Ми-4 (по классификации НАТО: Hound — «Гончая») — советский многоцелевой вертолёт, разработанный в ОКБ Миля в начале 1950-х годов.

Ми-4
Тип многоцелевой вертолёт
Разработчик Флаг СССР ОКБ М. Л. Миля
Производитель Флаг СССР САЗ
Флаг СССР Казанский авиазавод
Флаг Китайской Народной Республики Harbin
Первый полёт 3 июня 1952[1]
Начало эксплуатации 1953
Конец эксплуатации 1988 (СССР)
Эксплуатанты СССР (бывший)
Польша (бывший)
КНР (бывший)
КНДР
см. эксплуатанты
Годы производства СССР: 1952—1968
КНР: 1963—1979
Единиц произведено ~ 3900 (включая Z-5)[1]
Варианты Harbin Z-5[англ.]

Был первым военно-транспортным вертолётом Вооружённых сил СССР. Имел такую же компоновку, как у американского Sikorsky S-55, но превосходил его по сухой массе более чем в два раза и по грузоподъёмности чуть менее чем в два раза. Просторная грузовая кабина вмещала 1600 кг груза или 12 полностью экипированных десантников[2]. Ми-4 стал первым советским вертолётом, оснащённым грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом.

В 1950—1970 гг. являлся основным транспортно-десантным вертолётом стран Организации Варшавского Договора[2].

Выпускалась китайская лицензионная копия Ми-4 — Harbin Z-5.

История

Разработка вертолёта среднего класса Ми-4 началась в сентябре 1951 года. Разрабатывая Ми-4, ОКБ Миля преследовало цель ликвидировать отставание в разработке вертолётов среднего класса: известно, что США активно использовали вертолёты, в частности «Чикасо», в ходе войны в Корее. Несмотря на сходную компоновку с Н-19 (S-55), новый советский вертолёт существенно отличался от американского, в первую очередь — намного большими размерами и массой. Разработка была выполнена в очень короткий срок: уже в апреле 1952 года начались первые испытания вертолёта на привязи. Первый полёт на Ми-4 выполнил лётчик-испытатель В. В. Винницкий 3 июня 1952 года[2]. В декабре того же года начался серийный выпуск вертолёта на Саратовском авиационном заводе. С 1953 года вертолёт Ми-4 также выпускался на Казанском вертолётном заводе, который являлся головным в этой области вплоть до снятия вертолёта с производства в 1968 году.

Ми-4 стал первым серийным вертолётом, оснащённым встроенным вооружением. В подфюзеляжной гондоле была установлена подвижная стрелковая установка НУВ-1 с крупнокалиберным пулемётом ТКБ-481М[1]. Вертолёты Ми-4 первых серий эксплуатировались в ВВС с 1953 года.

Примерно в то же время началась эксплуатация вертолётов в гражданской авиации СССР, где Ми-4 вскоре стал самым распространённым типом вертолёта наряду с Ми-1. Широко использовался для гражданских перевозок, в народном хозяйстве и Вооружённых Силах вплоть до массового появления Ми-8 в 1970-х годах. Применялся в качестве пассажирского, транспортного, санитарного вертолёта, для тушения лесных пожаров, для работы в Арктике и Антарктике, на БАМе. Ми-4 был первым вертолётом в СССР, использованным для краново-монтажных работ[1].

В 1957 году на серийные Ми-4 впервые в СССР начали устанавливать вертолётный автопилот[1].

В 1955 году на двух Ми-4 был совершён перелёт протяжённостью более 5000 км из Москвы до полярной станции «Северный полюс-5»[2]. В 1956—1965 годах на Ми-4 было установлено 8 международных рекордов, в том числе подъём груза массой 2000 кг на высоту 6017 м и массой 1000 кг на высоту 7575 м[2].

Вертолёт поставлялся на экспорт в 30 стран мира. По лицензии было произведено более 500 штук в Китае под индексом Z-5 («Чжи-5»).

