Перейти к содержанию

Абу Бакр аль-Бакиллани

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Абу Бакр аль-Бакиллани

Абу́ Бакр Муха́ммад ибн ат-Таййиб аль-Бакилла́ни (араб. أبو بكر محمد بن الطيب الباقلاني‎; ок. 940, Басра — 5 июня 1013) — первая значительная фигура в истории ашаритской школы калама, представитель второго поколения ашаритских философов. С использованием методов калама создал первую систематическую формулировку ашаритской доктрины и оформил её метафизическую структуру.

Биография

Аль-Бакиллани родился в Басре, точная дата его рождения не известна, предположительно ок. 940 года. В Басре аль-Бакиллани обучался у двух учеников аль-Ашари. Из Басры около 970 года его пригласили принять участие в теологических дискуссиях при дворе буидского эмира Адуд ад-Даула. Затем он переехал с эмиром в Багдад, откуда был направлен с официальным посольством в Константинополь в 982 году, где пробыл до 983 года, до завершения миссии, случившейся либо в связи со смертью эмира, либо вследствие неуспешности самой миссии. В Константинополе он неоднократно беседовал с византийским императором, который даже разрешил аль-Бакиллани в своём присутствии не снимать ни чалму, ни зелёную мантию, ни туфли[1].

Практически всю оставшуюся жизнь аль-Бакиллани провёл в Багдаде[2].

Сочинения

  • I‘jāz al-Qur’ān
  • Al-Intiṣār lil-Qur’ān
  • Al-Taqrīb wa-al-irshād al-ṣaghīr
  • Kitāb tamhīd al-awāʼil wa-talkhīṣ al-dalāʼil
  • Al-Inṣāf fīmā yajibu i‘tiqāduhu wa-lā yajūzu al-jahl bihi fī ‘ilm al-kalām
  • Manāqib al-A’immah al-arba‘ah

Аль-Бакиллани написал 52 сочинения, из которых до наших дней дошли только шесть. Основные положения теологических взглядов аль-Бакиллани изложены в его «Китаб ат-тамхид» («Введение»), которое по жанру можно отнести к summae theologicae. Все содержание книги можно разбить на три больших раздела:

  1. Введение, в котором изложены представления о природе знания и его объектах, о существовании Бога и его именах.
  2. Опровержение других религий, включая зороастризм, христианство и иудаизм, а также барахима («брахмин» — некое учение, вероятно, уходящее корнями в индуистскую религию, было известно в основном тем, что не признавало пророков).
  3. Опровержение учений некоторых мусульманских школ: муджассимитов, мутазилитов, шиитов[3].

Примечания

  1. Игнатенко, Александр Вопрос о расколовшейся Луне. Шутки и остроты средневековых исламских теологов (недоступная ссылка). НГ-религии (15 июля 1998). Дата обращения: 16 мая 2014. Архивировано 11 мая 2013 года.
  2. Вольф М. Н., 2008, с. 73.
  3. Вольф М. Н., 2008, с. 74.

Литература