Агрикола (Тацит)
«О жизни и характере Юлия Агри́колы» (в современном переводе А. С. Бобовича — «Жизнеописание Юлия Агриколы»; лат. De vita et moribus Iulii Agricolae) — сочинение древнеримского историка Публия Корнелия Тацита, в котором он описал биографию своего тестя Гнея Юлия Агриколы.
Структура
- 1—3. Предисловие
- 4—9. Юность Агриколы
- 10—17. Описание географии, истории и природы Британских островов
- 18—38. Подвиги Агриколы в Британии
- 39—46. Конец жизни Агриколы. Некролог
Датировка
Обычно произведение датируется 98 годом[1]. Предисловие к сочинению датируется промежутком между октябрём 97 и январём 98 года[2], а иногда 97-м годом датируется и всё произведение[3]. Иногда встречается и датировка произведения 100-м годом[4]. В настоящее время «Агрикола» чаще всего считается первым произведением Тацита[5][6].
Общая характеристика
Произведение представляет собой биографию с ярко выраженной хвалебной составляющей[7]. Из-за этого существует предположение, что «Агрикола» — это записанная погребальная речь (laudatio), которую обычно произносили на похоронах знатных римлян. Однако обычно погребальные речи были короче и эмоциональнее, чем произведение Тацита, и потому подобное сравнение оспаривается[7][8]. Впрочем, стиль «Агриколы» схож с произведениями этого жанра[7][8]. И. М. Тронский полагает, что биография Агриколы была написана вместо погребальной речи, которую Тацит не смог произнести[9]. По мнению же Р. Сайма, мысль описать жизнь своего известного тестя пришла к Тациту после зафиксированного в источниках произнесения им погребальной речи на похоронах своего коллеги консула Луция Вергиния Руфа в 97 году[10].
Особенности
Изображение историком Агриколы олицетворяет идеал римского гражданина[11]. На примере своего тестя историк доказывает, что умеренный и добродетельный человек способен выжить при любом, даже самом суровом императоре[3]. При этом описание характера и умеренности Агриколы в политике может подходить и для самого Тацита[11]. По сравнению с более распространёнными занимательными биографиями раннеимперского периода, которые представлены сборниками Плутарха и Светония, «Агрикола» отличается почти полным отсутствием тривиальных фактов и анекдотичных историй из жизни описываемого человека[12]. Кроме собственно биографического материала, Тацит использовал этнографические и географические отступления, благодаря чему «Агрикола» — важный источник по истории Британских островов в первый век римского владычества[7].
Представляя своего тестя прежде всего в качестве крупного полководца, Тацит следовал традиции, заложенной ещё в республиканскую эпоху. В соответствии с ней, римские аристократы обладали особым набором качеств (лат. virtus[13]), и проявляли её прежде всего в военных кампаниях[14]. Стиль сочинения характеризуется краткостью, возвышенностью слога и выразительными описаниями, что будет характерно и для более поздних произведений историка[12]. Кроме того, «Агрикола» в сжатой форме содержит основные идеи, которые впоследствии Тацит развивал в своих крупных произведениях[7].
Примечания
- ↑ Mellor R. The Roman Historians. — London—New York: Routledge, 1999. — P. 78
- ↑ Woodman A. J. Tacitus and the contemporary scene // The Cambridge Companion to Tacitus. Ed. by A. J. Woodman. — Cambridge, 2009. — P. 31
- ↑ 3,0 3,1 Чистякова Н. А., Вулих Н. В. История античной литературы. — Л.: ЛГУ, 1963 — С. 411
- ↑ Шаблон:Gasp.ivl.1ad 483
- ↑ Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. Время. Жизнь. Книги. — М.: Наука, 1981. — С. 108
- ↑ Birley A. R. The Agricola // The Cambridge Companion to Tacitus. Ed. by A. J. Woodman. — Cambridge, 2009. — P. 48
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Mellor R. The Roman Historians. — London—New York: Routledge, 1999. — P. 143
- ↑ 8,0 8,1 Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. Время. Жизнь. Книги. — М.: Наука, 1981. — С. 109
- ↑ Тронский И. М. История античной литературы. — Л.: Учпедгиз, 1946. — С. 467
- ↑ Syme R. Tacitus. Vol. 1. — Oxford, 1958. — P. 19
- ↑ 11,0 11,1 Stadter P. A. Character in Politics // A Companion to Greek and Roman Political Thought. Ed. by R. K. Balot. — Wiley-Blackwell, 2009. — P. 464
- ↑ 12,0 12,1 Mellor R. The Roman Historians. — London—New York: Routledge, 1999. — P. 145
- ↑ Значение термина «virtus» в латинском языке более широко и включает в себя значения, связанные как с воинской доблестью, так и с нравственными достоинствами.
- ↑ Шаблон:Goodyear.CHCL 643