Отдельные экземпляры Ми-4 эксплуатировались до конца 1980-х годов. Решение о списании всех находившихся в эксплуатации вертолётов Ми-4 в СССР было принято по результатам расследования катастрофы Ми-4А, произошедшей 2 февраля 1988 года в Читинской области[3].

Модификации

  СССР

Название модели Краткие характеристики, отличия.вооружение пулемёт Афанасьева А-12,7 в гондоле.
Ми-4 Базовая модификация.
Ми-4A Основной транспортно-десантный вертолёт стран Варшавского Договора в 1950—1970 гг.
Ми-4АВ
Ми-4ГР
Ми-4ГФ
Ми-4КК
Ми-4КУ
Ми-4Л Шестиместная транспортная модификация.
Ми-4М Противолодочный вариант вертолёта Ми-4, поступил на вооружение в 1956 году. Впоследствии выпускались его модификации с учётом изменения в конструкции и некоторым усовершенствованием противолодочного оборудования: Ми-4АМ, Ми-4ВМ.
Ми-4МК
Ми-4МТ
Ми-4МЭ
Ми-4Н
Ми-4П Противолодочный на балоннетах.
Ми-4ПГ
Ми-4ПС
Ми-4С Сельскохозяйственный вариант, использовался и для тушения пожаров.
Ми-4СВ
Ми-4СП
Ми-4ТАРК
Ми-4У
Ми-4УМ
Ми-4ФВ
Ми-4Щ

  Китай

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Harbin Z-5 Китайская базовая модификация.
Сюаньфэн Китайская транспортная модификация.

Лётно-технические характеристики

 
Ми-4

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Ми-4А[2]

  • Экипаж: 3 чел.
  • Пассажиры: 16 чел.
  • Диаметр несущего винта: 21 м
  • Диаметр рулевого винта: 3,6 м
  • Длина фюзеляжа: 16,8 м
  • Высота: 4,4 м
  • Масса пустого вертолёта: 4900 кг
  • Нормальная взлётная: 6950 кг
  • Максимальная взлётная: 7600 кг
  • Максимальная грузоподъёмность: 1600 кг
  • Внутренний запас топлива: 1000+500 кг
  • Силовая установка:
    • Количество, тип, марка: 1 х АШ-82В
    • Мощность: 1 х 1700 л. с.
  • Крейсерская скорость: 140 км/ч
  • Максимальная скорость: 226 км/ч
  • Дальность полёта практическая: 465 км
  • Статический потолок: 1200 м
  • Динамический потолок: 5500 м

Эксплуатанты

По состоянию на 2016 год, КНДР — единственная страна имеющая Ми-4 на вооружении

  •   КНДР — 48 Ми-4, по состоянию на 2016 год[4]

