Śmiały
P.P. nr 53 „Śmiały” | |
---|---|
Принадлежность |
Австро-Венгрия Польская Республика РККА Нацистская Германия |
Эксплуатация | 1918-1944 |
Участие в |
Польско-украинская война Битва за Львов (1918) Советско-польская война Польская кампания Сражение под Мокрой Оборона Львова (1939) Великая отечественная война |
Известные командиры |
поручик артиллерии Ежи Леваковский (первый) капитан Мечислав Малиновский (последний) |
Технические данные | |
Вооружение | |
Лёгкое вооружение | 19 пулёметов «Максим», |
Śmiały ("Смелый", также P.P. Nr 2, P.P. Nr 53) – бронепоезд Войска польского II Польской республики, бывший австро-венгерский Panzerzug Nr. V. В 1939 захвачен Красной Армией, после нападения на СССР — Вермахтом, уничтожен в июне 1944 года.
История
Первая мировая война и послевоенный период
В октябре 1914 года командование австро-венгерской армии заказало Будапештскому паровозостроительному заводу «MAVAG» 8 бронепоездов: Panzerzug № 1 — Panzerzug № 8. В 1914—1915 годах они широко применялись на железных дорогах Галиции при обороне Карпат в период русского наступления. Позже, не менее успешно, действовали они и на итальянском фронте в сражениях близ реки Соча.[1]
Два из них (Panzerzug №№ III и V) 1 ноября 1918 года были захвачены польским отрядом под Краковом на станции Прокоцим. Переименованные в „Piłsudczyk” (P.P. nr 1) и „Śmiały” (P.P. nr 2), соответственно, они вскоре приняли участие в боях за Львов. Первым командиром поезда и вновь укомплектованного экипажа „Śmiały” стал поручик артиллерии Ежи Леваковский. Формально, эти трофеи стали первыми бронепоездами серийной постройки в рядах Войска Польского (если не считать импровизированный БП "Związek Broni", воевавший до восстановления независимости, в период с 10 февраля по 10 мая 1918 года). В состав "Смелого" входили два головных артиллерийских вагона, два пехотных вагона и один штурмовой вагон.
Поезд принимал участие в польско-украинском конфликте 1918 г., сражаясь под Перемышлем, Нижанковичами, Милятиным и Каменнобродом[2]. 26 ноября 1918 года он вернулся во Львов.
11 декабря бронепоезду была придана в качестве штурмовой роты 1-я полевая рота Краковского академического батальона. Её командиром был поручик Радецкий, а командирами взводов — подпоручики: Стефан Бучма (†30 XII 1918), Зигмунт Блумски и Стахович. Рота насчитывала 110 человек и имела 2 пулемёта.
Советско-польская война
12 апреля 1919 г. поезд отправился из Варшавы на Литовско-Белорусский фронт. 25 июля его тогдашний командир поручик Малаговский погиб в пешей стычке с отрядом большевиков (который, по словам свидетелей, состоял из китайцев). При отступлении польских войск с Украины и Белоруссии, летом 1920 г., за восемь недель боев было потеряно 12 из 22 принадлежащих Польше на тот момент бронепоездов. Из-за интенсивного применения артиллерии, все орудия «Śmiały» были повреждены, поезд отвели в тыл для ремонта. Вернулся он на фронт в сентябре, и до конца войны участвовал в боевых действиях на территории нынешней Белоруссии[3].
Межвоенный период
После окончания советско-польской войны бронепоезда прошли модернизацию и были частично унифицированы, в частности, с 1927 года во всех польских БП использовался бронелокомотив Ti3 (бывший прусский G54). Был определён стандартный состав бронепоезда: паровоз, две бронеплощадки, штурмовой вагон и две контрольные платформы. Вооружение составляли 100-мм гаубицы wz. 14/19A и 75-мм пушки образца 02/26, созданные на основе русских «трёхдюймовок» (по одному орудию каждого типа в артиллерийских вагонах), а также 7,92-мм станковые пулемёты ckm Maxim wz. 08; всего 4 орудия и 19 пулемётов[4].
С 1928 года "Śmiały" числился в составе 2-го дивизиона бронепоездов в Кракове-Неполомице.
В 1930-е годы в состав БП, для повышения их боевых возможностей, стали включать бронедрезины, созданные на базе устаревших танков французского производства FТ17 и польских танкеток ТК.
Сентябрьская кампания Второй мировой войны
Мобилизован 27 августа 1939 г. и приписан к Волынской кавалерийской бригаде при Армии «Лодзь». до войны патрулировал железнодорожную линию Бжезница-над-Вартой – Семковице – Дзялошин – Клобуцк.
