Воздушное такси

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Авиатакси»)
Robinson R66[1], часто использующийся в качестве такси

Воздушное такси — средство общественного транспорта, предназначенное для перевозки пассажиров за определенную плату (таксу) средствами воздушного транспорта. Отличием авиатакси от чартерных и других типов коммерческих авиаперевозок в малой авиации является ряд упрощений, например, отсутствие длительных процедур регистрации и ожидания посадки на борт. Пассажирам достаточно прибыть за 10—15 минут до вылета и пройти сокращенные процедуры регистрации и таможенного оформления. При подобных перевозках на воздушных судах в целях экономии зачастую нет кухонь, туалетов или багажного отделения, также стюарды могут не входить в состав экипажа. Также в зависимости от законодательства страны накладывается ограничение на количество мест на воздушных судах, предоставляющих подобную услугу, обычно их не более 30[2]. Зачастую в качестве транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров из пункта отправки в пункт назначения, выступают малолитражные одно- или двухдвигательные самолёты, а также вертолёты малой и средней грузоподъёмности.

Воздушное такси является разновидностью общего понятия такси, которое зачастую воспринимается как перевозка пассажиров легковыми автомобилями, либо маломестным речным и морским (озерным) транспортом (водное такси). В то же время воздушное такси является более дорогим видом транспорта. Воздушное такси позволяет значительно сократить время пребывания пассажира в пути и время для достижения пункта назначения. В крупных городах это позволяет избежать такой неприятности, как попадание в дорожный затор.

Распространение

Воздушное такси в разной степени существует в большинстве современных государств, имеющих малую авиацию. Как правило, функционирует оно на территории столиц государств, крупных городов или на маршрутах между ними. Наибольшее их количество в Сан-Паулу, Нью-Йорке и Токио[3], где расположено также и наибольшее количество вертолётов и вертолётных площадок в мире. Развито оно и в Чехии, в Австралии и других странах. Иногда услугами воздушного такси пользуются туристические компании для показа туристам местных достопримечательностей с высоты птичьего полёта.

Подобные услуги в таких странах, как Бразилия[4] или США[5], где это позволяет законодательство также могут оказывать не являющиеся авиакомпаниями в классическом понимании такие организации, как Uber. В США предоставление услуг аэротакси и воздушного чартера регламентируется статьёй FAR 135[6], которая гораздо мягче, чем FAR 121[7], которой регламентируются все остальные услуги воздушного транспорта.

В СССР и России

20 ноября 1958 года была открыта первая в СССР регулярная туристическая вертолётная линия Симферополь — Ялта[8], ориентированная прежде всего на отдыхающих. Обслуживали линию вертолёты Ми-4П. Полёт длился 25 минут. Маршрут периодически закрывался и открывался вновь, на 2013 год он осуществлялся[9].

«Авиатакси» Pilatus PC-12 и М-101Т «Гжель» авиакомпании «Dexter» на МАКС-2007

В Москве столичными властями планировалось широко распространить деятельность воздушного такси. Однако в настоящий момент такие средства перевозок пассажиров работают только между аэропортами, крупными транспортными узлами и крупными областными центрами. Деятельность воздушного такси на территории Москвы ограничена, полёты в воздушном пространстве внутри МКАД запрещены федеральным законодательством, возможность их использования предусмотрена лишь для государственных спецслужб. Существующие аэротакси летают над воздушным пространством вне МКАД. В московском регионе вертолёт используется в среднем для полётов на расстоянии 30—500 км.[10]

В Санкт-Петербурге законодательного запрета на полёты над городом, аналогичного московскому, нет, заявлено, что маршруты для пролёта над городом, как правило, прокладываются над руслом реки Невы.

В ноябре 2022 года российский разработчик Hover приступил к сертификации модели беспилотного аэротакси. Гендиректор компании сообщил, что начало коммерческих полетов запланировано на 2025 год[11].

Примеры воздушных судов, используемых в качестве такси

Самолёты

Вертолёты

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Chicago Airport Taxi | Chicago Airport Taxi Service | Chicago Airport Taxi Cab Services (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 декабря 2013. Архивировано 12 декабря 2013 года.
  2. Услуги авиатакси: быстро, доступно, удобно, но не у нас // РБК (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 декабря 2013. Архивировано 25 сентября 2015 года.
  3. FAB ampliará controle de helicóptero - Brasil (порт.). Estadão. Дата обращения: 2 января 2022. Архивировано 2 января 2022 года.
  4. Uber Lets You Hail a Helicopter in Brazil for $63. www.bloomberg.com. Дата обращения: 2 января 2022. Архивировано 2 января 2022 года.
  5. Uber's new helicopter service is an expensive, time-consuming adventure Архивная копия от 30 октября 2019 на Wayback Machine -// CNN
  6. eCFR — Code of Federal Regulations. Дата обращения: 5 декабря 2013. Архивировано 2 ноября 2016 года.
  7. eCFR — Code of Federal Regulations
  8. Общественный транспорт Сочи. История и современность. forum.kubtransport.info. Дата обращения: 2 января 2022. Архивировано 26 ноября 2020 года.
  9. Из Симферополя в Ялту будем летать на вертолетах. ukraine.segodnya.ua. Дата обращения: 2 января 2022. Архивировано 2 января 2022 года.
  10. Аэротакси в городе. Как сейчас работает сервис и есть ли у него будущее?. ТАСС. Дата обращения: 28 февраля 2022. Архивировано 28 февраля 2022 года.
  11. В России начали сертификацию аэротакси, Коммерсантъ (7 ноября 2022). Архивировано 7 ноября 2022 года. Дата обращения 7 ноября 2022.