Военные

 
Страны, в которых Ми-4 состоял на вооружении

Гражданские

Катастрофы и аварии

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
30.07.1955[6]   б/н   Архангельская область, арх. Земля Франца-Иосифа,, купол Брусилова, о. Земля Георга 2/10 Попал в туман, подвергся оледенению, потерял 100 метров высоты. Командир вертолёта решил развернуться на обратный курс и выйти из тумана для продолжения визуального полёта. В 15:00 мск при развороте вертолёт задел передним колёсом за склон ледника, отскочил и снова ударился основными колёсами, снёс их и упал на лёд на левый борт, частично разрушившись.[6]
22.09.1956   Н42   Арзамасская область, Курмышский район, близ дер. Плетниха 4/4 Вертолёт в полёте начал рассыпаться и потерпел катастрофу. Причина — конструктивно-производственные недостатки. Возникшие в полёте колебания лопастей несущего винта, приведшие к повреждению и разрушению хвостовой балки вертолёта.[7]
11.06.1957   Л0514   Магаданская область, Чукотский АО, 10 км от устья реки Кремянка 0/11 отказ техники, недостатки в конструкции [8]
13.07.1957   Н67   Чукотский АО, Островной 0/? Пилот, не получив достаточной лётной практики в самостоятельных полётах, был допущен к производственным полётам с оценкой «отлично». При втором самостоятельном производственном полёте в хороших метеоусловиях Гуров допустил ошибку в технике пилотирования при заходе на посадку, задев хвостовым винтом за кустарник. Вертолёт в результате потерпел аварию и восстановлению не подлежит.[9]
17.05.1960   04311   Мурманская область, близ Мурманска 2/3 Упал в воду и затонул при посадке на ледокол «Ленин». [10]
03.08.1961   31543   Магаданская область, Чукотский АО, пос. Беринговский 0/? Небрежная посадка вертолёта. Затем он произвёл вылет на неисправной матчасти с повреждённой хвостовой балкой и задней частью фюзеляжа, что могло привести к ещё более тяжёлому лётному происшествию. При осмотре вертолёта по прибытии его в Анадырь инженером АО была обнаружена деформация задней части фюзеляжа и хвостовой балки. Вертолёт подлежит списанию.[11]
09.08.1962   31406   Магаданская область, Чукотский АО, совхоз Канчаланский 0/14 Коснувшись земли, вертолёт несколько раз бросило вправо-влево, затем развернуло на 360° вправо, после чего он упал на правый бок, потерпев аварию. При расследовании установлено, что причиной аварии является разрушение лопастей хвостового винта при посадке. Попадание в хвостовой винт постороннего предмета, что привело к повреждению лопастей и нарушило их прочность.[12]
21.05.1962   28986   Магаданская область, Чукотский АО, 54 км от а/п Залив Лаврентия 0/? Плохая видимость. В результате общего повышения рельефа местности истинная высота полёта уменьшалась и вертолёт неожиданно для экипажа на высоте 320 м коснулся снежной поверхности вначале передними, а затем основными колёсами, пробежал 12 м и подломил передние опоры шасси. Продолжая движение, вертолёт зацепился несущим винтом за снег, упал на левый борт в 90 м от места первоначального касания и потерпел аварию.[13]
11.09.1963   31399   Магаданская область, Чукотский АО, 80 км от а/п Анадырь с азимутом 195 гр 0/4 Внезапный отказ двигателя в полёте. Экипаж перевёл вертолёт в режим авторотации, перед приземлением выключил зажигание и перекрыл пожарный кран. При посадке на заболоченную поверхность тундры вертолёт упал на левый борт и потерпел аварию.[14]
19.09.1964   19162   Якутская АССР, в районе Учура 2/2 Причины неизвестны. По заключению комиссии, есть основания предполагать, что в силу быстро создавшейся аварийной ситуации в полёте экипаж потерпел катастрофу, истинную причину которой определить не представляется возможным. Обломки вертолёта и останки экипажа случайно найдены в тайге 3 октября 1974 года.[15]
