Перейти к содержанию

Авраамий Ростовский

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Авраамий Ростовский
Фреска с изображением Авраамия, 1547—1551, Благовещенский собор Московского Кремля (в центральной апсиде)Фреска с изображением Авраамия,
1547—1551,
Благовещенский собор Московского Кремля
(в центральной апсиде)
Имя в миру при рождении Иверк, в крещении Аверкий
Рождение Чухлома
Смерть Ростов
Почитается в Русской церкви, в грекокатоличестве[1]
В лике преподобных
День памяти 29 октября (11 ноября), 21 мая и 23 мая (даты по юлианскому календарю) — в православии, 11 ноября — в грекокатоличестве
Подвижничество основатель Богоявленского монастыря

Авраа́мий Росто́вский (также Авра́мий; при рождении Иверк, в крещении Аверкий) — святой преподобный Русской церкви, подвизавшийся в Ростове. Его «Житие», среди прочего, описывает сокрушение им идола Велеса и основание на том месте Богоявленского монастыря.

Память по юлианскому календарю: 29 октября (по новому стилю 11 ноября) — обретения мощей, 23 мая (5 июня) — в Соборе Ростово-Ярославских святых, 21 мая (3 июня) — в Соборе Карельских святых. В Соборе Валаамских святых — 21 августа по новому стилю (переходящий день празднования).

Жизнеописание

Преподобный Авраамий Ростовский с житием. Икона середины XVII века. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль». Изображения в клеймах соответствуют тексту 1-й редакции «Жития» (слева направо по горизонталям): пострижение Авраамия в иноки; Авраамий молится на озере Ростовском; беседа Авраамия со старцем из Царьграда; Христос Вседержитель; старец благословляет преподобного Авраамия идти в Царьград; явление апостола Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому; свержение идола Велеса; основание Богоявленского собора; к преподобному Авраамию приходит братия; поставление Авраамия в сан архимандрита епископом Илларионом; Авраамий преградил бесу выход из сосуда, накрыв его крестом; князь снимает крест с сосуда; бес встречает идущего в келью Авраамия; князь просит прощения у Авраамия; превращение беса в воина; суд князя над Авраамием; погребение преподобного Авраамия в его обители

Согласно второй редакции жития, записанной не раньше второй половины XVI века, родился в Чухломе, крестился с именем Аверкий и принял монашеский постриг на Валааме. Эта же версия попала в Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона[2]. Василий Ключевский считал, что составитель второй редакции жития соединил двух разных святых — преподобных Авраамия Ростовского и Авраамия Галичского; последний в XIV веке основал на городище Чухломы Городецкий монастырь[3][2].

Авраамий поставил себе хижину у озера Неро, в краю, где местные языческие финно-угорские племена (очевидно, весь и меря) поклонялись каменному идолу Велеса, наводившего суеверный ужас на всю округу.

«Житие» его повествует о чудном видении ему апостола Иоанна Богослова, который дал ему жезл, увенчанный крестом, для сокрушения идола. В память явления преподобный воздвиг храм во имя апостола Иоанна Богослова. Убеждённые его проповедью, крестились многие язычники.

По ходатайству ростовских князей Авраамий был посвящён в сан архимандрита устроенного им Богоявленского монастыря.

Преставился в глубокой старости и был погребён в храме Богоявления.

Почитание и канонизация

Авраамий Ростовский изображён на Памятнике «1000-летие России» в числе 109 славнейших исторических деятелей России

Мощи его обретены 29 октября 1210 года при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212)[4].

Общецерковная канонизация преподобного Авраамия состоялась, по предположению Голубинского, ко времени Макарьевских соборов 1547—1549 годов[5]. Служба Авраамию Ростовскому, составленная по подобию службы преподобному Сергию Радонежскому, впервые встречается в рукописном сборнике XV века.

В 1551 году царь Иоанн Грозный, перед походом на Казань, обходил святые места. В Богоявленском монастыре ему показали тот жезл, которым преподобный Аврамий сокрушил идола Велеса. Посох царь взял с собой в поход, а крест, служивший его навершием, оставил в обители. Возвратившись после покорения Казанского ханства, Иоанн Грозный приказал построить в Аврамиевой обители новый каменный храм в честь Богоявления с четырьмя приделами и прислал туда книги и иконы.

В 1860 году Фёдор Верховцев выполнил новую раку для мощей преподобного[6].

