Адмирал Владимирский (судно)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Адмирал Владимирский»
«Адмирал Владимирский».jpg
Служба
 Россия
Класс и тип судна Научно-исследовательское судно
Порт приписки Кронштадт
Организация USSR, Flag auxiliary fleet 1950 beacon.svg ГС СССР →
Russia, Flag of hydrogrphic vessels of the Navy 2000.svg ГС России
Оператор 176 отдельный дивизион океанографических исследовательских судов (1975—1990)
Атлантическая океанографическая экспедиция (с 1994)
Изготовитель Щецинская судоверфь им. Адольфа Варского, Щецин, Польша
Строительство начато 1.12.1973
Спущен на воду 4.04.1974
Введён в эксплуатацию 31.05.1975
Статус В строю
Основные характеристики
Водоизмещение 9120 т
Длина 147,8 м
Ширина 18,6 м
Осадка 6,4 м
Двигатели 2 дизеля
Мощность 16 000 л.с.
Движитель 2 винта
Скорость хода 19 узлов
Дальность плавания 18 000 миль (25 000 миль)
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 170
Пассажировместимость 80 (экспедиция)

Океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» — построено по проекту 852 на Щецинской верфи им. Варского в 1975 году. Всего по данному проекту было построено 6 судов, головное судно проекта «Академик Крылов» было сдано ВМФ СССР в 1974 году[1]. Названо в честь командующего Черноморским флотом Льва Владимирского, входит в состав Балтийского флота ВМФ России.

Общие сведения

Судно предназначено для наблюдения за течениями, исследования в области химической гидрологии, морских биологических наблюдений, морской метеорологии, актинометрических наблюдений, наблюдениями за волнением, аэрологических наблюдений[1]. Оно может находиться в автономном плаванье до 90 суток и способно пройти 18 000 миль (25 000 миль)[2]. Судно на своем борту имеет 2 гидрографических промерных катера, 19 специализированных лабораторий. Также оно оснащено одним краном на 7 тонн, и двумя кранами по 250 кг. Имеется площадка и ангар на 1 вертолет типа Ка-25[1]. Корпус способен выдерживать напор льдов толщиной до 1 м.

Служба

За период в 1975—1990 и 1994—2001 годы судно совершило 15 рейсов в районы: Южный сектор Индийского океана, Южная часть Атлантического океана, Северо-Западная часть Индийского океана, Южный сектор Тихого океана, Индийский океан, Красное море, Средиземное море, Аравийское море, Атлантический океан, Чёрное море.

В 1975—1990 гг. было приписано к Черноморскому флоту, базируясь в Севастополе. В 1990—1994 гг. находилось на ремонте в Польше. После ремонта на Чёрное море уже не вернулось и было перечислено в состав Балтийского флота с базированием в Кронштадте. Единственное оставшееся в строю судно своего типа.

Экспедиция 1982—1983 гг

2 декабря 1982 года два океанографических исследовательских судна «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» отправились по маршруту русской антарктической экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный» (1819—1821 гг.). Основной задачей экспедиции было исследование малоизученных районов океанов, которые примыкают к Антарктиде, получение данных новых и корректура имеющихся морских карт, лоций, пособий для плавания. Имелась и политическая цель: повторение маршрута плавания на шлюпах «Восток» и «Мирный» должно было напомнить всему миру о приоритете России в открытии шестого континента планеты.

В ходе комплексных океанологических исследований были получены новые данные о рельефе дна, о температуре и солености морской воды, течениях, грунтах и метеорологических элементах. Открыто 178 подводных гор и возвышенностей, уточнено положение 13 островов в Южном океане. Среди них острова Бофорта, Баунти, Антиподов, Бове, Франклина, Скотта, Петра I и другие. Было доказано отсутствие островов Терра-Нова. Впервые определено положение Южного магнитного полюса после перемещения его с континента в море Д’Юрвиля, что имеет важное теоретическое и практическое значение. За 147 суток было пройдено более 33 тысяч миль, из них 13 тысяч во льдах и айсбергах, при этом «Адмирал Владимирский» в проливе Мак-Мердо достиг широты 78°15’ — самой южной точки, достигнутой отечественными судами. Завершилась антарктическая кругосветка 27 апреля 1983 года.

