Агит-окно
Агит-окно — существовавшая в Саратове в годы Великой Отечественной войны система агитации и наглядной пропаганды.
Инициаторы создания Агит-окон Александр Никитич Чечнев, Любовь Семёновна Рабинович, Борис Бобров и Борис Васильевич Миловидов[1] собрались 23 июня 1941 года на квартире у Чечнева и решили своими силами выпускать плакаты, который бы откликался на злобу дня. Первым их творением был плакат «Три богатыря» — отклик на назначение командующих первыми тремя фронтами Ворошилова, Буденного и Тимошенко. Инициативу поддержал Саратовский городской комитет ВКП(б)[1].
В состав саратовского «Агит-Окна» вошли художники Николай Александрович Архангельский, Леонид Яковлевич Елькович, Франц Эдуардович Заборовский, поэт Исай Григорьевич Тобольский, писатель Лев Владимирович Прозоровский, Е. Ф. Тимофеев и другие авторы[1][2][3].
Часть авторов вскоре отправилась на фронт, но в состав авторов включались прибывшие в город в эвакуацию. В Саратов были эвакуированы Ленинградский университет, Московская консерватория, МХАТ, радиостанции и газеты Украинской ССР[1]. В число авторов вошли Андрей Дмитриевич Гончаров, Георгий Иосифович Рублев, украинская поэтесса Мария Аркадьевна Пригара. Также в творческий коллектив входили художники вернувшиеся с фронта после ранений и демобилизации, среди них И. И. Зоря[4]
С 3 июля 1941 года плакаты стали выходить регулярно. Они выполнялись вручную, рисунки сопровождались хлесткими надписями «на злобу дня». Выставлялись в центральных витринах города. Темы для плакатов были самые разные: «Лицо врага», «Сущность фашизма», «Бдительность», «Замена ушедших на фронт», «Строительство убежищ», «Экономия», «Сбор теплых вещей для фронтовиков», «Введение хлебных карточек» и другие[1].
За два месяца было выпущено 45 номеров[5].
Плакаты «Агит-Окна» пользовались большой популярностью в Саратове. Там где они были выставлены в витринах всегда можно было видеть оживленные группы людей. Очень часто в отдел пропаганды и агитации горкома и в коллектив «Агит-Окна» заходили люди разных возрастов и разных профессий с предложением своих тем, рисунков и текстов. Некоторые из них, как тт. Юрин и Каранов, были привлечены к систематической работе в коллективе «Агит-Окна»[1].
Остро встал вопрос о массовости выпуска плакатов. Один плакат можно было вывесить только в одном месте, но как их разместить в разных местах города, дав доступ к правдивой информации сотням тысяч жителей города? Художники стали тиражировать плакаты способом применения трафарета, но и это не могло удовлетворить потребность. Поэтому вскоре «Агит-Окна» стали печатать в типографии[1].
С переходом на типографское исполнение «Окон» появилась и друга форма работы: выпускались широкоформатные, в несколько квадратных метров панно на самые важные темы и делалось это спустя всего 2-3 часа после сообщения Совинформбюро по радио[1].
12 февраля 1942 года в Радищевском музее была открыта выставка "Полгода работы саратовского «Агит-Окна». В июне 1942 года музей и саратовское отделение Союза художников организовали передвижную выставку агитплакатов для демонстрации в колхозах области, в 1944 году в Радищевском музее экспонировалась выставка "Три года работы «Агит-Окна»[1].
В 1945 году саратовское «Агит-Окно» свернуло свою работу. Все материалы, оригиналы плакатов, эскизы, печатные плакаты были переданы в музеи города, Радищевский и краеведческий[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Саратовские «Агит-Окна»: плакат работал на Победу . Книга Памяти Саратовской области. Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ Тимофеев Евгений Фёдорович (1910–1970-е) . Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ ЕЛЬКОВИЧ Леонид Яковлевич . Дата обращения: 10 ноября 2024.
- ↑ Зоря Павел Иванович (1906–1998) . Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ Выставка «Борис Бобров - художник и воин». К 100-летию со дня рождения (7 мая 2013). Дата обращения: 10 ноября 2024.