В ночь с 31 августа на 1 сентября поезд отправился в Семковице, куда прибыл около 5 часов утра[5]. Далее пребывал в Рудниках[5]. В 9 часов, получив приказ патрулировать линию Клобуцк – Медзьно, отбыл в Медзьно[6]. Во время сражения под Мокрой, находясь близ пересечения железнодорожных путей с дорогой Мокра – Медзьно, поддерживал 4-й эскадрон 21-го уланского полка, помогая отразить атаку немецкой 4-й танковой дивизии[5]. Затем поезд удалился в Дзялошин и начал патрулирование пути Дзялошин – Медзьно; там он отразил вторую атаку немецких танков, уничтожив несколько из них[7]. Около дороги Рембелице – Избиска поезд наткнулся на готовую к атаке немецкую колонну 1-го батальона 12-го мотопехотного полка; нанёс ему значительные потери, но после нескольких попаданий (повреждение башни 75-мм орудия, пожар на платформе с боеприпасами) вынужден был отступить к Медзьно а затем к Дзялошину; отошли и немецкие войска[8]. 2 сентября эшелон прикрывал левое крыло бригады; в районе Чарны-Ляс и Воли-Кеджиньской были обстреляны части 1-й танковой дивизии, состав отступил (в Ласк), когда немцы стянули на участке его действия дивизион артиллерии с тремя батареями 105-мм гаубиц.[9][10]. 3 сентября поезд отправился в Лодзь, затем на станцию Колюшки; там вместе с бронепоездом № 55 «Бартош Гловацкий» он ждал приказа до 5 сентября[11]. В тот день на станции при авианалёте был уничтожен хозяйственный склад бронепоезда[11].
Вечером 5 сентября на этом участке фронта отступили польские части; утром 6 сентября бронепоезда №№ 53 и 55 также прошли из Колюшек в Скерневице[12]. Повреждение пути помешало проведению разведки на линии Скерневице–Лович[13]. 8 сентября поезда патрулировали участок Скерневице – Жирардув, а затем прошли через Варшаву в Миньск-Мазовецки[13]. Там получили приказ идти в Седльце, куда поезда прибыли 10 сентября[13]. Из-за угрозы городу в ночь с 10 на 11 сентября поезда отправились в Лукув, а 12 сентября отступили в Мендзыжец-Подляски; в пути поступил приказ идти в Брест-над-Бугом, куда они прибыли 14 сентября[14]. В этот же день к городу подошёл немецкий XIX армейский корпус[14]. Под Жабинками „Śmiały” поддержал пехоту, отбросив танки 10-я танковой дивизии[15]. Во второй половине дня немцы захватили брестский вокзал, и поезда получили приказ отойти в Ковель, куда прибыли 15 сентября[15]. 16 сентября поезда отправили обратно в Луцк.[16].
17 сентября, получив известия о вступлении в Польшу частей Красной Армии, командиры бронепоездов решили прорываться во Львов, куда они через Луцк – Сенкевичевку – Стоянов вышли 18 сентября[16]. „Śmiały” действовал в районе Лычаковского вокзала, позже поддерживали атаку пехоты на Сихов и Пироговку[16][17]. 19 сентября он обстреливал Збоища, совершал налёты на Каменку-Струмилову, вечером возвращаясь на станцию Подзамче, а ночью обратно на Лычаковский вокзал[17].
В СССР
22 сентября брошенный экипажем поезд был захвачен советскими войсками. Вместе с другими трофейными бронепоездами („Głowacki" и „Marszałek") после ремонта он был включён в состав 75-го полка 10-й дивизии НКВД под названием БП № 77, его командиром был назначен старший лейтенант Мешков. Дислоцировался в районе Равы-Русской[3].
После нападения Германии на СССР, бронепоезд прикрывал отход советских войск из Львовского выступа через реку Стрый в районе одноимённого города. 5 июля 1941 года на станции Копычинцы его частично взорвали чтобы не допустить попадания в руки неприятеля.
В рядах Вермахта
Немцы объединили 2 трофейных бронепоезда (бывший БП № 75, ставший "Kampfzug A" и БП № 77, ранее „Pierwszy Marszalek”, затем "Kampfzug В") получившийся состав был назван Panzerzug 10. Принимал участие в боях на Восточном фронте, В 1942 году на Украине охранял железнодорожные пути от нападений партизан.
После окружения 6–й немецкой армии под Сталинградом, зимой 1942-43г.г. прикрывал отход немецких войск. В 1943 году обеспечивал охрану ветки Сарны-Ковель, где 13.07.43 подорвался на партизанской мине.
31 июля 1943 года Panzerzug 10 был разделен на два отдельных поезда: Kampfzug A сохранил прежнее общее наименование Panzerzug 10, а Kampfzug B стал называться Panzerzug 11. Далее БП охранял железные дороги в районах Тернополя и Львова. Летом следующего года бронепоезда были модернизированы и, вместе с другими немецкими войсками, отошли на территорию Польши.
