Перейти к содержанию

Абдуллах ибн Саба

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Абдуллах ибн Саба
Личная информация
Имя при рождении Абдуллах ибн Саба
Прозвище Ибн ас-Сауда
Богословская деятельность
Оказал влияние сабаиты

Абдулла́х ибн Са́ба аль-Химьяри (араб. عبد الله بن سبأ‎; VII век) — эпоним одной из самых первых шиитских сект сабаитов, проповедовавшей «крайние» взгляды в отношении Али ибн Абу Талиба. Его часто называли по матери Ибн ас-Сауда́ («сын чёрной»), а также Ибн Вахб и Ибн Харб[1].

Биография

Мусульманские историки сообщают, что Абдуллах ибн Саба был йеменским иудеем, который заявил о принятии ислама, но на самом деле мусульманином не стал. Иудейские корни Абдуллаха дали основание противникам шиитов утверждать, что «основы рафидизма заимствованы у иудеев». Он был одним из главных организаторов смуты в Халифате, которая привела к убийству третьего халифа Усмана ибн Аффана[2]. В качестве объекта своих симпатий избрал Али ибн Абу Талиба. Был активным политическим сторонником Али, вёл активную пропаганду в его пользу[3].

Ссылаясь на Тору, утверждал, что у каждого пророка должен быть наследник духовного завещания (васи)[2]. Открыто отрекался от первых халифов и объявил Али ибн Абу Талиба единственным законным преемником Пророка.

Когда Али услышал о том, что Абдуллах ибн Саба объявил Али воплощением Бога, он решил казнить его с группой единомышленников, но Ибн Аббас отговорил его от этого шага. Тогда Али выслал Абдуллаха в Мадаин (Ктесифон). После смерти Али ибн Абу Талиба, он заявил о том, что Али на самом деле не умер, а подобно Исе (Иисусу) вознесся на небеса, а вместо Али убили другого человека. Сам же Али вернется (раджа) на землю для установления справедливости[2]. Некоторые авторы считали Абдуллаха ибн Сабу первым распространителем идеи об «остановке» (таваккуф) имамата Али[3].

Примечания

Литература