27.04.1965   МОНГОЛ-799   Бурятская АССР, Кабанский район, 6 км юго-западнее ст. Танхой 4/4 Вертолёт принадлежавший монгольской авиакомпании перегонялся в СССР для ремонта. Катастрофа произошла по причине отрыва лопасти № 2 по цапфе осевого шарнира втулки хвостового винта. В результате возникновения неуравновешенных сил на хвостовом винте произошло частичное разрушение остальных двух лопастей винта, а также средней части концевой балки с последующим отрывом хвостового редуктора с верхней частью концевой балки. После отрыва хвостового винта вертолёт потерял управляемость, перешёл в отвесное падение и с правым креном ударился о землю.[16]
09.09.1965   31394   Читинская область, Каларский район, 77 км северо-восточнее а/п Калакан 7/7 Причиной катастрофы явилось разрушение вертолёта в воздухе из-за обрыва цапфы осевого шарнира 4-го рукава втулки несущего винта.[17]
17.09.1965   19155   Чукотский АО, в районе реки Кувет 0/4 заход на посадку, ошибка экипажа
14.12.1966   35265   Узбекская ССР, Бухарская область, Ромитанский р-н, 30 км юго-восточнее Кызылравата 5/7 Пожар в грузовой кабине вертолёта в воздухе. Точную причину возникновения пожара установить не удалось. Возможно воспламенение паров ацетилена и бензина.[18]
06.01.1967   38280   Магаданская область, Чукотский АО, Чукотский р-н, 23 км северо-западнее аэропорта Лаврентия 3/16 Неправильное решение командира вертолёта обойти район с плохой видимостью из-за ухудшающихся метеоусловий. Внезапная потеря видимости на высоте ниже безопасной и столкновению вертолёта со склоном горы.[19]
19.05.1967   02316   Магаданская область, Чукотский АО, Иультинский р-н, р-н г. Черная, 65 км юго-западнее аэропорта Залив Креста 4/4 На 32-й минуте произошёл обрыв лопасти несущего винта.[20]
30.11.1967   35291   Бурятская АССР, Баргузинский район, село Катунь 3/9 Вертолёт попал в снежный вихрь от свежевыпавшего снега. Неправильно принятое решение командиром вертолёта производить взлёт с постепенным набором высоты, разгоном скорости и отворотом влево вне видимости земных ориентиров.[21]
08.02.1968   35248   Куйбышевская область, Сергиевский район, 26 км юго-западнее Серноводска 7/15 Грубейшее нарушение метеорологического минимума, в результате чего, выполняя полёт в непосильной для себя обстановке, экипаж с пилотированием вертолёта не справился и, потеряв пространственную ориентировку, столкнулся с землёй.[22]
09.02.1968   19142   Краснодарский край, Кавказский район, близ ст. Мирская 9/9 Грубое нарушение установленного минимума погоды. Вместо принятия разумного решения выйти в район хорошей погоды или уйти на запасной аэродром Армавир, где фактическая погода соответствовала минимуму, КВС принял безрассудное решение на заход на посадку в условиях ограниченной видимости.[23]
27.04.1968   66824   Мурманская область, Кольский район, 4 км от н.п. Чан-Ручей 1/3 Главной причиной катастрофы явился зацеп грузовым тросом внешней подвески за левую полуось основного шасси. Центровка сместилась влево и вышла за допустимые пределы. Для парирования создавшегося левого крена и разворота запаса отклонения рулей не хватило.[24]
10.05.1968   66905   Приморский край, 6 км севернее села Васильевка 11/11 Вертолёт был замечен в воздухе горящим, очаг пламени находился впереди по левому борту. Двигатель работал с перебоями. На высоте 50-100 метров двигатель прекратил работу. Вертолёт, объятый пламенем, резко перешёл в левый крен с разворотом, ударился о землю и взорвался. Причина пожара не установлена.[25]
06.06.1968   66845   Томская область, Александровский район, близ Стрежевого 1/3 Главной причиной катастрофы явилась потеря управляемости вертолётом в горизонтальном полёте в продольной оси.
06.08.1968   38275   Тюменская область, Сургутский район, 15 км юго-юго-западнее н.п. Угут 3/3 Причиной катастрофы явился пожар в грузовой кабине вертолёта. В связи с полным разрушением вертолёта и гибелью всего экипажа, точную причину пожара установить не удалось. Вероятной причиной пожара в воздухе могло явиться воспламенение паров бензина от искрообразования в электросети.[26]
24.10.1968   38315   Якутская АССР, 48 км от Якутска 3/3 ошибка экипажа, погодные условия
