в море Д’Юрвиля, что имеет важное теоретическое и практическое значение. За 147 суток было пройдено более 33 тысяч миль, из них 13 тысяч во льдах и айсбергах, при этом «Адмирал Владимирский» в проливе Мак-Мердо достиг широты 78°15’ — самой южной точки, достигнутой отечественными судами. Завершилась антарктическая кругосветка 27 апреля 1983 года.

Экспедиция 2014 года

С августа по декабрь 2014 года прошло кругосветное плавание, перед которым судно прошло ремонт на «Канонерском заводе» в Санкт-Петербурге. В процессе ремонта были обновлены системы жизнеобеспечения и установлено новое оборудование для работы в различных широтах, в том числе[3]:

  • новый многолучевой эхолот, который позволяет производить съёмку рельефа дна;
  • гидрометеостанция, производящая измерения гидрометеопараметров в автоматическом режиме;
  • приёмоиндикаторы для приёма сигналов спутниковых и береговых радионавигационных систем,
  • новые морские средства навигации;
  • электронная картографическая навигационная информационная система.

В ходе похода были проведены метеорологические, гидрографические, гидрологические и картографические исследования. Актинометрические и аэрологические наблюдения. Также прошли наблюдения за волнениями и течениями морей и океанов, проведено исследование морских организмов. В ходе экспедиции проведено комплексное океанографическое исследование, которые включило в себя[4]:

  • обследование форм рельефа дна,
  • испытания новых радионавигационных приёмоиндикаторов в высоких широтах,
  • изучение ледовой обстановки,
  • уточнение координат средств навигационного оборудования и положения береговой черты островов и морей Северного Ледовитого океана.

Начальной точкой маршрута стал Кронштадт, откуда 18 августа 2014 года судно начало свой поход[5]. Маршрут прошёл по Балтийскому, Северному, Баренцеву морям, Северному морскому пути, Берингову морю, северной части Тихого океана. По Панамскому каналу[6] судно вышло в Атлантический океан[7], пересекло его и, пройдя проливом Ла-Манш[8], южной частью Северного моря, Датскими проливами, замкнуло маршрут в Балтийском море, оставив за кормой 24 670 морских миль и совершив заходы в пять российских портов[9][10]: Мурманск, Диксон[11], Тикси[12][13], Певек[14][15], Петропавловск-Камчатский[16][17], а также в четыре зарубежных: Ванкувер (Канада)[18], Коринто (Никарагуа)[19], Гавана (Куба)[20], Брест (Франция).

Хроника похода:

  • 18.8.2014 торжественные проводы в Кронштадте[5].
  • 27.8.2014 завершён 1-й этап кругосветного плавания, заход в главную базу СФ город Североморск[9].
  • 2.9.2014(?) выход из главной ВМБ СФ города Североморска, взят курс на порт Диксон[10].
  • 8.9.2014(?) заход в порт Диксон (Карское море)[11].
  • 18.9.2014(?) заход в порт Тикси (море Лаптевых)[12].
  • 22.9.2014(?) в рамках 2-го этапа кругосветного плавания: выход из порта Тикси (море Лаптевых), взят курс в порт Певек (Восточно-Сибирское море). В рамках первой половины похода по трассе Северного морского пути экипаж «Адмирала Владимирского» сделал ряд географических открытий.[13]
  • 23.9.2014 произведена высадка на берег открытого годом ранее с воздуха острова Яя[21].
  • 29.9.2014(?) заход в порт Певек. Экипаж встретился с представителями органов власти города Певек по вопросам развития Северного морского пути. С начала кругосветного плавания экипажем судна выполнено 13440 км маршрутного промера, установлено 95 разовых дрейфовых океанографических станций, а также осмотрено с моря более 280 геодезических знаков и средств навигационного оборудования.[14]
  • 2.10.2014(?) выход из порта Певек, взят курс на Петропавловск-Камчатский.[15]
  • 12-16.10.2014 заход в порт Петропавловска-Камчатского. За время похода экипаж судна обнаружил несколько новых островов неподалёку от Новой Земли, а также ранее неизвестные мысы и проливы.[16] Прибытие в порт Владивосток ожидается 24.10.2014. После визита во Владивосток океанограф «Адмирал Владимирский» планирует совершить трансокеанский переход к берегам Центральной Америки, затем через Панамский канал судно выйдет в Атлантику.[17]
  • 13.11.2014 стало известно, что судно «Адмирал Владимирский», совершающее кругосветное плавание, внезапно изменило маршрут и вместо Канады отправилось к берегам Австралии[18].
  • 16.12.2014(?) заход в порт Коринто в Никарагуа. За время перехода из Владивостока экипаж судна замерил точные глубины Тихого океана и отметил покрытие пути спутниками.[19]
  • 20.12.2014 заход в Панамский канал. От Кронштадта пройдено 23 000 миль.[6]
  • 24.12.2014. Утром 24 декабря судно зашло в порт Гавана. Стоянка продлится около 5 суток.[20]
  • 1.1.2015. Участники похода встретили новогодние праздники в Северной Атлантике.[7]
  • 12.1.2015(?) начало прохождения пролива Ла-Манш для возвращения в пункт постоянного базирования. До этого судно несколько суток пережидало шторм в заливе Сены у берегов Франции. По пути следования к российским берегам экипаж гидрографического судна продолжает выполнение океанографических исследований — производит маршрутный промер морского дна, обследует точки якорных стоянок, собирает сведения для корректуры навигационных морских карт, руководств и пособий для плавания. Прибытие судна в Кронштадт ожидается 17.1.2015.[8]
Океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский»

