Авшаломов, Аарон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Аарон Авшаломов
Основная информация
Имя при рождении Арон Аширович Авшалумов
Дата рождения 11 ноября 1894(1894-11-11)
Дата смерти 26 апреля 1965(1965-04-26) (70 лет)
Страна  США
Профессии композитордирижёр

Ааро́н Авшало́мов (при рождении Арон Аширович Авшалумов[1][2]; 11 ноября 1894, Николаевск Приморской области — 26 апреля 1965, Нью-Йорк) — китайский и американский композитор российского происхождения. Отец композитора Якова Авшаломова.

Биография

Родился в еврейской купеческой семье — его дед Моношир Авшалумович Авшалумов переселился с детьми на Дальний Восток с Кавказа в 1870-е годы[3][4]. Был отправлен своим отцом Аширом Моношировичем Авшалумовым в Цюрих для учёбы на медицинском факультете, но предпочёл посещать занятия в музыкальной школе Штерна Цюрихской консерватории. Вернулся домой в Хабаровск и с началом революционных событий в России был направлен родственниками в Сан-Франциско, там женился, однако в 1918 году осел в Пекине, где открыл книжный магазин. В 1925—1929 годах — композитор находился в Америке, затем вернулся в Китай, на этот раз поселившись в Шанхае и посвятив себя профессиональной композиторской карьере.

За исключением кратковременного обучения в Цюрихе, Авшаломов изучил композицию самостоятельно. Китайская музыка произвела на него очень сильное впечатление, и он пытался адаптировать её ритмы и гармонии к возможностям западного оркестра. В то же время он в полной мере использовал весь спектр китайских ударных инструментов, тем самым, придавая особый окрас пентатонической ладу и обогащая его интересными аккордовыми гармониями.[5] Под знаком такого синтеза культур находятся оперы Авшаломова «Куань Инь» (1925), «Сумеречные часы Ян-гуйфэй» (1933), «Великая стена» (1941, поставлена 1945), «Сон Вэй Линь». Авшаломову принадлежат также четыре симфонии, фортепианный, флейтовый, скрипичный концерты и др. Помимо китайской, начиная с 1940 года, Авшаломов включал в свои композиции элементы традиционной индийской музыки и писал музыку на еврейские литургические мотивы (cf. «Four Biblical Tableaux», 1928).

В годы японской оккупации композитор вместе со своей второй женой Татьяной Авшаломовой находился под домашним арестом, затем на протяжении трёх лет был дирижёром Шанхайского симфонического оркестра и в 1947 году перебрался в США. Жил в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.

Усилиями сына Авшаломова в 1990-е гг. начало происходить воскрешение музыки Авшаломова-старшего для внимания публики; несколько дисков с его сочинениями записал, в частности, Московский симфонический оркестр.

Примечания

  1. Русские в Китае (генеалогический индекс): Женой А. А. Авшалумова здесь указывается Таисия Ивановна Авшалумова.
  2. Газетная вырезка о новой грамзаписи Авшалумова («Шанхайская заря») (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 марта 2009. Архивировано 16 июля 2011 года.
  3. Milken Archive of Jewish Music (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 апреля 2013. Архивировано 30 декабря 2010 года.
  4. Список евреев Приамурского края (прибавление к «Приамурским ведомостям» 1878 и 1879 годов). Дата обращения: 19 октября 2019. Архивировано 19 октября 2019 года.
  5. Aaron Avshalomov- Bio, Albums, Pictures – Naxos Classical Music.. www.naxos.com. Дата обращения: 26 августа 2019. Архивировано 2 января 2016 года.

Ссылки