Экспедиция 2014 года

С августа по декабрь 2014 года прошло кругосветное плавание, перед которым судно прошло ремонт на «Канонерском заводе» в Санкт-Петербурге. В процессе ремонта были обновлены системы жизнеобеспечения и установлено новое оборудование для работы в различных широтах, в том числе[3]:

  • новый многолучевой эхолот, который позволяет производить съёмку рельефа дна;
  • гидрометеостанция, производящая измерения гидрометеопараметров в автоматическом режиме;
  • приёмоиндикаторы для приёма сигналов спутниковых и береговых радионавигационных систем,
  • новые морские средства навигации;
  • электронная картографическая навигационная информационная система.

В ходе похода были проведены метеорологические, гидрографические, гидрологические и картографические исследования. Актинометрические и аэрологические наблюдения. Также прошли наблюдения за волнениями и течениями морей и океанов, проведено исследование морских организмов. В ходе экспедиции проведено комплексное океанографическое исследование, которые включило в себя[4]:

  • обследование форм рельефа дна,
  • испытания новых радионавигационных приёмоиндикаторов в высоких широтах,
  • изучение ледовой обстановки,
  • уточнение координат средств навигационного оборудования и положения береговой черты островов и морей Северного Ледовитого океана.

Начальной точкой маршрута стал Кронштадт, откуда 18 августа 2014 года судно начало свой поход[5]. Маршрут прошёл по Балтийскому, Северному, Баренцеву морям, Северному морскому пути, Берингову морю, северной части Тихого океана. По Панамскому каналу[6] судно вышло в Атлантический океан[7], пересекло его и, пройдя проливом Ла-Манш[8], южной частью Северного моря, Датскими проливами, замкнуло маршрут в Балтийском море, оставив за кормой 24 670 морских миль и совершив заходы в пять российских портов[9][10]: Мурманск, Диксон[11], Тикси[12][13], Певек[14][15], Петропавловск-Камчатский[16][17], а также в четыре зарубежных: Ванкувер (Канада)[18], Коринто (Никарагуа)[19], Гавана (Куба)[20], Брест (Франция).

Хроника похода:

  • 18.8.2014 торжественные проводы в Кронштадте[5].
  • 27.8.2014 завершён 1-й этап кругосветного плавания, заход в главную базу СФ город Североморск[9].
  • 2.9.2014(?) выход из главной ВМБ СФ города Североморска, взят курс на порт Диксон[10].
  • 8.9.2014(?) заход в порт Диксон (Карское море)[11].
  • 18.9.2014(?) заход в порт Тикси (море Лаптевых)[12].
  • 22.9.2014(?) в рамках 2-го этапа кругосветного плавания: выход из порта Тикси (море Лаптевых), взят курс в порт Певек (Восточно-Сибирское море). В рамках первой половины похода по трассе Северного морского пути экипаж «Адмирала Владимирского» сделал ряд географических открытий.[13]
  • 23.9.2014 произведена высадка на берег открытого годом ранее с воздуха острова Яя[21].
  • 29.9.2014(?) заход в порт Певек. Экипаж встретился с представителями органов власти города Певек по вопросам развития Северного морского пути. С начала кругосветного плавания экипажем судна выполнено 13440 км маршрутного промера, установлено 95 разовых дрейфовых океанографических станций, а также осмотрено с моря более 280 геодезических знаков и средств навигационного оборудования.[14]
  • 2.10.2014(?) выход из порта Певек, взят курс на Петропавловск-Камчатский.[15]
  • 12-16.10.2014 заход в порт Петропавловска-Камчатского. За время похода экипаж судна обнаружил несколько новых островов неподалёку от Новой Земли, а также ранее неизвестные мысы и проливы.[16] Прибытие в порт Владивосток ожидается 24.10.2014. После визита во Владивосток океанограф «Адмирал Владимирский» планирует совершить трансокеанский переход к берегам Центральной Америки, затем через Панамский канал судно выйдет в Атлантику.[17]
  • 13.11.2014 стало известно, что судно «Адмирал Владимирский», совершающее кругосветное плавание, внезапно изменило маршрут и вместо Канады отправилось к берегам Австралии[18].
  • 16.12.2014(?) заход в порт Коринто в Никарагуа. За время перехода из Владивостока экипаж судна замерил точные глубины Тихого океана и отметил покрытие пути спутниками.[19]
  • 20.12.2014 заход в Панамский канал. От Кронштадта пройдено 23 000 миль.[6]
  • 24.12.2014. Утром 24 декабря судно зашло в порт Гавана. Стоянка продлится около 5 суток.[20]
  • 1.1.2015. Участники похода встретили новогодние праздники в Северной Атлантике.[7]
  • 12.1.2015(?) начало прохождения пролива Ла-Манш для возвращения в пункт постоянного базирования. До этого судно несколько суток пережидало шторм в заливе Сены у берегов Франции. По пути следования к российским берегам экипаж гидрографического судна продолжает выполнение океанографических исследований — производит маршрутный промер морского дна, обследует точки якорных стоянок, собирает сведения для корректуры навигационных морских карт, руководств и пособий для плавания. Прибытие судна в Кронштадт ожидается 17.1.2015.[8]
Океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский»