До конца года в районе Тернополя и Львова для охраны железных дорог от партизан действовал только Panzerzug № 10. В начале января 1944 года бронепоезд был отведен на Ковель, где он два месяца сдерживал советские атаки близ Трояновки, Белина и в окрестностях Поворска. После ожесточённого сражения 21 марта уцелели лишь два вагона из его состава. Во время контратаки немецкие войска прорвали окружение Ковеля и эвакуировали эти вагоны на ремонтную базу в Рембертуве.[18]
10 июня 1944 г. официальным приказом OKH бронепоезд Pz Zug 10 был вычеркнут из списков немецких боевых частей, судьба его двух последних артиллерийских вагонов осталась неизвестной.[19]
Памятный знак
В начале 1920-х годов были утверждены несколько памятных знаков для членов экипажей польских бронепоездов. Подобный знак полагался и для экипажа "Смелого".
Знак круглый, ажурный, диаметром 46 мм, изготовленный штамповкой (пластина толщиной 1 мм из жёлтого металла, посеребренная и оксидированная, несколько выпуклая), представляет собой кольцо, в верхней части которого по дуге идёт рельефная надпись: PANCERNY ŚMIAŁY, в нижней части — стилизованные лавровые ветви, перевязанные лентой. В центре силуэт боевой машины на рельсах. Крепление винтовое, обычно поверх красной (чаще шёлковой) ткани.[20][21].
Командиры
- поручик артиллерии Ежи Леваковский (с 4 по 13 ноября 1918 года )
- капитан Людвик Хицкевич (14 – 20 XI 1918, тяжело ранен)
- поручик Станислав Малаговский (21 XI 1918 – †25 VII 1919)
- подпоручик Станислав Бега (с 25 VII 1919)
- капитан Здислав Оржеховский (1919—1920)[22]
- капитан Мечислав Малиновский (1939)[4]
- старший лейтенант Мешков (сентябрь 1939 — июль 1941 гг.)
- капитан Эрнст Нейман (1941 — март 1942 года)
- капитан Пауль Бергер (с марта по 30 мая 1942 года)
- капитан Арно Дресслер (30 мая 1942 — 10 июня 1944 года)
Состав бронепоезда
- Бронепаровоз Ti3 № 9 с тендером 12C1 № 482 (с башенкой типа Ursus),
- десантный вагон № 627950 "варшавского" типа, оснащённый радиостанцией RKDP/P,
- 2 артиллерийских вагона польского производства тип III №№ 699020 и 699021, каждый вооружён одной 75-мм пушкой wz. 02/26 и одной 100-мм гаубицей wz. 14/19A,
- 2 платформы Pdks (в голове и хвосте поезда),
- взвод дрезин (2 штуки), включающий 2 танка Renault FT и 5 танкеток TK-3.
Примечания
- ↑ Дроговоз И. Г. Крепости на колёсах. История бронепоездов. Архивировано 3 лютого 2020. — Мн.: Харвест, 2002. — 352 с. — ISBN 985-13-0744-0.
- ↑ Bohaterowie pancernego pociągu Nowości Illustrowane 1919 nr 12 s. 6-7 ( zawiera zdjęcia) [1] Архивная копия от 20 сентября 2020 на Wayback Machine
- ↑ 3,0 3,1 Pociąg pancerny "Śmiały" i jego losy podczas II wojny światowej Архивная копия от 27 ноября 2020 на Wayback Machine na klobuck365.pl
- ↑ 4,0 4,1 Krawczak. Polskie pociągi pancerne.. / Krawczak, Odziemkowski.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Krawczak. Polskie pociągi pancerne.. / Krawczak, Odziemkowski.
- ↑ Krawczak. Polskie pociągi pancerne.. / Krawczak, Odziemkowski.
- ↑ Krawczak. Ошибка: не задан параметр
|заглавие=
в шаблоне {{публикация}}. - ↑ Krawczak. Polskie pociągi pancerne.. / Krawczak, Odziemkowski.
- ↑ Krawczak, Odziemkowski: Polskie pociągi pancerne… s. 153.
- ↑ Krawczak. Polskie pociągi pancerne.. / Krawczak, Odziemkowski.
- ↑ 11,0 11,1 Krawczak. Polskie pociągi pancerne.. / Krawczak, Odziemkowski.
- ↑ Krawczak. Polskie pociągi pancerne.. / Krawczak, Odziemkowski.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Krawczak. Polskie pociągi pancerne.. / Krawczak, Odziemkowski.
- ↑ 14,0 14,1 Krawczak. Polskie pociągi pancerne.. / Krawczak, Odziemkowski.
