Адамов, Артюр

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Артюр Адамов
Arthur Adamov
Артюр АдамовАртюр Адамов
Имя при рождении Артур Адамян
Дата рождения 23 августа 1908(1908-08-23)
Место рождения Кисловодск
Дата смерти 16 марта 1970(1970-03-16) (61 год)
Место смерти Париж
Гражданство Франция
Род деятельности прозаик, драматург, переводчик
Направление авангардизм
Язык произведений французский, армянский, русский

Артю́р Адамо́в (фр. Arthur Adamov, собственно Адамян, 23 августа 1908, Кисловодск — 16 марта 1970, Париж) — французский прозаик и драматург, переводчик[1].

Биография и творчество

Артюр Адамов родился в семье армянского[2] нефтезаводчика, перебравшегося в 1912 году в Германию, затем в Швейцарию, а в 1924 году в Париж. Отец писателя проиграл состояние и в 1933 году покончил с собой.

Адамов сблизился с сюрреалистами, подружился с Арто, Джакометти. Писал стихи, издавал сюрреалистический журнал «Разрыв». В 1938 году пережил нервный срыв. В 1941 году был арестован за враждебные высказывания в адрес вишистского правительства, до конца войны находился в лагере в Аржелесе.

После войны в состоянии крайней депрессии начал писать исповедальную прозу, обратился к драматургии. Его пьесы стали началом театра абсурда, хотя более ранние скорее говорят о влиянии Стриндберга и, в определенной мере, Кафки, а более поздние ближе к Брехту, к политическому театру Эрвина Пискатора[источник не указан 527 дней]. Пьесы Адамова ставили лучшие режиссёры тогдашней Франции, они шли в Великобритании, но он очень болезненно относился к успехам Сэмюэля Беккета и Эжена Ионеско и к своему «первенству»[уточнить].

С началом войны в Алжире сблизился с левыми силами, подписал коллективный протест французских интеллектуалов «Манифест 121».

Переводы

Переводил Гоголя, Рильке, Георга Бюхнера, Чехова, Горького («Мещан» в его переводе поставила в своем «Театр дю солей» Ариана Мнушкина), переделывал для сцены гоголевские «Мёртвые души».

Гибель

С середины 1960-х начал пить, затем употреблять наркотики. Несколько раз лечился в психбольницах. Покончил с собой, приняв смертельную дозу барбитуратов. Похоронен на кладбище в Иври-сюр-Сен (Валь-де-Марн, Франция).

Произведения

  • L’Aveu (1946, автобиографическая проза)
  • «Пародия» / La Parodie (1947, пост. Роже Блена, 1952)
  • «Вторжение» / L’invasion (1949, пост. Жана Вилара, 1950)
  • La Grande et la Petite Manouevre (1950)
  • «Все против всех» / Tous contre tous (1953)
  • Le Professeur Taranne (1953, пост. Роже Планшона)
  • «Пинг-понг» / Le Ping Pong (1955)
  • August Strindberg, dramaturge (1955)
  • Commes nous avons été (1956)
  • «Паоло Паоли» / Paolo Paoli (1957, пост. Роже Планшона)
  • «Весна 71 года» / Le printemps 71 (1961)
  • La Politique des restes (1962)
  • La Sainte Europe (1965)
  • M. le Modéré (1967)
  • Off Limits (1968)
  • L’Homme et l’enfant (1968, автобиография)
  • Je… Ils… (1969, автобиографические рассказы)

Публикации на русском языке

Пьесы

  • Паоло Паоли // «Пьесы современной Франции». М.: Искусство, 1960
  • «Весна семьдесят первого». М.: Искусство, 1968

Эссе

Примечания

  1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  2. АДАМО́В // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

Литература

  • Esslin M. The theatre of the absurd. Garden City: Doubleday, 1961
  • Caserta E.M. Arthur Adamov. Firenze: Nuova Italia, 1971
  • Mélèse P. Arthur Adamov. Paris: Seghers, 1973
  • Chahine S. Regards sur le théâtre d’Arthur Adamov. Paris : A.G. Nizet, 1981
  • Hartwig S. Typologie des Zweiakters. Tübingen; Basel: Francke, 2000

Ссылки