Мощи преподобного почивали в Богоявленском соборе Авраамиева монастыря, при гробе хранилась «архимандричья шапка» и крест от пастырского посоха. Жезл Авраамия, которым он, по преданию, сокрушил языческого идола, был взят из монастыря царём Иоанном Грозным в 1553 году. Хранящийся в Ростовском музее медный крест XIV века является копией-отливкой древнего креста, венчавшего этот жезл, предположительно (на основании анализа рельефных изображений), выполненного в конце XII — начале XIII века славянским мастером византийского круга. Позднее крест Авраамия Ростовского воспроизводили в многочисленных повторениях, особенно в XVIII—XIX веках[4].

В 1928 году мощи святого были переданы в Ростовский музей. В 1991 году, когда Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове был возвращён Русской православной церкви, мощи святого были помещены в этом монастыре[4].

Время деятельности

Житие указывает 1010 год как дату смерти святого, однако большинство историков эту дату признаёт ошибочной[2]. Так, Николай Карамзин указывал, что Авраамий действовал в Ростове во время или после Андрея Боголюбского. Просветительскую деятельность Авраамия в Ростове Василий Ключевский датирует 1073—1077 годами; Макарий (Булгаков) — ?—1045 годами, Андрей Титов — концом XI — началом XII века[7], Филарет (Гумилевский) — началом XII века. Евгений Голубинский скептически относился к самому факту существования Авраамия, видимо, считая его одним лицом с Авраамием Галичским и относя деятельность к последней четверти XIV века (согласно житиям, последний застал Юрия Дмитриевича, родившегося в 1374 году)[2]. Не считает Авраамия основателем Богоявленского монастыря и относит его жизнь к XIV веку и Арсений Кадлубовский[7].

Тропарь, кондак и молитва

Авраамий, Исаия, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона середины XVI века из храма Богоявления Господня села Уславцево Ростовского уезда. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов
Тропарь, глас 1

Просвети́вся Боже́ственною благода́тию,/ неве́рныя лю́ди наста́вил еси́ к све́ту Богоразу́мия:/ и по сме́рти сия́я све́тлостию жития́ твоего́,/ источа́еши исцеле́ния притека́ющим с ве́рою к тебе́,/ Авраа́мие о́тче наш,// Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2

И́го Христо́во прие́м, Авраа́мие,/ и Того́ крест на ра́мо взем,/ после́довал еси́ Ему́,/ насажде́н быв в дому́ Госпо́дни/ и процве́л еси́, я́ко фи́никс и я́ко кедр, и́же в Лива́не,/ умно́жил еси́ ча́да твоя́, муж жела́ний духо́вных:/ от возлю́бленнаго же апо́стола Иоа́нна Богосло́ва благода́ть восприи́м,/ жезло́м сокруши́л еси́ и́дола/ и рассы́пал еси́ его́, я́ко прах,/ и чудотво́рец у́бо ве́лий яви́лся еси́, преподо́бне./ Тем же Христа́ Бо́га моли́// непреста́нно о всех нас.

Молитва

О, преподо́бне о́тче наш Авраа́мие! Не забу́ди нас, но помина́й всегда́ во святы́х твои́х богоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до твое́, е́же сам и пасл еси́, и не забу́ди посеща́ти ча́да твоя́, и моли́ за ны, о́тче свяще́нный, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду: не мним бо тя ме́ртва су́ща, а́ще и преста́вился еси́ от нас, па́стырю наш до́брый! Се мо́щи твоя́ святы́я пред очи́ма на́шима: свята́я же твоя́ душа́ с а́нгельскими безпло́тными ли́ки у Престо́ла Всех Царя́ предстоя́щи досто́йно весели́тся. Испроси́ у́бо нам вре́мя на покая́ние, е́же невозбра́нно прейти́ от земли́ на Не́бо, и ве́чныя му́ки изба́витися, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дниками бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка благоугоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́. Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Примечания

  1. Церковний календар Листопад 2014 Інформаційний ресурс Української Греко-Католицької Церкви. Дата обращения: 11 ноября 2014. Архивировано 11 ноября 2014 года.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 Зонтиков Н. Чухлома: спорные вопросы ранней истории города // Костромская земля : альманах. — 2014. — Вып. 7. Архивировано 17 марта 2015 года.
  3. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — 1871.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 Православная энциклопедия, 2000.
  5. Голубинский. История канонизации. — С. 82—83.
  6. Уваровские чтения III: Русский православный монастырь как явление культуры: история и современность. Муром, 17—19 апреля 1996. — Муром. — С. 194.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 Житие Авраамия Ростовского. Архивная копия от 7 июля 2012 на Wayback Machine Текстологический анализ Т. В. Буланиной.

Литература