Абуль-Аббас ас-Саффах

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Абу-ль-Аббас ас-Саффах
араб. أبو العباس عبد الله السفاح
750 — 754
Предшественник Марван II
Преемник Абу Джафар аль-Мансур

Дата рождения 722(0722)
Дата смерти 8 июня 754(0754-06-08)
Место смерти Анбар
Род Аббасиды
Имя при рождении Абдуллах
Отец Мухаммад ибн Али
Супруга Салама
Отношение к религии Ислам

Абуль-Абба́с Абдулла́х ибн Муха́ммад ас-Саффа́х (араб. أبو العباس عبد الله السفاح‎; 7228 июня 754, Анбар[1]) — арабский халиф с 750 года, первый из династии Аббасидов. Праправнук Аббаса и старший брат аль-Мансура.

Биография

Абуль-Аббас Абдуллах ас-Саффах родился в семье происходившего из династии Аббасидов (ветви дома Хашимитов, к которому принадлежал исламский пророк Мухаммед) Мухаммада аль-Аббаси и его супруги, арабки Райты бинт Убайдаллах Абд аль-Маддан, тоже происходившей из Хашимитов[2]. Ас-Саххаб было его прозвищем (лакабом), обозначающим одновременно «кровожадный» и щедрый[3]. Династия вела своё происхождение от Аббаса, который был дядей Мухаммеда, и активно начали участвовать в делах арабского халифата только во времена правления омейядского халифа Умара ибн Абдул-Азиза[4].

Он не был замечен в активном участии в аббасидском подполье до самых последних дней Третьей фитны. Главой рода и имамом он стал совершенно неожиданно для себя — после того, как действующий глава аббасидов, его дядя Ибрахим б. Мухаммад, по приказу Марвана II в начале октября 749 г. н. э. был арестован и умер в тюрьме в Харране. Перебравшись из Хумайма в Куфу вместе с братьями и дядьями, Абу ал-Аббас более месяца время жил инкогнито у Абу Саламы, пока на пятничном молении 12 раби' (28 ноября) не принял титул халифа.

Свою тронную речь Абу ал-Аббас закончил словами: «Я увеличил вам жалованье, так что готовьтесь [сражаться]. А я — проливающий (кровь и благо) очевидный и мститель истребляющий»[5]. Прозвучавший эпитет ас-саффах (проливающий), которым Абу охарактеризовал себя, стал его тронным именем, однако оно не сразу стало употребляться официально.

В отличие от халифов династии Умайаядов, Абу ал-Аббас не стал смещать всех прежних военачальников и напрямую замещать их своими родственниками — братьев и дядьёв он ставил командовать не вместо, но над прежними командирами и полководцами. Таким образом, даже фактический руководитель боевых действий в Ираке Абу Муслим оказался оттеснён от верховной власти в войсках, получив в компенсацию титул наместника сразу нескольких провинций (от Хамадана до Самарканда). Перехват управления восстанием Аббасидами произошла менее кроваво, чем могла бы произойти в случае смещения всех командиров по прежнему механизму.

В силу особенностей развития движения Аббасидов (организация пропаганды, разнородность состава участников движения), Абу ал-Аббас был вынужден ориентироваться не на византийский запад Халифата, а на иранский восток. Хотя это никогда не заявлялось в открытую, но в ходе Третьей фитны главными противниками Аббасидов являлись сирийские арабы — а потому Абу ал-Аббас не мог сделать своей резиденцией ни Дамаск, ни Харран. По совокупности указанных обстоятельств Абу ал-Аббас выбрал своей столицей Куфу, однако свою резиденцию ал-Хашимийу расположил не в центре, а на северной окраине ан-Нухайле, около ан-Анбара.

В силу тех же обстоятельств Абу ал-Аббас не мог признать многочисленных мавлей, воевавших против сирийских арабов на его стороне, мусульманами второго сорта. Халифат при Абу ал-Аббасе из арабского превратился в мусульманский. В новом Халифате арабы утратили монополию и на власть, и на религию.

Провозглашая наступление царства справедливости и торжества ислама, Абу ал-Аббас и Абу Джафар одновременно приступили и к расправе с теми, кто привёл Аббасидов к власти. Войска халифа под командованием его дядьёв вырезали арабов, переметнувшихся к Али ал-Аббасу от Марвана II во время Третьей фитны: карательная экспедиция под руководством Абдаллаха б. Али устранила верхушку палестинских арабов весной 751 г. н. э., а корпус Абдасмана б. Али уничтожил предводителей сирийских арабов в июне того же года. До конца лета 751 г. н. э. армия Зийада б. Салиха привела к покорности Бухару, Самарканд и Кеш. Апогеем карательных походов стал разгром объединённой китайско-тюркской армии под Таразом, который оказался важен ещё и в культурном плане: благодаря захваченным в плен китайским мастерам было освоено производство бумаги. От немедленной расправы над наиболее именитыми союзниками Аббасидов удерживало поначалу опасение, что выжившие начнут мстить за погибших — однако, когда в 752 г.х. Абу Муслим предложил свою помощь в ликвидации Абу Саламы, сомнения отпали. Присланный из Мерва убийца заколол Абу Саламу ночью, когда тот возвращался от халифа; виновниками произошедшего были объявлены хариджиты. По просьбе Абу ал-Аббаса в том же году Абу Муслим лично убил Сулаймана б. Касира. После произошедшего Абу ал-Аббас сумел внушить Зийаду б. Салиху мысль о том, что Абу Муслим хочет убить и Зийада — чем спровоцировал последнего на вооружённое восстание; до конца года был убит и он. Указанные события казались современникам малозначительными, вследствие чего датированы с точностью лишь до года.

Абу ал-Аббас умер от оспы в своей столице, Анбаре, всего через четыре года после восшествия на престол.

Примечания

  1. Kennedy, 2016, p. 55.
  2. Кузенков П. В. Глава 1. Иностранные матери халифов // Арабский и исламский мир в Средние века: от Иберийского полуострова до Средней Азии / отв. ред. Д. Е. Мишин. — М.: Институт востоковедения РАН, 2021. — С. 13. — 288 с.
  3. Moscati, 1986.
  4. Али-заде, 2004, с. 128.
  5. Большаков О.Г. История Халифата, т.4: Апогей и падение. — Москва: "Восточная литература" РАН. — С. 282.

Литература

Ссылки