25.06.1969   36520   Коми АССР, Печорский район, близ Усть-Усы 2/3 Вертолёт зацепил лопастями стальной трос, намотал трос на лопасти, которые отклонились вниз и ударили по хвостовой балке. Хвостовая балка разрушилась, при этом был повреждён хвостовой винт. Вертолёт свалился на правый борт и затонул в реке Колва.[27]
27.07.1969   35227   Узбекская ССР, Ташкентская область, 7 км юго-западнее Алмалыка 1/6 Вертолёт попал в нисходящий поток воздуха, потерял высоту, задел несущим винтом за вышку и потерпел катастрофу.[28]
13.11.1969   19215   Белорусская ССР, Витебская область, Витебский р-н, близ с. Хотоля 4/4 Катастрофа произошла из-за обрыва лопасти несущего винта в воздухе на высоте 200 м с последующим обрывом концевой балки с хвостовым винтом и полной потерей управляемости в полёте.[29]
03.05.1970   31395   Тюменская область, ЯНАО, Ямальский р-н, 10 км юго-западнее Яр-Сале 5/5 Недисциплинированность экипажа, нарушение предполётного отдыха, нарушение безопасной высоты полёта в условиях тундры.
04.06.1970   66926   Красноярский край, Таймырский АО, 9 км севернее а/п Норильск (Алыкель) 1/8 Техническая неисправность возникшая в полёте. Вынужденная посадка. По выводам комиссии неисправность, (потеря продольной управляемости вертолётом), возникла из-за некачественного ремонта на авиаремонтном заводе № 403.[30]
27.07.1970   66863   Якутская АССР, 22 км от Себян-Кюэля 3/6 ошибка экипажа
29.08.1970   31426   Грузинская ССР, Ахметский район, г. Бол. Барбало, р-н пер. Алазнистави 6/6 Попал в плохие метеоусловия/ перешёл на высоту ниже безопасной пытался пройти по ущелью и столкнулся со склоном горы.[31]
07.12.1971   01837   Тюменская область, ЯНАО, близ а/п Салехард 4/4 Из-за полного разрушения вертолёта и последующего пожара, а также в связи с гибелью экипажа истинную причину катастрофы установить не удалось. Возможны потеря пространственного положения экипажем или отказ в системе управления вертолётом.[32]
19.07.1972   66894   Красноярский край, Балахтинский район, 66 км юго-западнее а/п Красноярск 4/4 Наиболее вероятной причиной катастрофы стал отказ муфты свободного хода редуктора Р-5. Вертолёту пришлось сесть на пересечённую залесённую местность исключающую благополучную посадку.[33]
17.08.1972   01840   Камчатская область, 70 км севернее пос. Козыревск 1/6. заход на посадку, ошибка экипажа
12.03.1973   29006   Архангельская область, НАО, устье реки Нерута, 67 км северо-северо-восточнее Нарьян-Мара 9/9 отказ техники связанный с разрушением лопасти из-за усталости металла, трещин и коррозии
18.03.1973   29089   Саратовская область, 2 км западнее г. Красноармейск 3/3 столкновение вертолёта с землёй из-за нарушения экипажем безопасной высоты при выполнении полёта в метеоусловиях ниже установленного минимума погоды командира вертолёта.
23.03.1973   19122   Украинская ССР, Полтавская область, близ Глобино 1/2 отказ муфты свободного хода (МСХ) вследствие проскальзывания роликов. Комиссия сделала этот вывод на основании показаний свидетелей происшествия, а также осмотра МСХ, детали которой имеют дефекты и следы повреждений, и осмотра вентилятора двигателя, лопатки которого имеют вытяжку.
20.07.1973   36531   Коми АССР, Печорский район, 28 км юго-восточнее а/п Печора 4/4 Основной причиной катастрофы явился отказ управления вертолётом. Отказ управления вертолётом произошёл из-за усталостного разрушения шарового узла рычага поводка тарелки автомата перекоса.[34]
28.08.1973   38254   Магаданская область, 15 км западнее пос. Дукат 5/5 выполнение авиаработ, погодные условия
06.10.1973   35243   Тюменская область, ЯНАО, Приуральский р-н, отроги Полярного Урала, р-н отметки 622 м 2/3 Столкновение вертолёта со склоном горы. Неграмотное принятие решения командиром вертолёта на продолжение полёта в сложных метеоусловиях в горной местности.[35]
06.04.1974   36513   Узбекская ССР, Хорезмская область, 11 км юго-восточнее Хивы 8/8 отказ техники
