Авиапочтовая марка

Авиапочтовая марка (также авиационная марка[1][2]) — специальная почтовая марка для франкирования почтовых отправлений, пересылаемых авиапочтой, имеющая обычно соответствующий рисунок или текст[3]. Авиапочтовые марки выпускались практически во всех странах. Являются объектами особой области коллекционирования — аэрофилателии. Авиапочтовые марки следует отличать от авиапочтовых ярлыков.
Описание

В мире эмитировано большое количество авиапочтовых марок. Они имеют различную форму, рисунки на марках весьма разнообразны, начиная со всех видов летательных аппаратов[≡], либо их частей, например, пропеллеров, крыльев, на авиапочтовые миниатюры также помещались изображения птиц (орлы, голуби), карты и схемы полётов, различные надпечатки и т. д. В ряде стран для их применения устанавливались определённые условия. В большинстве стран, в том числе и в СССР, для оплаты авиапочтовой корреспонденции могли применяться обычные почтовые марки и наоборот[3][4].
Ранние выпуски авиапочты
Первые
Полуслужебные
С 1912 года в Германии стали издавать так называемые полуслужебные авиапочтовые марки (или виньетки; нем. halbamtliche Flugpostmarke, англ. semi-official airmail stamp)[≡].
Официальные
Первая[итал.] официальная авиапочтовая марка увидела свет в Италии 20 мая 1917 года для экспериментальных полётов по маршруту Турин — Рим. Она представляла собой ранее выпущенную марку спешной почты с надпечаткой итал. «Esperemento posta aerea maggio / 1917 / Torino — Roma Roma — Torino» («Экспериментальная авиапочта / май 1917 / Турин — Рим Рим — Турин»)[3][5][6][≡]:
Последующие ранние
27 июня 1917 года в Италии появилась марка для авиалинии Неаполь — Палермо. Она также представляла собой ранее изданную марку спешной почты с надпечаткой текста «Idrovolante / Napoli—Palermo—Napoli» («Гидросамолёт / Неаполь — Палермо — Неаполь») и нового номинала[6][≡].
30 мая 1918 года для первой в мире регулярной авиапочтовой линии Вена — Краков — Львов — Киев вышли три марки Австро-Венгрии. Они представляли собой надпечатку слова нем. «Flugpost» («Авиапочта») и нового номинала на стандартных марках 1916 года[3][6]:

Первая серия из трёх авиапочтовых марок оригинального рисунка поступила в обращение в США в 1918 году для оплаты корреспонденции, пересылаемой между Вашингтоном, Филадельфией и Нью-Йорком. Первая марка из этой серии номиналом в 24 цента вышла 10 мая (Sc #C3). На ней был изображён биплан «Дженни» фирмы «Кёртисс», выбранный для перевозки почты[5][6]:

