Аджзи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сиддики Аджзи
Имя при рождении Саидахмад Хасанходжа оглы Сиддики
Дата рождения 1864(1864)
Место рождения кишлак Халвои , вблизи Самарканда, Бухарский эмират
Дата смерти июль 1927
Место смерти Самарканд, Узбекская ССР, СССР
Страна Бухарский эмират
Российская империя Российская Империя
Флаг СССР СССР
Род деятельности путешественник, писатель, переводчик-полиглот, джадидист
Награды и премии

Заслуженный учитель Узбекской ССР - 1926

Аджзи́ настоящее имя Саидахмад Хасанходжа оглы Сиддики (узб. Сиддиқий Ажзий / Саидаҳмад Ҳасанхўжа ўғли Сиддиқий; род. 1864 год, кишлак Халвои, недалеко от Самарканда, Бухарский Эмират; умер 1927 год, Самарканд, Узбекская ССР, СССР) — среднеазиатский, узбекский и советский путешественник, писатель, переводчик-полиглот и джадидист.

Биография

Саидахмад Хасанходжа оглы Сиддики родился в 1864 году в кишлаке Халвои который находился недалеко от Самарканда, Бухарский Эмират, в бедной семье. В детстве осиротел но продолжал учиться в местной Медресе. Его воспитывали дедушка и тётя. Позднее работал с часовщиками. Немного повзрослев, он пошел в Бухару учится в большом Медресе. Через два или три года он прекратил своё образование в бухарской медресе и работал в различных работах, в том числе в качестве писца у Кади.

В 1901 году Сиддики продал унаследованный ему от отца дом с земельным участком и на вырученные деньги уехал вместе с караваном на священный Хадж в Мекке. После совершения Хаджа, Сиддики начал путешествовать и побывал в городах и странах Аравийского полуострова, в Турции, Ираке, Иране, Афганистане. Сиддики также побывал на Кавказе, городах Российской Империи, в том числе в Баку, Тифлисе, Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде. После длительного путешествия он вернулся в Среднюю Азию. В 1900 году работал в качестве переводчика в посольстве Российской Империи в Джидде.

Во время своего путешествия он познакомился в Баку с джадидистами Закавказья и вернувшись домой он вместе с еще одним джадидистом Исхокхоном Ибратом основали школу с новым методом обучения в кишлаке Халвои который находился недалеко от Самарканда. Школа которая основана ими сохранилось до наших дней. Школа работает до сих пор и она названа в честь Сыддыкия Аджзия. В декабре 1913 года имам Медресе Улугбека вызвал их для порицания и хотел убить их за богохульство.

Сиддики Аджзи владел в совершенстве узбекским, таджикским, персидским, арабским, турецким и азербайджанским языком. Позднее научился и русскому языку до совершенства. Переводил произведения великих писателей и поэтов на языки которыми владел. В частности, В 1908—1910 годах он перевел на узбекский и таджикский языки произведения Льва Толстого, басни Ивана Крылова а также поветь Николая Гоголя — «Шинель».

Также, Сиддики Аджзи разрабатывал специальные учебники для школ Средней Азии. В 1880-х годах начал писать стихи, среди них такие сборники стихов как: «Айн уль-адаб» (Источник этики) и «Ганджинаи хикмат» (Клад притчей). В 1912 году был опубликован его дастан — «Анджумани арвох» (Собрание духов), а в 1914 году дастан — «Миръоти ибрат» (Зеркало подражания). В дастане «Миръоти ибрат» повествуются проблемы и трагического состояние Туркестана, а также мысли о предотвращении этих проблем в реальности. В частности в нем говорится:

Наука и знания, государство, язык, закон — без этого у ни одной нации нет будущего, участь нации, у которой нет этих четырех вещей — гибель.

Многие его повести, дастаны и стихи были переведены на турецкий, азербайджанский, персидский и другие языки. В своих произведениях Аджзи пытался вовлечь людей во всеобщее духовное взросление, критиковал однотипный режим в Бухарском Эмирате, советскую власть Аджзи критиковал за неуважение с их стороны местных народов и обычаев Средней Азии. В 1914 году Аджзи открыл в Самарканде книжный магазин «Зарафшон» и продавал книги разных исторических эпох которые были написаны на персидском, таджикском, узбекском, турецком, русском и других языках.

После февральской революции 1917 года, Аджзи начал участвовать в народном движении. В 1918—1921 годах работал комиссаром в Самаркандском областном суде. В 1922 году отверг все государственные должности и вернулся в свою прежнюю работу и был школьным учителем. Позднее, он активно участвовал в основании сатирических журналов «Машраб» и «Мулла Мушфикий», а также газеты «Зарафшон» на узбекском и таджикском языке. Специально для этих журналов и газет написал сатирические повести, такие как: «Майна», «Гинагина», «Шашпар», «Тир», «Гумном» и «Олмос». В этих сатирических повестях содержались явные намёки на существующий режим и опасения его последствий. В 1920-е годы Аджзи стал одним из ключевых деятелей образования и культуры.

Зимой 1926 года Аджзи сильно заболел и вскоре в июле 1927 года скончался в Самарканде.

Опубликованные работы Аджзи Сиддики

  • Сиддики Аджзи. Танланган асарлар. — Ташкент: Нашриёт, 1973.
  • Сиддики Аджзи. Миръоти ибрат. — Ташкент: Миллий уйгониш, 1993.
  • Ибрат, Аджзи, Суфизода. Танланган асарлар. — Ташкент: Маънавият, 1999.

Литература

  • Вадуд Махмуд. Тюркский писатель и поэт Аджзи. — Ташкент: Миллий уйгониш, 1993. — С. 42-50.
  • Рахим Хошим. Размышления о Сиддики. — Ташкент: Миллий уйгониш. — С. 86-95.
  • Ботир Косимов. Маслакдошлар: Бехбудий, Сиддики Аджзи, Фитрат. — Ташкент: Нашриёт, 1994.