- ↑ 15,0 15,1 Krawczak. Polskie pociągi pancerne.. / Krawczak, Odziemkowski.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 Krawczak. Polskie pociągi pancerne.. / Krawczak, Odziemkowski.
- ↑ 17,0 17,1 Krawczak. Polskie pociągi pancerne.. / Krawczak, Odziemkowski.
- ↑ Бронепоезд «Смелый» — воин металлических путей. . Дата обращения: 19 листопада 2020. Архивировано 29 вересня 2020.
- ↑ Pociąg pancerny «Śmiały» i jego losy podczas II wojny światowej. . Дата обращения: 19 листопада 2020. Архивировано 27 листопада 2020.
- ↑ Marian Żebrowski: Zarys historii polskiej broni pancernej 1918—1947. s. 107ю
- ↑ W rozkazie G.M. 7428.21.I Ministra Spraw Wojskowych „Ordery i odznaczenia” (Dziennik Rozkazów M.S.Wojsk. Nr 49 z 13 grudnia 1921 r., poz. 872) jest mowa o tym, że wolno było nosić jedynie te odznaki pamiątkowe, które zostały zatwierdzone przez Naczelnego Wodza lub Ministra Spraw Wojskowych i ogłoszone w rozkazie 872.20 B.P.1 oraz w załączniku nr 2. W załączniku nr 2 do rozkazu G.M. 7428.21.I „Wykaz odznak zarejestrowanych przez Referat Orderów i Odznaczeń Gabinetu Ministra Spr. Wojsk.” wymienione zostały między innymi odznaki pamiątkowe pociągów pancernych „Hallerczyk”, „Mściciel” i „Piłsudczyk”{.
- ↑ Semper Fidelis. Obrona Lwowa w obrazach współczesnych. — Lwów / Warszawa : Straż Mogił Polskich Bohaterów / Oficyna Wydawnicza Volumen, 1930 / 1990.
Источники
- „Śmiały” 1919-5.XI.-1920 : W rocznicę wyruszenia na front poc. panc. „ŚMIAŁY”. — Warszawa : Drukarnia Żołnierza Polskiego, 1920.
- Lista strat Wojska Polskiego. Polegli i zmarli w wojnach 1918-1920. — Warszawa : Wojskowe Biuro Historyczne, 1934.
- Magnuski, Janusz. Pociąg pancerny „Śmiały” w trzech wojnach. — Wydawnictwo Pelta, 1996.
- Szubański, Rajmund. Polska broń pancerna 1939. — Warszawa : Wydaw. Min. Obrony Narodowej, 1989.
- Krawczak, Tadeusz. Polskie pociągi pancerne w wojnie 1939 / Tadeusz Krawczak, Jerzy Odziemkowski. — Warszawa : Książka i Wiedza, 1987. — ISBN 8305117235.
- Konieczny, Bronisław. Moje życie w mundurze: czasy narodzin i upadku II Rzeczypospolitej. — Księgarnia Akademicka, 2005. — ISBN 83-7188-693-4.
- Konieczny, Bronisław. Mój wrzesień 1939. Pamiętnik z kampanii wrześniowej spisany w obozie jenieckim. — Kraków : Biblioteka Centrum Dokumentacji Czynu Niepodległościowego, 1999. — ISBN 83-7188-328-5.
- Sawicki, Zdzisław. Odznaki Wojska Polskiego 1918–1945. Katalog Zbioru Falerystycznego: Wojsko Polskie 1918–1939: Polskie Siły Zbrojne na Zachodzie / Zdzisław Sawicki, Adam Wielechowski. — Warszawa : Pantera Books, 2007. — ISBN 9788320432992.
- Rajmund Szubański: Polska broń pancerna w 1939 roku, Warszawa: Wyd. Wydawnictwo Ministerstwa Obrony Narodowej 1982, ISBN 83-11-06771-6.
- Bielski, Mieczysław. Grupa Operacyjna „Piotrków” 1939. — Warszawa : Wydawnictwo Bellona, 1991. — ISBN 83-11-07836-X.
- Jońca, Adam. Polskie pociągi pancerne 1921-1939. — Czerwonak : Vesper, 2020. — ISBN 978-83-7731-358-9.
- Żebrowski, Marian. Zarys historii polskiej broni pancernej 1918–1947. — Londyn : Zarząd Zrzeszenia Kół Oddziałów Broni Pancernej, 1971.
Ссылки
- "БЕЛЫЙ ОРЁЛ" против "ЧЁРНОЙ СВАСТИКИ" (рус.)
- "Śmiałym" ku zwycięstwu : listy Ziemomysła Zaborskiego z wojny 1914-1920 (польск.)
- Panzerzüge der Wehrmacht (нем.)
- Radiostacja RKD (польск.)