Адельфопоэзис

Адельфопоэзис (др.-греч. ἀδελφοποίησις, от ἀδελφός — брат и ποιέω — делаю, творю; буквально «братотворение», также «братание») — обряд, исторически совершавшийся в некоторых христианских традициях для объединения двух людей одного пола (обычно мужчин) в благословлённый церковью дружественный союз.
Схожие ритуалы побратимства практиковались и другими культурами, в том числе американскими индейцами, жителями древнего Китая, а также германскими и скандинавскими народами. По свидетельствам византийских рукописей IX—XV веков, молитвенные тексты провозглашали участников обряда «духовными братьями» и содержали упоминания пар, причисленных к лику святых, среди которых наиболее почитаемые святые Сергий и Вакх, прославленные своей дружбой[1].
История адельфопоэзиса
По мнению протоиерея Константина Никольского, этот обряд возник на почве стремления людей наладить крепкую дружбу, отличающуюся готовностью взаимно помогать друг другу вплоть до самопожертвования, какая бывает между родными братьями. Это стремление было ещё более сильным между христианами, исполняющими заповедь о любви к ближнему. Для укрепления единства прибегали к помощи Церкви. В связи с этим выработался чин братотворения[2].
Главным образом адельфопоэзис был распространён в православном христианстве, в Греции, в славянских землях: в Киевской Руси и Московии. Чин появился в Византии ранее IX века. Древнейший сохранившийся текст находится в Евхологионе Гоара. Затем он перешёл в славянские страны: он встречается в глаголическом Евхологионе XI века, а затем в рукописных Требниках XIV—XV веков и позднейших, а также в печатных Потребниках 1625, 1633, 1636 и 1651 годах и других[3]. Чин существовал в православной церкви вплоть до запрета правилом Номоканона[4].
На Руси чин братотворения был положительно воспринят в соответствии с народным духом, так как русские высоко ценили братство (что отразилось в пословицах и таких словах, как «братчина», «братина») и побратимство (существовал обряд обмена нательными крестами)[5]. Чин братотворения заочно совершил митрополит Иона над Казимиром IV и Василием II[6].
Чинопоследование
Обряд братотворения происходил в церкви перед алтарём. Оба мужчины, желающие вступить в союз, ставились перед аналоем, на котором лежали крест и Евангелие. В руки им давались свечи, священник соединял их руки, читались молитвы, Священное Писание. Священник водил их вокруг аналоя с пением церковных песен, причащал Преждеосвящёнными Дарами. Мужчины, желающие стать братьями, обменивались братскими поцелуями, целовали священника и шли на трапезу (агапу).
Последствия применения обряда
Вследствие распространённого в народе суеверия[источник не указан 1916 дней] считалось, что церковный чин братотворения имел такое же значение как и таинство брака, в частности, лица, вступившие в духовное братство при посредстве церкви, считались состоящими в близком родстве, служившем препятствием к браку между их родственниками и предоставлявшем право наследовать без завещания. Кстати, это же следовало и из 53-го правила Трулльского собора (691—692 г.), по которому духовное родство приравнивалось к кровному, «…ибо сродство по духу важнее союза по телу…».
Отмена
Чин был отменён вследствие злоупотреблений, связанных с неправильно понятым смыслом обряда[7].
Адельфопоэзис в христианской традиции
Русский учёный-полимат, православный священник Павел Флоренский предлагает известное описание адельфопоэзиса в своём монументальном труде «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах», содержащем раннюю библиографию по данной теме. Флоренский описывает традиционную христианскую дружбу, выраженную через адельфопоэзис, как «Предел дробления — не человеческий атом, от себя и из себя относящийся к общине, но общинная молекула, пара друзей, являющаяся началом действий, подобно тому как такою молекулою языческой общины была семья», размышляя над словами Христа о том, что «Где ведь — γάρ — собраны двое или трое — δύο ἢ τρεῖς — в Мое Имя — εἰς τὸ ἐμὸν ὄνομα, — там Я есмь посреди них». В своём теологическом толковании обряда Флоренский описывает соединение в адельфопоэзисе агапической и филической христианской любви, но не эроса, отмечая, что его последование состоит из молитв, чтения Библии и причастия преждеосвященных евхаристических даров.
Альтернативная точка зрения гласит, что обряд применялся во многих случаях как заключение постоянного договора между руководителями государств или братьями по религии в качестве замены побратимства (в частности, по крови), которое в то время было церковью запрещено. Иные исследователи, такие как Брент Шоу, также утверждают, что подобные союзы были скорей сродни побратимству и не содержали никакой сексуальной коннотации.
См. также
Примечания
- ↑ Patrick Viscuso Failed Attempt to Rewrite History. Same-Sex Unions in Premodern Europe. By John Boswell. Villard. 412 pages. // New Oxford Review[англ.], December 1994. (копия Архивная копия от 15 июля 2020 на Wayback Machine)
- ↑ Никольский, 1885, с. 371.
- ↑ Никольский, 1885, с. 371, 373.
- ↑ Никольский, 1885, с. 376.
- ↑ Никольский, 1885, с. 371—372.
- ↑ Никольский, 1885, с. 372—373.
- ↑ Никольский, 1885, с. 377.
Литература
- на русском языке
- Братотворение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Никольский К. Т., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах.. — С-Пб., 1885. — С. 371—388. — 411 с.
- Ткаченко А. А. Братотворение // Православная энциклопедия. — М., 2003. — Т. VI : «Бондаренко — Варфоломей Эдесский». — С. 190-194. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
- Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах
- на других языках
- Brown E. A. R.[англ.] Introduction. // Traditio. 1997. Vol. 52. P. 261-283. doi:10.1017/S0362152900012009
- Brown E. A. R.[англ.] Ritual Brotherhood in Western Medieval Europe. Traditio. 1997. Vol. P. 357-381. doi:10.1017/S0362152900012034
- Shaw B. D. Ritual Brotherhood in Roman and Post-Roman Societies. // Traditio. 1997. Vol. 52. P. 327-355. doi:10.1017/S0362152900012022
Для улучшения этой статьи желательно: |