Экспедиция 2015—2016 гг

6 ноября 2015 года судно вышло из Кронштадта и направилось к берегам Антарктиды. Экспедиция посетит порты Алжир (17-19 ноября), Суэц (Египет), Джидда (Саудовская Аравия), Виктория (Сейшельские острова), Мадагаскар, Мапуту (Мозамбик), Кейптаун (ЮАР), Малабо (Экваториальная Гвинея), Луанда (Ангола), Лиссабон (Португалия).

Начальник 6-й Атлантической экспедиции ВМФ России (командир похода) — капитан 2 ранга Дмитрий Пунтус, капитан судна — Александр Пышкин[22]. Заместитель командира похода по работе с верующими военнослужащими – иерей Олег Артёмов[23][24].

«Адмирал Владимирский» должен пройти около 30 тысяч морских миль и возвратится в Кронштадт в апреле 2016 года[25].

Судно завершило основной этап экспедиции в Антарктиду, 3 марта прибыло в порт Кейптаун, откуда 8 марта отправилось к родным берегам[26][27].

Экспедиция 2017 года

6 апреля 2017 года судно вышло в дальний морской поход. По состоянию на 22 апреля прошло Балтику, Северное море, через пролив Ла-Манш вышло в Атлантический океан, миновало Гибралтар и зашло в Средиземное море[28].

Экспедиция 2019—2020 гг

Гидрографическое судно Балтийского флота «Адмирал Владимирский» после возвращения из кругосветного плавания. Кронштадт. 6 июня 2020 года

С 3 декабря 2019 года по 8 июня 2020 года, после очередного капитального ремонта, вместе с судном «Маршал Геловани», принимает участие в кругосветной океанографической экспедиции Гидрографической службы ВМФ РФ, посвящённой 200-летию открытия Антарктиды и 250-летию со дня рождения адмирала И. Ф. Крузенштерна[29].

26 июля 2020 года принял участие в Главном военно-морском параде в честь Дня Военно-Морского Флота России в Санкт-Петербурге.