04.02.1975   35283   Тюменская область, ХМАО, озеро Самотлор, Нижневартовский район 14/14 ошибки в технике пилотирования в сложных условиях полёта, усугубившиеся возможным частичным отказом одного из гидроусилителей.
21.02.1975   38305   Тюменская область, ХМАО, озеро Самотлор, Нижневартовский район 5/5 возникновение аварийной ситуации на борту вертолёта вследствие отказа в работе муфты свободного хода редуктора Р-5.
01.04.1975   19159   Архангельская область, Ненецкий АО, Заполярный р-н, устье реки Песчанка, 63 км севернее Нижней Пеши 5/5 ошибка в технике пилотирования, допущенная по халатности командира вертолёта при заходе на посадку, приведшая к потере пространственного положения.
11.05.1975   29059   Бурятская АССР, Тарбагатайский район, близ села Селенга (Сибирь) 4/5 Наиболее вероятной причиной явился кратковременный отказ в работе регулятора смеси РС-24В из-за заедания гильзы золотника в корпусе. Это привело к падению мощности двигателя из-за переобогащения смеси.
14.07.1975   35256   Хабаровский край, Аяно-Майский район, 1,5 км северо-восточнее села Джигда 1/8 Непосредственной причиной катастрофы явилось столкновение вертолёта с тросовой проводкой телефонно-телеграфной линии передач, натянутой на высоте 15 м. Основная причина: нарушение экипажем безопасной высоты полёта. Происшествию способствовало отсутствие маркировки линии связи, проходящей через реку Мая.
11.09.1975   36574   Тюменская область, ХМАО, Нижневартовский район, близ дер. Сосновый Бор 2/8 Причинами катастрофы являются: неоправдавшийся прогноз погоды по району полётов, неоправдавшийся корректив прогноза погоды и безрассудные действия КВС Ломова В. А. при встрече погоды хуже минимума при малом остатке топлива. КВС производил полёт до полной выработки топлива.
14.02.1976   66873   Туркменская ССР, Чарджоуская область, близ н.п. Келиф 3/3 Попадание вертолёта в зону осадков и столкновение с горным массивом в условиях турбулентности и резкого ухудшения видимости.[36]
18.11.1976   02319   горный район Кемеровская область, Кемеровский район, дер. Солонечная 4/4 Потерпел катастрофу. По показаниям очевидцев, перед падением на землю вертолёт совершал беспорядочные эволюции в воздухе, качание с боку на бок, переворачивание вверх колёсами. Выводы: комиссия установила, что в полёте произошёл отказ в системе поперечного управления вертолётом из-за усталостного разрушения кронштейна качалки поперечного управления и двух задних болтов крепления этого кронштейна в полёте.[37]
12.12.1976   14161   горный район Полярного Урала 4/4 Наиболее вероятной причиной лётного происшествия могло быть столкновение вертолёта с препятствием в горной местности вследствие спрямления маршрута при ограниченной видимости, либо потеря ориентировки в горной местности или скоротечная аварийная обстановка в полёте.[38]
30.04.1977   01821   Якутская АССР, 135 км севернее н.п. Тенкели 6/6 ошибка экипажа, нестандартные причины
20.05.1977   36578   Магаданская область, район Магадана 3/3 Вертолёт найден сгоревшим после самовольного вылета. Причина катастрофы не установлена.[39]
01.07.1977   35214   Якутская АССР, 2,5 км от н.п. Крест-Хальджай 3/3 Причиной катастрофы явилось усталостное разрушение кронштейна качалки поперечного управления автомата перекоса, приведшее к потере в полёте поперечного управления вертолётом.[40]
15.10.1977   19249   Якутская АССР, район Тикси 0/3 Полёт в плохих метеоусловиях. При посадке в условиях ограниченной видимости вертолёт столкнулся с землёй, опрокинулся, разрушился и сгорел.[41]
30.03.1978   14150   Архангельская область, НАО, Заполярный р-н, близ н.п. Тобседа 2/4 Экипаж вертолёта в условиях тумана на предельно малой высоте, над совершенно безориентирной местностью, пытался установить визуальный контакт с землёй. В результате столкнулся с землёй в заснеженной тундре.[42]
07.04.1978   03551   Магаданская область, Чукотский АО, Ильутинский р-н, лагуна Иннукай, 11 км западнее Биллингса 4/4 Причиной катастрофы вертолёта явилось разрушение хвостового винта. Точная причина разрушения винта комиссией не установлена.[43]
