Абу-ль-Маали аль-Джувайни
Абу-ль-Маали аль-Джувайни | |
---|---|
Глава медресе Низамия
|
|
— 1085 | |
Личная информация | |
Имя при рождении | Абдул-Малик ибн Абдуллах ибн Юсуф аль-Джувайни |
Прозвище | имам аль-Харамейн |
Религия | ислам |
Течение, школа | суннизм, ашаризм |
Мазхаб | шафиитский |
Отец | Абдуллах ибн Юсуф аль-Джувайни |
Богословская деятельность | |
Учителя | Абу аль-Касим аль-Исфараини |
Оказал влияние | шафииты, ашариты |
Труды | Китаб аш-шамиль, Аль-иршад иля каваты, Аль-акида ан-низамийя, Гияс аль-умам, Люма аль-адилля и др. |
Абу-ль-Ма’а́ли Абдул-Малик ибн Абдуллах аль-Джувайни́ (араб. أبو المعالي عبد الملك بن عبد الله الجويني), известен как имам аль-Хараме́йн (араб. إمام الحرمين; 1028 — 1085, Нишапур, Персия, Государство Сельджукидов) — исламский учёный-богослов и правовед шафиитского мазхаба. Представитель ашаритского направления в каламе.
Биография
Родился в 1028 году в селении Азазвар округа Джувейн, недалеко от Нишапура[1].
В Нишапуре под руководством Абу аль-Касима аль-Исфараини (ум. в 1059 г.) изучал калам и усуль ад-дин, под руководством отца — фикх[1]. После смерти отца в 1046 году аль-Джувейни занял его место преподавателя в шафиитском медресе, одновременно продолжая учиться у Абуль-Касима аль-Исфараини[2]. Во время организованных сельджукским визирем аль-Кундури гонений на ашаритов бежал в Хиджаз и жил в Мекке и Медине (1058—1062), за что и получил прозвище Имам аль-Харамейн («имам двух священных городов»)[1].
При визире Низам аль-Мульке, прекратившем преследования ашаритов, аль-Джувейни вернулся в Нишапур, где была учреждена шафиитская медресе Низамия. Аль-Джувейни получил от Низам аль-Мулька пост руководителя этой медресе, который он занимал до конца своей жизни. Среди его учеников в низамийи был Абу Хамид Аль-Газали[1][2].
Взгляды
В целом, аль-Джувейни развивал идеи аль-Ашари, аль-Бакиллани и Абу Исхака аль-Исфараини (ум. в 1027 году). Он объявлял аяты Корана возникшими во времени и утверждал, что Аллах ниспослал Мухаммаду только «смысл» Писания, тогда как словесную форму ему придал сам Пророк[1].
Аль-Джувейни также принадлежит собственная политическая доктрина с принципами, отличными от принципов известных в его время доктрин. Значительное место в доктрине, излагаемой, в частности, в работе «Гияс аль-умам фи льтияс аз-зульм», отведено определению функций имама и описанию требований, которым он должен соответствовать. Аль-Джувейни подверг критике существовавшую в его время практику института имамата в учении о несовершенном имаме[2].
Сочинения
- Китаб аш-Ша́миль фи усу́ль ад-дин (араб. كتاب الشامل في أصول الدين)
- Аль-Ирша́д иля кава́ты аль-ади́лля фи усу́ль аль-итика́д (араб. الإرشاد الى قواطع الأدلة في أصول الاعتقاد)
- Аль-Акы́да ан-Низамиййа (араб. العقيدة النظامية)
- Гия́с аль-у́мам фи льтия́с аз-зу́льм (араб. غياث الامم في التياث الظلم)
- Лю́ма уль-адилля фи кава́ыд иль-ака́иди ахль ис-сунна ва-ль-джамаа араб. لمع الأدلة في قواعد العقائد أهل السنة والجماعة
Примечания
Литература
- Кирабаев Н. С. Деформация классической теории халифата: ал-Джувейни. — В книге: Кирабаев Н. С. Политическая мысль мусульманского средневековья. М., 2005. — 256 с. — ISBN 5-209-01948-9 — с.97-108.
- Hallaq, Wael B. Caliphs, Jurists and the Saljuqs in the Political Thought of Juwayni. The Muslim World 74, no. 1 (1984): 26-41.
Ссылки
- Имам аль-Харамейн Абуль-Ма’али аль-Джувейни / IslamIng.Ru