Аврам Леон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Аврам Леон

Аврам Леон (Авраам, Абрам Вейншток, польск. Abraham Leon, Wejnstok; 22 октября 1918, Варшава — сентябрь 1944, Освенцим) — один из лидеров троцкистского движения в Бельгии, известный в левых кругах как автор сочинения «Материалистическая концепция еврейского вопроса»[fr] (Conception matérialiste de la question juive), посвящённого марксистской критике сионизма[1]. Был депортирован и погиб в лагере смерти Освенциме[2].

Биография

Родился 22 октября 1918 года в зажиточной еврейской семье в Варшаве[2]. Его родители придерживались сионистских взглядов и семья Леона переехала в Палестину, когда Леон был достаточно взрослым, чтобы поступать в гимназию[2]. В 1926 году семья переехала в Бельгию[2]. К моменту окончания школы он уже был убежденным марксистом, но продолжал участвовать в сионистском движении. Он вступил в бельгийскую секцию движения «Ха-шомер ха-цаир», и вскоре возглавил брюссельское отделения организации. Летом 1936 года Леон оказался в Шарлеруа, где принял активное участие в борьбе рабочих. В жарких дискуссиях между «сталинистами» и «троцкистами», он как правило принимал сторону последних.

Его разногласия с сионистами углубились с началом Второй мировой войны, когда сионисты выступили в поддержку Британской империи. Не удовлетворяла Леона и господствующая в кругах левых сионистов трактовка еврейского вопроса. Неприятие теории Бера Борохова заставило Леона самому заняться исследованием истории еврейского вопроса. В мае 1940 года он закончил свои «Тезисы по еврейскому вопросу»[2]. К моменту завершения этой работы, Леон уже окончательно порвал с сионизмом.

Его несколько статей по истории, экономике, политике появились на страницах бельгийского троцкистского еженедельника «Рабочая борьба» (La Lutte Ouvrière)[2]. В августе 1940 года, после убийства в Мексике Льва Троцкого, Леон принял решение присоединится к Четвёртому интернационалу[2]. Благодаря его стараниям в 1943 году бельгийская секция Четвёртого интернационала смогла провести свой подпольный съезд. Кроме этого Леон активно работал как журналист в подпольной газете «Ленинский путь» (La Voie de Lénine)[2]. В 1944 году Леон вернулся в Шарлеруа и был арестован полицией в первый же вечер[2]. Леона отправили в концлагерь Освенцим. На момент гибели в сентябре 1944 года Леону было 26 лет[2].

Еврейский вопрос

В возрасте 24 лет, за два года до смерти в Освенциме Леон написал работу «Материалистическая концепция еврейского вопроса»[2]. Работа Леона является наиболее серьезной попыткой историческо-материалистического подхода к еврейскому вопросу[1]. Леон разделял принципиальное неверие в возможности реализации проекта еврейского государства хотя бы в минимальной степени, что было общей чертой для всех довоенных марксистских критиков сионизма[3].

Согласно доктору философии Саввасу Михаил-Мацасу[en] «Леон считал, что экономической причиной сохранения евреев был процесс формирования специфической социальной группы, еврейского купеческого „национального класса“. Естественным историческим окружением для еврейского „национального класса“ был докапитализм. Эта социальная группа торговцев и ростовщиков, основанная на принципах обмена ценностями, бурно развивалась внутри докапиталистического общества, основанного на натуральной экономике, ориентированной на использование ценностей. Это противоречие сделало евреев объектом социальной ненависти и жертвами периодической волны репрессий. Современный капитализм, продолжает Леон в своем исследовании, уничтожает материальную основу еврейства. Либо ассимиляция, либо уничтожение последуют за этим, как доказало современное антисемитское нацистское варварство.»[1]

Леон писал[4][5]:

В высшей степени трагическое положение иудейства в нашу эпоху объясняется крайней неустойчивостью социального и экономического положения современности. Евреи оказались в роли первой жертвы разлагающегося феодализма. Но они также попали под удары первых конвульсий умирающего капитализма. Еврейские массы находятся между молотом разлагающегося феодализма и наковальней загнивающего капитализма.

Работа Леона сделалась причиной яростной полемики. Многие критики указывали, что Леон свел своеобразие еврейства лишь к экономической функции, отрицая важнейшую роль религиозно-культурной жизни в сохранении еврейского народа[1].

Книга была издана впервые в 1946 году в Париже, со вступительной биографической статьей Эрнеста Манделя[6]. В 1950 году книга издана на английском языке[5] и неоднократно переиздавалась. Книга не издавалась на русском языке.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Михаил-Мацас, Саввас. Марксизм и еврейский вопрос. Журнал «Альтернативы», № 2 (2000). Дата обращения: 19 июня 2019. Архивировано 19 июня 2019 года.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Ernest Germain. A. Leon (англ.) // Fourth International / edited by E.R. Frank. — Fourth International Publishing Association, 1947. — June (vol. VIII, no. 6 (79)).
  3. Кирпиченок, А. И. Израиль и левые // Свободная мысль-XXI. — 2004. — № 11. — С. 82-89.
  4. Вайс, Клара. 70 лет после освобождения Освенцима Красной армией. World Socialist Web Site (25 февраля 2015). Дата обращения: 19 июня 2019. Архивировано 15 августа 2020 года.
  5. 5,0 5,1 Leon, Abram. The Jewish Question : A Marxist Interpretation. — Mexico City: Ediciones Pioneras, 1950.
  6. Shindler, Colin. Israel and the European Left: Between Solidarity and Delegitimization. — London: Continuum, 2012. — P. 196. — 308 p.

Литература

  • Роуз Джон. Карл Маркс, Абрам Леон и еврейский вопрос=Karl Marx, Abram Leon and the Jewish Question // Евреи и капитализм. — Свободное марксистское издательство, 2014. — С. 24-65.
  • Ernest Germain. A. Leon (англ.) // Fourth International / edited by E.R. Frank. — Fourth International Publishing Association, 1947. — June (vol. VIII, no. 6 (79)).