Литература

  • Морской энциклопедический словарь в трёх томах. Т. 1. — Л.: Судостроение, 1991. — С. 30 — 31. ISBN 5-7355-0280-8
  • Два плавания вокруг Антарктиды / Сост. В. В. Аристов. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. — 389 с. Публикация трудов профессора Казанского университета И. М. Симонова о первой русской антарктической экспедиции 1819—1821 гг. и дневника советской кругосветной антарктической экспедиции 1982—1983 гг.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Черноморский флот (информационный ресурс). Дата обращения: 3 января 2011. Архивировано 18 июля 2012 года.
  2. Газета «Красная Звезда» (недоступная ссылка)
  3. Российский флот спустя 30 лет возобновляет кругосветные плавания. 8.4.2014. Дата обращения: 8 апреля 2014. Архивировано 9 апреля 2014 года.
  4. «Адмирал Владимирский» отправится в кругосветное плавание. 30.7.2014. Дата обращения: 31 июля 2014. Архивировано 8 августа 2014 года.
  5. 5,0 5,1 «Адмирал Владимирский» идет в кругосветку. Архивная копия от 4 сентября 2014 на Wayback Machine Фоторепортаж.
  6. 6,0 6,1 «Адмирал Владимирский» зашел в Панамский канал. 22.12.2014. Дата обращения: 9 января 2015. Архивировано 9 января 2015 года.
  7. 7,0 7,1 «Адмирал Владимирский» завершает кругосветную экспедицию и скоро вернется в Петербург. 1.1.2015. Дата обращения: 9 января 2015. Архивировано 9 января 2015 года.
  8. 8,0 8,1 «Адмирал Владимирский» начал прохождение Ла-Манша. 12.1.2015. Дата обращения: 14 января 2015. Архивировано 29 июня 2015 года.
  9. 9,0 9,1 «Адмирал Владимирский» зашел в Североморск. 28.8.2014. Дата обращения: 28 августа 2014. Архивировано 2 сентября 2014 года.
  10. 10,0 10,1 «Адмирал Владимирский» взял курс на Диксон. 2.9.2014. Дата обращения: 3 сентября 2014. Архивировано 4 сентября 2014 года.
  11. 11,0 11,1 «Адмирал Владимирский» зашел в Диксон. 9.9.2014. Дата обращения: 9 сентября 2014. Архивировано 11 сентября 2014 года.
  12. 12,0 12,1 «Адмирал Владимирский» зашел в Тикси. 19.9.2014. Дата обращения: 19 сентября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  13. 13,0 13,1 «Адмирал Владимирский» совершил ряд географических открытий. 23.9.2014. Дата обращения: 29 сентября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  14. 14,0 14,1 «Адмирал Владимирский» прибыл в Певек. 30.9.2014. Дата обращения: 30 сентября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  15. 15,0 15,1 «Адмирал Владимирский» покинул Певек. 3.10.2014. Дата обращения: 3 октября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  16. 16,0 16,1 «Адмирал Владимирский» зашел в Петропавловск-Камчатский. 13.10.2014. Дата обращения: 13 октября 2014. Архивировано 20 октября 2014 года.
  17. 17,0 17,1 «Адмирал Владимирский» зайдет во Владивосток. 22.10.2014. Дата обращения: 23 октября 2014. Архивировано 30 ноября 2014 года.
  18. 18,0 18,1 «Адмирал Владимирский» вместо Канады пошел к Австралии. 13.11.2014. Дата обращения: 14 ноября 2014. Архивировано 18 ноября 2014 года.
  19. 19,0 19,1 «Адмирал Владимирский» пришел в Никарагуа. 16.12.2014. Дата обращения: 17 декабря 2014. Архивировано 17 декабря 2014 года.
  20. 20,0 20,1 Российские океанологи пришвартовались на Кубе. 24.12.2014. Дата обращения: 9 января 2015. Архивировано 1 января 2015 года.
  21. Экспедиция судна «Адмирал Владимирский» подтвердила существование острова Яя. 30.9.2014. Дата обращения: 3 октября 2014. Архивировано 3 октября 2014 года.
  22. Океанографическое исследовательское судно ВМФ России «Адмирал Владимирский» завершило заход в порт Джидда (Саудовская Аравия) : Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 6 декабря 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  23. "АДМИРАЛ ВЛАДИМИРСКИЙ" В АНТАРКТИДЕ! Архивная копия от 22 марта 2019 на Wayback Machine //РГО. Санкт-Петербургское городское отделение. 5 февраля 2016.
  24. Отчет военного священника с борта исследовательского судна "Адмирал Владимирский". Архивная копия от 31 мая 2016 на Wayback Machine // Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии. 17.01.2016.
  25. Впервые за 30 лет к берегам Антарктиды отправилось океанографическое исследовательское судно ВМФ России «Адмирал Владимирский» : Министерство обороны Российской Федерации
  26. Экипаж ОИС «Адмирал Владимирский» принял участие в церемонии возложения венков к Памятнику российским морякам в ЮАР : Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 7 марта 2016. Архивировано 8 марта 2016 года.
  27. Океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» завершило деловой заход в порт Кейптаун (ЮАР) : Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 8 марта 2016. Архивировано 9 марта 2016 года.
  28. Исследовательское судно Балтийского флота «Адмирал Владимирский» совершило деловой заход в королевство Монако : Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 23 апреля 2017. Архивировано 24 апреля 2017 года.
  29. Закурдаев Роман. Испытание холодом: экипаж судна «Адмирал Владимирский» взял курс на Антарктику Архивная копия от 3 февраля 2020 на Wayback Machine

Ссылки