19.05.1978   35214   Якутская АССР, Район озера Большое Токо 1/3 заход на посадку, ошибка экипажа
01.07.1978   14304   Таджикская ССР, Душанбинская область, близ н.п. Гажни 2/4 Причиной катастрофы является падение мощности двигателя в наборе высоты из-за предполагаемого отказа регулятора смеси РС-24В и наличие орографической турбулентности при высокой температуре наружного воздуха, что привело к просадке вертолёта и столкновению с проводами ЛЭП.[44]
18.07.1978   03568   Киргизская ССР, Иссык-Кульская область, н.п. Ананьево, Иссык-Кульский район 2/4 причиной катастрофы явилось попадание вертолёта в режим «земного резонанса» с последующей потерей работоспособности членов экипажа из-за полученных травм в процессе резонанса.
04.10.1978   36545   Якутская АССР, близ н.п. Лабуя 7/7 набор высоты, ошибка экипажа
05.10.1978   03598   Туркменская ССР, Красноводская область, восточное побережье Каспийского моря 2/3 Причиной катастрофы явилась недисциплинированность командира экипажа, допустившего самовольное изменение маршрута полёта, снижение ниже безопасной высоты полёта и выполнение на малой высоте недозволенных эволюций. Вертолёт зацепился лопастями несущего винта о воду и затонул.[45]
06.10.1978   35293   Якутская АССР, близ н.п. Казачье 5/7 ошибка экипажа, погодные условия
30.10.1978   38313   Якутская АССР, близ н.п. Казачье 6/6 отказ техники
17.01.1979   02286   Куйбышевская область, Кинель-Черкасский район, 6 км от н.п. Кротовка 0/4 Вынужденная посадка вследствие технической неисправности выразившейся ослаблении посадки бронзовой втулки в отверстии поршневой головки шатуна № 5, что привело к его разрушению, а в дальнейшем — к разрушению двигателя и возникновению пожара. Вертолёт сгорел после посадки.[46]
26.06.1979   02282   Магаданская область, 73 км от Магадана 0/4 Вынужденная посадка из-за технической неисправности выразившейся в падении оборотов несущего винта и просадку вертолёта. Уклоняясь от лобового столкновения с деревьями, командир левым разворотом произвёл вынужденную посадку на заросли кустарника и сухой мох. Двигатель был выключен после полного приземления. От выхлопных газов загорелся мох и кустарник. Применением переносного огнетушителя и подручных средств пожар ликвидировать не удалось. Вертолёт полностью сгорел.[47]
15.08.1979   14259   Таджикская ССР, Тавиль-Даринский район, 7 км от н.п. Сангвор 6/6 причиной катастрофы является полный отказ двигателя в полёте на малой высоте, в условиях, непригодных для производства вынужденной посадки.[48]
27.08.1980   14104   Якутская АССР, 92 км от а/п Оймякона 2/5 выполнение авиаработ, ошибка экипажа
22.09.1980   28967   Тюменская область, ХМАО, Березовский район, 15 км юго-восточнее н.п. Неройка 1/5 Нарушения экипажем требований выразившихся в отсутствии предполётной подготовки, нарушении минимума погоды и невыдерживании безопасной высоты при полёте в горной местности.[49]
01.03.1981   14107   Казахская ССР, Восточно-Казахстанская область, озеро Зайсан, близ н.п. Аксуат 5/5 причиной катастрофы вертолёта явилось рассоединение трансмиссии вертолёта из-за проскальзывания механизма свободного хода редуктора Р-5, что привело к невозможности продолжения полёта и вынужденной посадке.[50]
13.02.1982   29024   Казахская ССР, Мангышлакская область, п-в Бузачи, 25 км от пос. Каламкас 9/9 непредвиденное попадание вертолёта в полосу тумана в условиях безориентирной заснеженной местности (белизны) и потеря экипажем пространственного положения из-за отвлечения внимания от пилотирования поиском буровой вышки[51]
20.07.1982   03589   Красноярский край, близ Туруханска 9/9 причиной катастрофы явилось усталостное разрушение тяги забустерной части продольного управления вертолётом РП-5102-10[52]
03.11.1983   38288   Магаданская область, Чукотский АО, 137 км от аэропорта Анадырь 5/5 отказ техники, ошибка при техническом обслуживании
02.02.1988   63816   Читинская область, 53 км восточнее Муи 8/8 отказ техники, ошибка при техническом обслуживании.