Остальные две марки этой серии США, повторяющие рисунок первой марки, с номиналами в 6 и 16 центов, вышли 10 декабря и 11 июля 1918 года, соответственно[5][6].
- Ранние авиапочтовые марки некоторых стран
-
Первая авиапочтовая марка Эстонии, 1920 (Sc #С1)
В таблице ниже представлены данные о первых авиапочтовых эмиссиях отдельных стран мира.
Даты выпуска первой[итал.] и последней (по состоянию на 2009 год) авиапочтовых марок в странах мира[8] |
---|
Редкие
Первая авиапочтовая миниатюра США 1918 года существует с перевёрнутым центром («Перевёрнутая Дженни») и является одной из известных и дорогостоящих марок мира[5][6][≡].
Однако самой редкой авиапочтовой маркой считается марка Гондураса под названием «Чёрный Гондурас», вышедшая в апреле 1925 года. Эта марка номиналом в 10 сентаво с чёрной надпечаткой исп. «Aero correo» и нового номинала известна только в четырёх экземплярах[5][≡].
- Самые редкие авиапочтовые марки мира
-
«Перевёрнутая Дженни», США, 1918 (Sc #C3a)[^]
-
«Чёрный Гондурас», Гондурас, 1925 (Mi #193A)[^]
Подвиды
Помимо обычных авиапочтовых марок, в ряде стран употреблялись авиапочтовые марки особого назначения. Так, например, германо-колумбийская авиапочтовая компания СКАДТА[англ.] в 1921—1930 годах выпускала заказные авиапочтовые марки для оплаты пересылки заказной корреспонденции авиапочтой[9].
В некоторых странах, например, в Турции в 1929—1934 годах, для оплаты обязательного сбора сверх обычных авиапочтовых тарифов выходили авиапочтовые марки обязательного сбора. Их требовалось обязательно использовать в определённые периоды или в определённой местности[10].
Для оплаты дополнительного сбора за пересылку корреспонденции, пересылавшейся полевой почтой по воздуху, издавались особые авиационные марки для полевой почты. Подобные выпуски были, например, в Италии в 1943—1944 годах[11].
В отдельных странах, в том числе РСФСР, издавались служебные авиапочтовые марки. Они предназначались для оплаты пересылки служебной корреспонденции авиапочтой[12][≡].
Советские выпуски
РСФСР
В июле 1922 года посольство РСФСР в Берлине подготовило серию служебных авиапочтовых марок, предназначенных для оплаты пересылки служебной корреспонденции Народного комиссариата по иностранным делам РСФСР и других советских учреждений за границей, пересылаемой по авиалинии Берлин — Кёнигсберг — Москва. Выпуск представлял собой надпечатку текста «Воздушная почта Р. С. Ф. С. Р.» и нового номинала на марках консульской пошлины Российской империи[12][13][≡].
В ноябре 1922 года была выпущена первая авиапочтовая марка РСФСР — миниатюра номиналом в 45 рублей из серии «5-летие Октябрьской революции» в изменённом цвете, с красной надпечаткой контура самолёта. Она продавалась на почтамте Москвы и предназначалась для оплаты дополнительного авиапочтового сбора за пересылку корреспонденции по авиатрассе Москва — Кёнигсберг[5][≡].
СССР
В октябре[14] 1923 года была отпечатана первая серия авиапочтовых марок СССР. На четырёх миниатюрах художник Р. Зариньш изобразил летящий самолёт Fokker F.III[англ.]. Однако серия вышла в обращение только в мае 1924 года с чёрной типографской надпечаткой нового номинала в золотой валюте[6][15]:
Первые[итал.] авиапочтовые марки СССР (1923—1924) | |||
---|---|---|---|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
1923: не вышедшая в обращение (Mi #XV) |
То же (Mi #XVIII) | 1924: с надпечаткой (ЦФА [АО «Марка»] № 203) |
То же (ЦФА [АО «Марка»] № 204) |
На ранних советских авиапочтовых марках их предназначение указывалось в виде текста «Воздушная почта» (до 1931 года)[≡] или было принято написание «Авиопочта» (до 1944 года)[≡][≡]:
- Примеры ранних авиапочтовых марок СССР
-
1931: надпись «Воздушная почта» (Mi #404C)[^]
-
1933: надпись «АВИОПОЧТА (ЦФА [АО «Марка»] #435; Sc #C37)[^]
-
1944: надпись «АВИОПОЧТА (ЦФА [АО «Марка»] #880; Mi #892) (Sc #C78)[^]
-
1944: надпечатка «АВИАПОЧТА (ЦФА [АО «Марка»] #893; Sc #C81) на марке в честь Гастелло (ЦФА [АО «Марка»] #889; Sc #861A)

