Бежар, Морис

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Версия от 04:26, 12 сентября 2024; EshkinRob (обсуждение | вклад) (index: 612 исправление -cat: Категория:Режиссёры по алфавиту)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Морис Бежар
Maurice Béjart
Maurice Béjart by Erling Mandelmann, 1988Maurice Béjart by Erling Mandelmann, 1988
Имя при рождении Морис-Жан Берже
Место рождения Марсель, Франция
Место смерти Лозанна, Швейцария
Гражданство  Франция Швейцария
Профессия танцовщик, балетмейстер, театральный режиссёр, кинорежиссёр
Годы активности 19412007
Награды
Великий офицер ордена Короны (Бельгия) Великий офицер Ордена Инфанта дона Энрике
Премия Киото (1999)
IMDb ID 0126762

Мори́с Бежа́р (фр. Maurice Béjart, настоящее имя Морис-Жан Бержé (фр.  Maurice-Jean Berger), 1 января 1927, Марсель — 22 ноября 2007, Лозанна) — французский танцовщик и балетмейстер, театральный и оперный режиссёр, один из крупнейших хореографов XX века. Сын философа, деятеля культуры и образования Гастона Берже (1896—1960).

Биография

Морис — сын философа Гастона Берже. В возрасте семи лет потерял мать. Под влиянием увиденной постановки Сержа Лифаря решил посвятить себя балету. Учился в Париже у русских эмигранток Ольги Преображенской, мадам Рузанн, Любови Егоровой и Веры Волковой.

В 1951 году в Стокгольме в соавторстве с Биргит Кульберг поставил свой первый балет. В 1954 году основал собственную танцевальную компанию, Ballet de l’Etoile. В 1960 году в Брюсселе основал труппу Балет XX века[фр.]. В 1970 году открыл при труппе балетную школу-студию «Мудра»[1].

В 1978 году вместе с труппой гастролировал в Москве. Министр культуры СССР П. Н. Демичев поначалу дал ему согласие на постановку спектакля в Большом театре, однако вечером того же дня, после грандиозного успеха у публики, балетмейстеру отказали в контракте, так как первый заместитель министра Ю. Я. Барабаш заявил, что Бежар «может отрицательно повлиять на традиции русского балета»[2].

В 1987 переехал вместе со своей труппой из Брюсселя в Лозанну, где она сменила название на Béjart Ballet Lausanne.

Работал в кино, в том числе — с Клодом ЛелушемОдни и другие», 1981). Дружил с модельером Джанни Версаче, который создал костюмы для многих его спектаклей.

В 1973 принял ислам шиитского толка[3].

Постановки

Признание

Фильмография

Морис Бежар выступал в кино в качестве режиссёра, балетмейстера и актёра:

Бежар в России

В 1987 году труппа «Bejart ballet Lausanne» гастролировала в Ленинграде и участвовала съёмках фильма «Grand pas в Белую ночь»[6].

В 1998 году труппа «Rudra Bejart ballet de Lausanne» побывала в Москве[7].

В 2003 году труппа Бежара была в Москве со спектаклем «Мать Тереза и Дети мира» на сцене зала «Россия»[8] В 2006 году состоялись гастроли в Москве[9]

В течение многих лет с Бежаром плодотворно сотрудничала великая балерина Майя Плисецкая[10].

«Когда-то я учился танцевать у русских: мадам Егоровой, мадам Волковой. Протанцевал весь классический балет, но как в жизни нет зримой черты между прошлым и будущим, так и в балете нет границы между классикой и современностью. Мне кажется, язык тела может высказать любую идею», — любил говорить сам Бежар.[11]

Последователи Бежара

Морис Бежар запретил исполнение своих постановок без разрешения, его хореографический стиль знают только артисты, которые работали лично с ним. Но многие звёзды балета учили постановки по видео и исполняли номера в галаконцертах. Исполнение было на высшем уровне, но абсолютно «своё»; и Бежар говорил: «Это не имеет ничего общего с моей хореографией». (Ça rien à voir avec ma chorégraphie)[источник не указан 3941 день]. Так, исполнение Дианы Вишнёвой pas de deux из балета «Бхакти» (Bhakti), а также выступление Фаруха Рузиматова в «Адажиэтто» было встречено овациями публики, но стоило импресарио Сасаки-сан $10000 штрафа. В то же время постановки Бежара разрешены Сильви Гиллем и многим другим артистам, не искажающим стиль хореографа.

Одним из последователей Мориса Бежара стал Миша ван Хук (Misha Van Hoecke), который работал в труппе «Балет XX века» около 25 лет.

Тексты о балете

  • Un Instant dans la vie d’autrui: mémoires. Paris: Flammarion, 1979.
  • Le ballet des mots. Paris: Les Belles Lettres; Archimbaud, 1994
  • Ainsi danse Zarathoustra: entretiens avec Michel Robert. Arles: Actes Sud, 2006.

Публикации на русском языке

  • Морис Бежар. Книга 1: Мгновения в жизни другого. Книга 2: В чьей жизни? / пер. с франц. Л. Зониной и М. Зониной. Послесловие В. Гаевского. — М.: Союзтеатр, 1989. — (Мемуары). — 10,000 экз.
  • Библиография на французском языке

Литература

  • Christout M.F. Maurice Béjart. Textes de Maurice Béjart, points de vue critiques, témoignages, chronologie. Paris: Seghers, 1972
  • Gay-White P. Béjart and modernism: case studies in the archetype of dance. New Orleans: UP of the South, 2006

Примечания

  1. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. — «Советская энциклопедия», 1982. — 1008 с.
  2. Микоян, Н. А. Своими глазами
  3. Философ от балетного станка. Дата обращения: 23 июня 2010. Архивировано 9 декабря 2007 года.
  4. «Symphonie pour un homme seul» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  5. «B comme Béjart» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  6. Grand pas in the White Night (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 мая 2011. Архивировано 15 февраля 2020 года.
  7. «Второй Бежар» Архивная копия от 22 февраля 2014 на Wayback Machine — Газета «Коммерсантъ», № 70 (1473), 21.04.1998
  8. Балет Мориса Бежара «Мать Тереза и Дети мира» Архивная копия от 22 февраля 2014 на Wayback Machine — ГКЗ «Россия», 7 апреля 2003 года
  9. Песня танца Архивная копия от 22 февраля 2014 на Wayback Machine — Майя Крылова Независимая газета 2006-11-08
  10. [См.: М. Плисецкая. Я, Майя Плисецкая. М. 1994
  11. Бежар умер, да здравствует Бежар!. Наша газета.ch Архивная копия от 13 апреля 2014 на Wayback Machine

Ссылки