Абу-ль-Хасан аш-Шазили

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Абуль-Хасан аш-Шазили»)
Абу-ль-Хасан аш-Шазили
араб. أبو الحسن الشاذلي
шейх тариката шазилия
1227 — 1258
Предшественник Абду-с-Салам ибн Машиш
Преемник Абу-ль-Аббас аль-Мурси
Личная информация
Имя при рождении Али ибн Абдуллах ибн Абду-ль-Джаббар
Отец Абдуллах
Богословская деятельность
Оказал влияние шазилиты
Дополнительная информация
Разное эпоним таркиата шазилия

Абу́ль-Хаса́н Али́ ибн Абдулла́х аш-Ша́зили (араб. أبو الحسن الشاذلي‎; 1196, Гамарат, совр. Марокко — 1258, Хумайсра, совр. Египет) — североафриканский исламский богослов, основатель и эпоним суфийского ордена Шазилия.

Биография

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абдуллах ибн Абдул-Джаббар аль-Хасани валь-Хусейни аш-Шазили аль-Магриби. Родился в 1196 году в селении Гамарат на севере Марокко[1][2]. Его род принадлежит к сеидам и восходит к пророку Мухаммаду[3].

Он получил блестящее образование и в возрасте примерно 21 года он покинул родной край в поисках знаний. Он учился в Фесе, а с 1244 года жил в Александрии[4]. Совершив паломничество в Мекку, он отправился в Багдад, где находились крупные факихи, знатоки Корана и хадисов, а также выдающиеся суфийские учителя: аль-Мухасиби, Сари Сакати, Джунайд аль-Багдади, Абдул-Кадир аль-Джилани, аш-Шибли и другие. В Багдаде он прошёл курс обучения у шейха Абуль-Фатха аль-Васити, по совету которого вернулся на родину, чтобы продолжить обучение у Абдуссалама ибн Машиша. После окончания обучения у Ибн Машиша, Абуль-Хасан аш-Шазили отправился в селение Шазили (совр. Тунис). Свою первую завию он основал в 1227 году в Тунисе. Аш-Шазили поселился в пещере горе Залалж на окраине города Тунис, известное как «Пещера аш-Шазили». Там он жил и принимал учеников[3].

Умер в 1258 году в селении Хумайсра в Египте при совершении хаджа[5]. Его могила на берегу Красного моря почитается мусульманами (зиярат). Султан Мамлюков той эпохи построил мавзолей над его могилой[3].

Абуль-Хасан аш-Шазили призывал своих учеников (мюридов) к ежеминутному поминанию Аллаха посредством тихого зикра-хафи, богобоязненности, строгому исполнению предписаний Шариата и следованию сунне Пророка. Он не приветствовал практику затворничества (хальва) и коллективных собраний суфиев (сама). По словам аш-Шазили идеи и дух братства (тариката) следует реализовывать в повседневной жизни, не уходя от мира[6].

Шазилия

Шазилиты пользуются всеми дозволенными Шариатом благами цивилизации и не одобряют суровый аскетизм. Их зикр и занятия духовной практикой проводятся в свободное от работы и других занятий время и не причиняют ущерб повседневным обязанностям человека и его семье. Они не носят специальных одеяний и, следуя Джунайду аль-Багдади, предпочитают «трезвое» служение (сахв) и воздерживаются от состояния «опьянения» (сукр)[6].

Мюрид шазилийского тариката должен воспринимать себя рабом, который постоянно ощущает свою ничтожность перед величием Аллаха; чувствовать абсолютную зависимость от Аллаха и быть непрерывно благодарным ему[3].

Руководство тарикатом выборное. После смерти Абуль-Хасана аш-Шазили тарикат возглавил Аббас аль-Мурси, а затем Таджуддин ибн Атауллах аль-Искендерани. Благодаря трудам аль-Искендерани шазилитский тарикат стал популярным в Магрибе. К шазилитам принадлежал известный историк и философ Ибн Хальдун[6].

Шазилитский тарикат делится на различные ветви: аруситы, вафаиты, заррукиты, джазулиты, хабибиты и т. д. Некоторые ветви (например исавиты) в духовной практике применяли экстатические методы, а в ряде регионов Африки учение смешалось с традиционными местными верованиями, из-за чего члены тариката подвергались нападкам со стороны традиционалистов. Шазилитский тарикат сыграл большую роль в исламизации народов Африки, активно противодействовал колонизаторской политике европейских стран. Его идеи распространены не только в странах Северной и Центральной Африки, но и в Европе и на Кавказе[6]. Последователей этого тариката можно увидеть и на Коморских островах, в Индии и даже Индонезии. В России шазилийский тарикат действует в Дагестане и соседних республиках[3].

Примечания

  1. Elmer H. Douglas (ed.), Muhammad ibn Abi al-Qasim Al-Sabbagh, The Mystical Teachings of Al-Shādhilī: Including His Life, Prayers, Suny Press, 1993, p. 3
  2. Birth & Physical Appearance of Imam Shazuli Архивная копия от 27 ноября 2013 на Wayback Machine shazuli.com
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Амирханов М..
  4. Caesar E. Farah, Islam: beliefs and observances, p. 231
  5. Abu al Hasan Shadhili Архивировано 11 сентября 2012 года. spiritualfoundation.net
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Али-заде, 2007.

Литература

Ссылки