Ретраншемент
Ретраншеме́нт, в некоторых источниках ретраншаме́нт (фр. retrancher «укрепить, обнести окопами»)[1][2] — фортификационное сооружение, внутренняя оборонительная ограда, расположенная позади какой-либо главной позиции обороняющихся, позволяющее обстреливать пространство за нею и принуждающее противника, овладевшего главной позицией, вести дальнейшую атаку под огнём.[3]
В XVIII веке в русском военном деле для подобных сооружений использовался термин а́бшнит (нем. Abschnitt «отрезок»)[4] — крепостная вспомогательная внутренняя постройка в виде вала со рвом впереди, дававшая возможность продолжать оборону после того как противник занял главный вал, и вести обстрел внутренней части последнего. Термин абшнит был заменён термином ретраншамент.[2]
Понятие «ретраншамент» применялось как в долговременной, так и в полевой фортификации.[2]
История
Первообразы ретраншементов существовали ещё в Древнем Мире, когда обороняющиеся при проломе врагом стены окружали брешь новой оградой (или возводили её заранее).[5]
Если вал сей есть ретраншамент, построенный Траяном, для ограждения провинций Римских от набегов варваров; то при сооружении сей стены, должны были быть соблюдены необходимые условия для удобства защиты. — Но здесь, напротив, все выгоды местоположения на стороне, прилегающей с севера.
— А.Ф. Вельтман. О валах Траяна / Начертание древней истории Бессарабии, сочинённое Генерального штаба штабс-капитаном Вельтманом. — М., 1828.
В XVI веке германский инженер Даниил Спекле[нем.] (1536−1589) внёс существенные усовершенствования в бастионную систему обороны. В числе прочего, бастионы усиливались кавальерами, отделёнными от бастионов рвом. Эти постройки представляли собой первые полноценные ретраншементы, которые значительно увеличили силу обороны. В некоторых случаях строился общий ретраншемент за линией бастионов.[6]
В последующие эпохи множество военных инженеров и строителей уделяли внимание устройству ретраншементов в крепостях и укреплениях, считая, что упорство обороны во многом зависит от наличия сильных ретраншементов. На рубеже XVIII−XIX веков было предложено строить в горже бастиона казармы, которые в случае необходимости могли быть превращены в ретраншемент.[7] В XIX веке стали строиться специальные сомкнутые оборонительные казармы, играющие роль ретраншмента. Оборонительная казарма в Модлине имела длину 2 км и могла вместить 17 тыс. человек.[8]
В то же время активно использовались ретраншементы, возводимые в период обороны. Так во время осады Пскова в 1581 году русские построили ретраншемент на участке готовящейся атаки и сумели отразить штурм, несмотря на то, что основная стена была проломлена поляками, а несколько башен на ней захвачено. Во время обороны Троице-Сергиевой Лавры также строились ретраншменты в наиболее опасных местах.[6] При обороне Севастополя в 1854−55 гг. ретраншементы составляли 2-ю линию обороны. В Порт-Артуре гарнизону приходилось создавать ретраншементы из мешков с землёй и даже такие, наскоро возведённые сооружения, способствовали увеличению длительности обороны крепости.[9]
Примечания
- ↑ ЭСБЕ
- ↑ 2,0 2,1 2,2 полковник В.Ф. Шперк. Фортификационный словарь / издание Военно-инженерной Краснознамённой академии имени В.В. Куйбышева (ВИА). — М., 1946.
- ↑ Ретраншамент — сайт Международной военно-исторической ассоциации . Дата обращения: 8 ноября 2011. Архивировано 7 июня 2019 года.
- ↑ Абшнит — сайт Международной военно-исторической ассоциации
- ↑ [http://web.archive.org/web/20090604034019/http://militera.lib.ru/h/yakovlev_vv/01.html Архивная копия от 4 июня 2009 на Wayback Machine ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА -[ Военная история ]- Яковлев В. В. История крепостей]
- ↑ 6,0 6,1 [http://web.archive.org/web/20140322045710/http://militera.lib.ru/h/yakovlev_vv/02.html Архивная копия от 22 марта 2014 на Wayback Machine ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА -[ Военная история ]- Яковлев В. В. История крепостей]
- ↑ [http://web.archive.org/web/20140322145008/http://militera.lib.ru/h/yakovlev_vv/03.html Архивная копия от 22 марта 2014 на Wayback Machine ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА -[ Военная история ]- Яковлев В. В. История крепостей]
- ↑ [http://web.archive.org/web/20140324184739/http://militera.lib.ru/h/yakovlev_vv/04.html Архивная копия от 24 марта 2014 на Wayback Machine ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА -[ Военная история ]- Яковлев В. В. История крепостей]
- ↑ [http://web.archive.org/web/20111024222629/http://militera.lib.ru/h/yakovlev_vv/06.html Архивная копия от 24 октября 2011 на Wayback Machine ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА -[ Военная история ]- Яковлев В. В. История крепостей]
Литература
- Вспомогательные фортификационные постройки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ретраншамент // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Начертание древней истории Бессарабии. С присовокуплением исторических выписок и карты. — 1-е изд. — М.: В тип. С. Селивановского, 1828. — XVI, 74 с.
- Профессор Виктор Васильевич Яковлев, «Эволюция долговременной фортификации», Государственное военное издательство Наркомата обороны Союза ССР Москва — 1931 год;
- Полковник В. Ф. Шперк, «Фортификационный словарь», издание Военно-инженерной Краснознамённой академии имени В. В. Куйбышева (ВИА), Москва — 1946 год.
- Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969—1978 годах в 30 томах;
- Яковлев В. В. История крепостей : эволюция долговременной фортификации. — СПб.: Полигон, 1995. — С. 107—148. — 311 с. — ISBN 5-89173-077-4.
Ссылки
- Профессор Виктор Васильевич Яковлев, Эволюция долговременной фортификации, Государственное военное издательство Наркомата обороны Союза ССР Москва — 1931 год
- (недоступная ссылка) Полковник В. Ф. Шперк, Фортификационный словарь, издание военно-инженерной Краснознамённой академии имени В. В. Куйбышева (ВИА), Москва — 1946 год (недоступная ссылка)
- Ретраншемент // Раковник — «Ромэн». — М. : Советская энциклопедия, 1955. — С. 420. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 36).