Экспедиция 2015—2016 гг

6 ноября 2015 года судно вышло из Кронштадта и направилось к берегам Антарктиды. Экспедиция посетит порты Алжир (17-19 ноября), Суэц (Египет), Джидда (Саудовская Аравия), Виктория (Сейшельские острова), Мадагаскар, Мапуту (Мозамбик), Кейптаун (ЮАР), Малабо (Экваториальная Гвинея), Луанда (Ангола), Лиссабон (Португалия).

Начальник 6-й Атлантической экспедиции ВМФ России (командир похода) — капитан 2 ранга Дмитрий Пунтус, капитан судна — Александр Пышкин[22]. Заместитель командира похода по работе с верующими военнослужащими – иерей Олег Артёмов[23][24].

«Адмирал Владимирский» должен пройти около 30 тысяч морских миль и возвратится в Кронштадт в апреле 2016 года[25].

Судно завершило основной этап экспедиции в Антарктиду, 3 марта прибыло в порт Кейптаун, откуда 8 марта отправилось к родным берегам[26][27].

Экспедиция 2017 года

6 апреля 2017 года судно вышло в дальний морской поход. По состоянию на 22 апреля прошло Балтику, Северное море, через пролив Ла-Манш вышло в Атлантический океан, миновало Гибралтар и зашло в Средиземное море[28].

Экспедиция 2019—2020 гг

Гидрографическое судно Балтийского флота «Адмирал Владимирский» после возвращения из кругосветного плавания. Кронштадт. 6 июня 2020 года

С 3 декабря 2019 года по 8 июня 2020 года, после очередного капитального ремонта, вместе с судном «Маршал Геловани», принимает участие в кругосветной океанографической экспедиции Гидрографической службы ВМФ РФ, посвящённой 200-летию открытия Антарктиды и 250-летию со дня рождения адмирала И. Ф. Крузенштерна[29].

26 июля 2020 года принял участие в Главном военно-морском параде в честь Дня Военно-Морского Флота России в Санкт-Петербурге.

