Авл Постумий Альб Региллен (консул 496 года до н. э.)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Авл Постумий Альб Регилльский
лат. Aulus Postumius Albus Regillensis
496 до н. э.
499 или 496 до н. э.

Род Постумии
Отец Публий Постумий
Дети Спурий Постумий Альб Региллен
Авл Постумий Альб Региллен

Авл Постумий Альб Регилльский (лат. Aulus Postumius Albus Regillensis) — римский политический и военный деятель, диктатор в 499 или 496 до н. э., консул 496 до н. э.

Война

Согласно Титу Ливию, был назначен диктатором в 499 до н. э., когда стало известно, что латины во главе с Октавием Мамилием и Тарквинием Гордым собрали крупное войско и собираются идти на Рим. По словам Дионисия Галикарнасского, дело происходило во время консульства Постумия и Тита Вергиния в 496 до н. э., когда истекло годичное перемирие в ходе Первой Латинской войны. Вергиний назначил своего более молодого коллегу диктатором, а тот в свою очередь назначил Эбуция Гельву начальником конницы [1].

Проведя мобилизацию, Постумий разделил войско на четыре части: одной командовал сам, другой — Вергиний, третьей — Эбуций, четвёртая была поручена префекту Рима Авлу Семпронию и оставлена охранять город [2].

Латины надеялись на подход вольсков, с которыми заключили союз против римлян, поэтому диктатору надо было навязать противнику сражение до того, как прибудут подкрепления. Отряды Вергиния и Эбуция захватили господствующие высоты в тылу латинов и тем пришлось вступить в бой. В легендарном сражении, известном как битва при Регилльском озере, согласно традиции, решился вопрос о существовании Римской республики и, как стало ясно позднее, о господстве Рима над Лацием. Войско Мамилия и Тарквиния было разгромлено, но победа досталась римлянам дорогой ценой: заместитель диктатора был ранен, а легаты Марк Валерий Волуз и Тит Герминий Аквилин погибли [3].

Денарий, отчеканенный в 96 до н. э. Авлом Постумием Альбином в честь победы своего предка. На аверсе богиня Диана, на реверсе римские кавалеристы гонят врагов

На следующий день римляне заметили приближение отрядов вольсков, но те не решились напасть на победителей, и после неудачной попытки переговоров отступили. Вернувшись в Рим, Постумий справил триумф и получил почётное прозвище «Регилльский» (Regillensis). Латины направили в Рим послов, и при обсуждении в сенате диктатор, чьё слово было решающим, высказался за заключение с ними предварительного мирного договора [4].

В 495 до н. э., в должности легата, командующего конницей, Постумий решил исход битвы с аврунками при Ариции, нанеся удар спешенной кавалерией [5].

Храмовое строительство

При выступлении из Рима диктатор дал обет построить храм Цереры, Либера и Либеры в случае, если боги дадут обильный урожай и обеспечат войско продовольствием в период его диктатуры. По окончании войны сенат постановил возвести храм на средства, взятые из военной добычи. Освящение этого святилища, построенного, вероятно, на склоне Авентинского холма, в 493 до н. э. провёл консул Спурий Кассий [6].

По случаю победы было решено также построить храм Диоскуров. По преданию, два необыкновенных всадника появились во время сражения перед диктатором и возглавили атаку римской конницы. Римляне признали в них божественных близнецов [7]. Храм Диоскуров был торжественно освящён одним из сыновей Постумия в 484 до н. э.[8].

Семья

Авл Постумий был женат на дочери Публия Валерия Публиколы[9]. Его сыновьями были Спурий Постумий Альб Регилльский, консул 466 до н. э. и децемвир в 451 до н. э., и Авл Постумий Альб Регилльский, консул 464 года до н. э.

Примечания

  1. Ливий также указывает на существование этого варианта хронологии (II. 21, 3—4)
  2. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. VI. 2
  3. Ливий. II. 19—20; 22; Дионисий Галикарнасский. Римские древности. VI. 4—12
  4. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. VI. 17—21
  5. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. VI. 23; Ливий. II. 26, 6
  6. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. VI. 17; 94
  7. Эта легенда была весьма популярной в Риме, её приводит Цицерон в качестве примера теофании (О природе богов. II. 6; III. 11)
  8. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. VI. 13; Ливий. II. 42, 5
  9. Плутарх. Попликола, 22, 4.