Последняя авиапочтовая марка СССР вышла в декабре 1979 года. Это была миниатюра из серии «История советского авиастроения» с изображением самолёта Ту-154[6][16][≡].
Редкости
Одна из марок консульской серии 1922 года, так называемый «Консульский полтинник», является одной из самых редких почтовых марок РСФСР, её ориентировочный тираж 50—75 экземпляров[12][13][≡].
Из авиапочтовых марок СССР наибольшую редкость представляет марка, именуемая «Леваневский с надпечаткой». Она была выпущена ограниченным тиражом в августе 1935 года в память прерванного перелёта из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс и представляла собой марку СССР с портретом лётчика С. А. Леваневского с красной типографской надпечаткой текста «Перелет Москва — Сан-Франциско через Сев. полюс 1935» и нового номинала. Несколько экземпляров этой марки существуют с перевёрнутой надпечаткой[5][≡].
В марте 1960 года в связи с изменением стоимости простых авиаписем в обращение поступила марка номиналом в 60 копеек с изображением вертолёта Ми-4. В декабре 1961 года эта марка была снабжена надпечаткой новой стоимости «6 коп.», даты «1961 г.» и пущена в обращение[≡]. На части тиража двадцатая марка в листе надпечатана без цифры «6». Эта марка очень редкая[≡]. Известны фальсификаты[17].
- Примеры редких советских авиапочтовых марок
-
1922: «Консульский полтинник» — редкая консульская служебная марка РСФСР с надпечаткой «Воздушная почта» (Sc #СO6)[^][^]
-
1935: «Леваневский с надпечаткой» — со строчной «ф» (ЦФА [АО «Марка»] #514I; Sc #C68b)[^]
-
1961: надпечатка «6 коп.» (ЦФА [АО «Марка»] #2651; Sc #C99) на 60-копеечной авиапочтовой марке СССР 1960 года (ЦФА [АО «Марка»] #2404; Sc #C98)[^]
-
То же, очень редкая надпечатка без цифры «6» (ЦФА [АО «Марка»] № 2651I)[^]
См. также
- Авиапочта
- Авиапочтовая наклейка
- Авиапочтовые марки Дании[англ.]
- Американское авиапочтовое общество[англ.]
- Аспидка
- Аэрофилателия
- Воздушная почта
- Консульская марка
- Леваневский с надпечаткой
- Надпечатка (филателия)
- Первые авиапочтовые марки мира[итал.]
- Перевёрнутая Дженни
- Список авиапочтовых марок США[англ.]
- Филателистический конверт
- Чёрный Гондурас
Примечания
- ↑ Марки авиационные // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … [и др.]; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. ???. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2. (Дата обращения: 19 июля 2017) Архивированная копия . Дата обращения: 2 сентября 2018. Архивировано 19 июля 2017 года.
- ↑ Кисин Б. Марки разного назначения Архивная копия от 7 августа 2019 на Wayback Machine // Филателия СССР. — 1975. — № 12. — С. 55—56. — (Рубрики: Мир увлечений; Школа начинающего коллекционера). (Дата обращения: 20 марта 2016) Архивированная копия . Дата обращения: 20 марта 2016. Архивировано 20 марта 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 Марки авиапочтовые // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … [и др.]; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. ???. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2. (Дата обращения: 19 июля 2017) Архивированная копия . Дата обращения: 2 сентября 2018. Архивировано 19 июля 2017 года.
- ↑ Архангельский Е. Аэрофилателия // Россика. — 1937. — № 27. — С. 57—62.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Владинец Н. И. Филателия. — М.: Связь, 1975. — 224 с.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 По информации из каталога «Михель».
- ↑ См. о выпусках Мемеля на Викискладе.
- ↑ По данным каталогов «Скотт» и «Михель».
- ↑ Марки авиапочтовые заказные // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … [и др.]; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. ???. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2. (Дата обращения: 19 июля 2017) Архивированная копия . Дата обращения: 2 сентября 2018. Архивировано 19 июля 2017 года.
- ↑ Марки авиапочтовые обязательного сбора // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … [и др.]; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. ???. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2. (Дата обращения: 19 июля 2017) Архивированная копия . Дата обращения: 2 сентября 2018. Архивировано 19 июля 2017 года.
- ↑ Марки авиационные для полевой почты // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … [и др.]; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. ???. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2. (Дата обращения: 19 июля 2017) Архивированная копия . Дата обращения: 2 сентября 2018. Архивировано 19 июля 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: 12,0 12,1 12,2 Марки авиапочтовые служебные // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … [и др.]; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. ???. — 40 000 экз. — ISBN 5-256-00175-2. (Дата обращения: 19 июля 2017) Архивированная копия . Дата обращения: 2 сентября 2018. Архивировано 19 июля 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: 13,0 13,1 «Консульские» марки // Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (Дата обращения: 19 июля 2017) Архивированная копия . Дата обращения: 19 июля 2017. Архивировано 19 июля 2017 года.
- ↑ По данным «Каталога-справочника почтовых марок СССР 1918—1991» — в августе.
- ↑ Авиапочта // Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (Дата обращения: 19 июля 2017) Архивированная копия . Дата обращения: 19 июля 2017. Архивировано 19 июля 2017 года.
- ↑ Scott 2007. Standard Postage Stamp Catalogue. — New York, NY, USA: Scott, 2006. (англ.)
- ↑ Владинец Н. И. Авиапочтовые выпуски . Почта России. fmus.ru; Филателистический музей и библиотека. — Электронная книга. Дата обращения: 19 июля 2017. Архивировано 19 июля 2017 года.
Литература
- Бухаров О. Н. Марки — свидетели истории. — М.: Радио и связь, 1982. — 80 с. (Дата обращения: 19 июля 2017)
- Каталог-справочник почтовых марок СССР 1918—1991 / Сост. В. Н. Устиновский, А. Я. Певзнер // Филателия. — 1992. — № 3—12; 1993. — № 1—12; 1994. — № 1—12; 1995. — № 1—12; 1993. — № 1—6. — (Прил. к журн. «Филателия» [общим объёмом 412 с.]).
- Розов Б. Воздушная почта СССР // Советский филателист. — 1924. — № 4.
Ссылки
- Baadke M. Airmail collecting can take you anywhere (англ.). Collector Resources: Insights: Stamp Collecting Basics: 2000: October. Sidney[англ.], OH, USA: Linn’s Stamp News; Amos Media Company (30 октября 2000). Дата обращения: 19 июля 2017. Архивировано 19 июля 2017 года.
- Miller R. Have airmail stamps fallen victim to success? (англ.). Collector Resources: Insights: Stamp Collecting Basics: 2000: October. Sidney, OH, USA: Linn’s Stamp News; Amos Media Company (30 сентября 2002). Дата обращения: 19 июля 2017. Архивировано 19 июля 2017 года.
- Miller R. Another world: semiofficial airmail stamps (англ.). Collector Resources: Insights: Stamp Collecting Basics: 2000: October. Sidney, OH, USA: Linn’s Stamp News; Amos Media Company (24 февраля 2003). Дата обращения: 19 июля 2017. Архивировано 19 июля 2017 года.
- Home (англ.). Минеола (Нью-Йорк)[англ.], NY, USA: AAMS — American Air Mail Society[англ.]. — Американское авиапочтовое общество. Дата обращения: 19 июля 2017. Архивировано 19 июля 2017 года.