Литература

  • Морской энциклопедический словарь в трёх томах. Т. 1. — Л.: Судостроение, 1991. — С. 30 — 31. ISBN 5-7355-0280-8
  • Два плавания вокруг Антарктиды / Сост. В. В. Аристов. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. — 389 с. Публикация трудов профессора Казанского университета И. М. Симонова о первой русской антарктической экспедиции 1819—1821 гг. и дневника советской кругосветной антарктической экспедиции 1982—1983 гг.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Черноморский флот (информационный ресурс). Дата обращения: 3 января 2011. Архивировано 18 июля 2012 года.
  2. Газета «Красная Звезда» (недоступная ссылка)
  3. Российский флот спустя 30 лет возобновляет кругосветные плавания. 8.4.2014. Дата обращения: 8 апреля 2014. Архивировано 9 апреля 2014 года.
  4. «Адмирал Владимирский» отправится в кругосветное плавание. 30.7.2014. Дата обращения: 31 июля 2014. Архивировано 8 августа 2014 года.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 «Адмирал Владимирский» идет в кругосветку. Архивная копия от 4 сентября 2014 на Wayback Machine Фоторепортаж.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 «Адмирал Владимирский» зашел в Панамский канал. 22.12.2014. Дата обращения: 9 января 2015. Архивировано 9 января 2015 года.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 «Адмирал Владимирский» завершает кругосветную экспедицию и скоро вернется в Петербург. 1.1.2015. Дата обращения: 9 января 2015. Архивировано 9 января 2015 года.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 «Адмирал Владимирский» начал прохождение Ла-Манша. 12.1.2015. Дата обращения: 14 января 2015. Архивировано 29 июня 2015 года.
  9. Перейти обратно: 9,0 9,1 «Адмирал Владимирский» зашел в Североморск. 28.8.2014. Дата обращения: 28 августа 2014. Архивировано 2 сентября 2014 года.
  10. Перейти обратно: 10,0 10,1 «Адмирал Владимирский» взял курс на Диксон. 2.9.2014. Дата обращения: 3 сентября 2014. Архивировано 4 сентября 2014 года.
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 «Адмирал Владимирский» зашел в Диксон. 9.9.2014. Дата обращения: 9 сентября 2014. Архивировано 11 сентября 2014 года.
  12. Перейти обратно: 12,0 12,1 «Адмирал Владимирский» зашел в Тикси. 19.9.2014. Дата обращения: 19 сентября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  13. Перейти обратно: 13,0 13,1 «Адмирал Владимирский» совершил ряд географических открытий. 23.9.2014. Дата обращения: 29 сентября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  14. Перейти обратно: 14,0 14,1 «Адмирал Владимирский» прибыл в Певек. 30.9.2014. Дата обращения: 30 сентября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  15. Перейти обратно: 15,0 15,1 «Адмирал Владимирский» покинул Певек. 3.10.2014. Дата обращения: 3 октября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  16. Перейти обратно: 16,0 16,1 «Адмирал Владимирский» зашел в Петропавловск-Камчатский. 13.10.2014. Дата обращения: 13 октября 2014. Архивировано 20 октября 2014 года.
  17. Перейти обратно: 17,0 17,1 «Адмирал Владимирский» зайдет во Владивосток. 22.10.2014. Дата обращения: 23 октября 2014. Архивировано 30 ноября 2014 года.
  18. Перейти обратно: 18,0 18,1 «Адмирал Владимирский» вместо Канады пошел к Австралии. 13.11.2014. Дата обращения: 14 ноября 2014. Архивировано 18 ноября 2014 года.
  19. Перейти обратно: 19,0 19,1 «Адмирал Владимирский» пришел в Никарагуа. 16.12.2014. Дата обращения: 17 декабря 2014. Архивировано 17 декабря 2014 года.
  20. Перейти обратно: 20,0 20,1 Российские океанологи пришвартовались на Кубе. 24.12.2014. Дата обращения: 9 января 2015. Архивировано 1 января 2015 года.
  21. Экспедиция судна «Адмирал Владимирский» подтвердила существование острова Яя. 30.9.2014. Дата обращения: 3 октября 2014. Архивировано 3 октября 2014 года.
  22. Океанографическое исследовательское судно ВМФ России «Адмирал Владимирский» завершило заход в порт Джидда (Саудовская Аравия) : Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 6 декабря 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  23. "АДМИРАЛ ВЛАДИМИРСКИЙ" В АНТАРКТИДЕ! Архивная копия от 22 марта 2019 на Wayback Machine //РГО. Санкт-Петербургское городское отделение. 5 февраля 2016.
  24. Отчет военного священника с борта исследовательского судна "Адмирал Владимирский". Архивная копия от 31 мая 2016 на Wayback Machine // Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии. 17.01.2016.
  25. Впервые за 30 лет к берегам Антарктиды отправилось океанографическое исследовательское судно ВМФ России «Адмирал Владимирский» : Министерство обороны Российской Федерации
  26. Экипаж ОИС «Адмирал Владимирский» принял участие в церемонии возложения венков к Памятнику российским морякам в ЮАР : Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 7 марта 2016. Архивировано 8 марта 2016 года.
  27. Океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» завершило деловой заход в порт Кейптаун (ЮАР) : Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 8 марта 2016. Архивировано 9 марта 2016 года.
  28. Исследовательское судно Балтийского флота «Адмирал Владимирский» совершило деловой заход в королевство Монако : Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 23 апреля 2017. Архивировано 24 апреля 2017 года.
  29. Закурдаев Роман. Испытание холодом: экипаж судна «Адмирал Владимирский» взял курс на Антарктику Архивная копия от 3 февраля 2020 на Wayback Machine

Ссылки