Авангардная поп-музыка
Аванга́рдная поп-му́зыка или аванга́рдный-поп (англ. avant-pop) — вид популярной музыки, которая является экспериментальной, новой и отличной от предыдущих стилей[1], сохраняя при этом непосредственную доступность для широкого слушателя[2]. Этот термин подразумевает сочетание авангардной чувствительности с существующими элементами популярной музыки для создания новых или уникальных художественных воплощений[3].
Определение
Термин «авангардный-поп» использовался для обозначения музыки, которая уравновешивает экспериментальные или авангардные подходы со стилистическими элементами популярной музыки и исследует общепринятые структуры или формы[3]. Писатель Теджумола Оланийан описывает «авангардную поп-музыку» как выходящую за «границы главенствующих стилей, значений этих стилей и социальных норм, которые они поддерживают или подразумевают»[1]. Музыковед Шон Олбиез описывает «авангардный-поп» как собирательное понятие для категории уникальных артистов, работающих в «пограничном пространстве между современной классической музыкой и многими популярными музыкальными жанрами, которые развивались во второй половине двадцатого века»[3]. Олбиез подчеркнул, что основой авангардного-попа является экспериментализм, а также его постмодернистское и неиерархическое слияние различных жанров, таких как поп, электроника, рок, классика и джаз[3].
Пол Гримстад из The Brooklyn Rail[англ.] пишет, что авангардный-поп — это музыка, которая «перестраивает» элементы структуры песни, «так что (а) ключевые особенности мелодии не теряются, но (б) сама эта доступность приводит к тому, что ты натыкаешься на более странные элементы, встроенные в дизайн»[2]. Фестиваль Tribeca New Music Festival определяет «авангардный-поп» как «музыку, которая черпает энергию как из популярной музыки, так и из классических форм»[4]. Помимо музыки, этот термин использовался литературным критиком Ларри Маккаффери[англ.] для описания «самых радикальных, диверсионных литературных талантов постмодернистской новой волны»[5].
История
В 1960-х годах, когда популярная музыка начала приобретать культурное значение как нечто большее, нежели просто ещё один вид коммерческого развлечения, музыканты начали искать вдохновения в послевоенном авангарде[3]. В 1959 году продюсер Джо Мик[англ.] записал I Hear a New World[англ.] (1960), которую Джонатан Патрик из Tiny Mix Tapes назвал «поворотным моментом как в электронной музыке, так и в истории авангардного-попа […] сборник мечтательных поп-виньеток, украшенный даббовым-эхом и звуковыми завитками сделанными при помощи искажённых аудиолент», который в то время был по большей части проигнорирован[6]. Среди других ранних авангардных произведений фигурировала песня The Beatles «Tomorrow Never Knows» (1966), которая содержала элементы конкретной музыки, индийских народных произведений, авангардной композиции и электроакустические манипуляции[англ.] со звуком в формате 3-минутной поп-песни, а также экспериментальные записи группы The Velvet Underground. Чьи музыканты начали интегрировать в своё творчество идеи минималисткой и дроуновой музыки композитора Ла Монте Янга, поэзию битников и поп-арт 1960-х[3].
В конце 1960-х представители немецкой экспериментальной авангардной сцены (получившей название «краут-рок»), такие как Kraftwerk, Can и Tangerine Dream, черпали вдохновение из фри-джаза, немецкой академической музыки и англо-американского поп-рока[3]. По словам Дэвида Макнейми из The Quietus, альбом An Electric Storm[англ.] (1968), записанный электронной группой White Noise[англ.] (при участии британской BBC Radiophonic Workshop[англ.]), является «бесспорным шедевром раннего авангардного-попа»[7]. В 1970-х различные исполнители прогрессивного рока и постпанка заимствовали элементы из авангардной поп-музыки, в том числе такие группы как Pink Floyd, Genesis, Henry Cow, This Heat и The Pop Group[3]. Среди более современных исполнителей авангардной поп-музыки выделяются Дэвид Силвиан, Скотт Уокер и Бьорк, чьи вокальные эксперименты и новаторские способы записи позволили им выйти за рамки норм коммерческой поп-музыки[3].
Также пионерами авангардной поп-музыки считаются Лу Рид (бывший фронтмен The Velvet Underground)[8], певица Кейт Буш[3], перформансистка Лори Андерсон[9], арт-поп-музыкант Спуки Рубен[англ.][10] и Эрик Коупленд[англ.] из Black Dice[11]. По состоянию на 2017 год в числе видных современных артистов, работающих в жанре авангардной поп-музыке, также фигурируют Джулия Холтер, Холли Херндон[англ.] и Oneohtrix Point Never[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Olaniyan, Tejumola. Arrest the Music!: Fela and His Rebel Art and Politics. — Indiana University Press, 2004. — P. 7. — ISBN 0253110343.
- ↑ 2,0 2,1 Paul Grimstad. What Is Avant-Pop? . Brooklyn Rail (September 4, 2007). Дата обращения: 1 октября 2016.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Albiez, Sean. Avant-pop // Bloomsbury Encyclopedia of Popular Music of the World Vol. XI: Genres: Europe. — Bloomsbury Academic, 2017. — P. 36–38. — ISBN 9781501326103. — doi:10.5040/9781501326110-0111.
- ↑ 'Emerging Avant-Pop': From Charles Ives to Frank Zappa, The New York Times (May 11, 2006).
- ↑ McCaffery, Larry. Avant-Pop: Fiction for a Daydream Nation. — University of Alabama Press, 1993. — P. 12, back cover. — ISBN 978-0-932511-72-0.
- ↑ Patrick, Jonathan Joe Meek's pop masterpiece I Hear a New World gets the chance to haunt a whole new generation of audiophile geeks . Tiny Mix Tapes (March 8, 2013).
- ↑ (January 19, 2009) «The Best Of The BBC Radiophonic Workshop On One Side Of A C90». The Quietus.
- ↑ (October 29, 2012) «Lou Reed's Rabbi».
- ↑ Michael Anthony. Laurie Anderson, More Than 'Just a Storyteller', Star Tribune (March 22, 2016).
- ↑ (February 10, 2016) «Avant-Pop Pioneer Spookey Ruben Conducts a Synth Symphony on 'Granma Faye'».
- ↑ Pitchfork Staff "Eric Copeland: avant-pop pioneer", Guardian Music Blog, November 18, 2008, accessed March 22, 2011.