Адаптивный интеллект

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Адаптивный интеллект (англ. adaptive intelligence) – умственная деятельность, направленная на целенаправленную адаптацию, выбор и формирование среды, которая включает в себя набор навыков, отношений и поведения, основанных на креативном, аналитическом, практическом мышлении и мудрости[1].

История изучения

Одним из создателей и главных исследователей теории адаптивного интеллекта считается Р. Стернберг[2][3].

К изначально биологическому термину в психологии со временем присоединись дополнительные смыслы. Под адаптацией следует понимать возникновение моделей и стратегий поведения, адекватных условиям, а также процесс гармоничных отношений со средой, в том числе средой социальной и культурной[4]. А. Г. Маклаковым предложено понятие «личностный адаптационный потенциал» – это «интегральная характеристика, включающая устойчивую совокупность индивидуально-психологических и личностных свойств, обусловливающих эффективную адаптацию». К компонентам адаптационного потенциала автор относит нервно-психическую устойчивость, самооценку личности, ощущение социальной поддержки, конфликтность личности, опыт социального общения[5]. Одним из первых о связи интеллекта и адаптации писал Ж. Пиаже: «интеллект для нас есть определённый конечный пункт, а в своих истоках он неотделим от сенсомоторной адаптации в целом, так же как за её пределами – от самых низших форм биологической адаптации»[6]. Исследователь фактически определяет интеллект через адаптационные процессы ассимиляции и аккомодации, при этом степень «интеллектуальности» поведения, согласно Пиаже, определяется сложностью и многообразием траекторий воздействия субъекта на объекты. Современные авторы продолжают эту традицию и также определяют основную функцию интеллекта как адаптацию, обеспечение поиска решения проблемных ситуаций и успешности освоения различных видов деятельности[7]. Тема адаптации в настоящее время широко представлена в работах философов, психологов, социологов и в медийном пространстве. По мнению А. Г. Асмолова, обсуждение непредсказуемости, адаптации и неадаптивности становится «интеллектуальной модой»[8]. Книги о преодолении неопределённости, например, «Антихрупкость» Н. Талеба, приобретают статус бестселлеров. В проблемном поле науки активно появляются новые термины: к привычной «социально-психологической адаптации» добавились «личностный адаптационный потенциал» (Маклаков), «неадаптивная активность» (Петровский), «преадаптация» (Асмолов). Дискуссия об общем факторе интеллекта и частных интеллектуальных способностей, продолжавшаяся несколько десятилетий, так и не позволила сформулировать однозначный ответ на вопрос о том, «сколько же на самом деле существует интеллектов» и постепенно стала выходить за пределы предметного поля когнитивной психологии. В работах Г. Айзенка наравне с «психометрическим» фигурируют «биологический» и «социальный» интеллект, Г. Гарднер в теории «множества интеллектов» описывает широкий перечень независимых типов интеллекта: музыкальный, лингвистический, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный[7]. Отдельно следует отметить понятие «эмоциональный интеллект», появившееся в работах психологов в 1960-х и приобретшее популярность в конце 1990-х – начале 2000-х, благодаря работам журналиста Дэниела Гоулмана. Наиболее распространённая модель эмоционального интеллекта принадлежит Майеру, Саловею и Карузо[9]. Диагностика адаптации в психологии строится на исследовании удовлетворённости жизнью, субъективного благополучия, способности решать проблемные ситуации в социальном взаимодействии[10]. Ряд современных отечественных исследований проблематизируют отношения между социально-психологической адаптацией и интеллектом, но не продвигаются дальше выявления и анализа корреляций.

В настоящее время появляются всё больше научных работ, посвящённых вопросам роли адаптивного интеллекта в процессе обучения[11][12].

Кандидат психологических наук, российский ученый-разработчик теории адаптивного интеллекта Валерий Гут определяет: «Интеллект» гораздо шире и включает в себя не только то, что связано с умением адаптироваться, но и то, что на адаптацию не влияет, и при этом относится к познавательной деятельности. Интеллект – не всегда адаптация: человек может приобретать и понимать знания о фресках Михаила Врубеля, оперировать ими (знаниями), но в большинстве случаев это не повлияет на его способность к адаптации. Данные знания могут повлиять на нее лишь когда среда будет требовать их наличие, например, для выживания. Различия между понятиями позволяют вывести их полезный симбиоз – адаптивный интеллект. Есть надежда с его помощью по-новому рассмотреть механизмы совладающего поведения»[13].

Ссылки

Гут В. В., Андреева А. А. Адаптивный интеллект – новая грань анализа героев художественной литературы //Журнал Globus / Учредители: Serenity-Group, Буткевич В. В., 2022. – номер 3. – ISSN: 2658-5197.

Гут В. В. Адаптивный интеллект: как выжить в изменчивом мире и не допустить банкротства личности // СберПро Медиа

Гут В. В. Эвристический потенциал понятия «Адаптивный интеллект» // Психология стресса и совладающего поведения: устойчивость и изменчивость отношений, личности, группы в эпоху неопределенности: материалы VI Международной научной конференции. – Кострома: КГУ, 2022. – С. 108.

Гут В. В., Дзейтова М. Х. Адаптивный интеллект в контексте научного и житейского знания // Научно-практический журнал "Живая психология" / Учредитель и издатель журнала: ООО "Издательство "Манускрипт", 2022. - Том 9 №2. - ISSN 2413-6522 С. 107.

См. также

Примечания

  1. Sternberg R. J. Adaptive intelligence: Its nature and implications for education. // Education Sciences. – 2021. – № 11. – 823.
  2. Robert J. Sternberg, Linda Jarvin, Ophélie Allyssa Desmet. Lessons from the Conservatory Model as a Basis for Undergraduate Education and the Development of Intelligence. // J. Intell. 2022, 10(2), 34.
  3. Sternberg R. J. Adaptive Intelligence. Surviving and Thriving in Times of Uncertainty. – Cambridge University Press, 2021.
  4. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптации (историко-методологическое исследование). – Л.: Наука, 1989. – 240 с.
  5. Маклаков А. Г., Сидорова А. А. Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в вузе. // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2011. № 4. – С. 41-51.
  6. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — СПб.: Питер, 2004. — 192 с. – С. 11.
  7. 7,0 7,1 Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
  8. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределённости: непредсказуемые маршруты эволюции. — М: Акрополь, 2018. — 212 с. – С. 50.
  9. Salovey, P., Mayer, J.D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition, and Personality. – 1990, 9 – 185-211.
  10. Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. – 57 с.
  11. Локаткова О. Н. Роль адаптивного интеллекта обучающихся в процессе взаимодействия с образовательной средой. // Universum: психология и образование. 2021. 6 (84).
  12. Погодаева М. В. Использование технологий развития адаптивного интеллекта для сохранения психического здоровья студентов. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2022. 1. С. 24-29.
  13. Гут В. В. Эвристический потенциал понятия «Адаптивный интеллект». // Психология стресса и совладающего поведения: устойчивость и изменчивость отношений, личности, группы в эпоху неопределенности: материалы VI Международной научной конференции. – Кострома: КГУ, 2022. – С. 108