После этой катастрофы все оставшиеся вертолёты типа Ми-4 были сняты в СССР с эксплуатации.

Боевое применение

Сохранившиеся экземпляры

Модификация Бортовой номер Местонахождение Изображение
Ми-4 CCCP-48983 Государственный музей авиации (Киев)  
Ми-4 н/д Музейный комплекс УГМК (Свердловская область, г. Верхняя Пышма)
Ми-4 CCCP-29027 Бывший авиаремонтный завод № 21, ныне ЗАО "СПАРК" г. Санкт-Петербург. Полностью укомплектован, по некоторым данным, находится практически в лётном состоянии.
Ми-4ПС[53] CCCP-35277 Головной отраслевой музей истории гражданской авиации  
Ми-4 CCCP-68857 г. Воркута, Россия. Вертолёт-памятник.  
Ми-4Т[54] CCCP-14844 г. Инта, Россия. Вертолёт-памятник.  
Ми-4 СССР-36519 г. Вуктыл, Россия. Вертолёт-памятник.  
Ми-4А[55] 12013 г. Белград, Сербия  
Ми-4А 314 Lubuskie Muzeum Wojskowe[польск.], Польша  
Ми-4А 785 Luftfahrzeugen der Nationalen Volksarmee[нем.], Германия  
Ми-4[56] 2139 Flugausstellung Hermeskeil[англ.], Германия  
Ми-4Б[57] 0538 Letecké muzeum Kbely[чеш.], Чехия  
Ми-4А 27 Museum of Hungarian Aviation[англ.], Венгрия  
Ми-4 СССР-31449 Рижский музей авиации, Латвия  
Ми-4 СССР- Музей авиации Вантаа, Финляндия  

В культуре

Почтовые марки

Игры

Men of war:Vietnam — в некоторых миссиях.

  • War Thunder — в ветке исследований вертолётов СССР на V ранге.

Кино

 
Подготовка к съёмкам фильма «Это мгновение». Тянь-Шань. 1968 год.

Вертолёты Ми-4 в художественных фильмах (в том числе, попавшие в эпизодические кадры во время съёмок)[58]:

Памятник

  • В посёлке Эгвекинот вертолёт Ми-4 установлен в качестве памятника у здания аэропорта[59].
  • В посёлке Глебычево вертолёт Ми-4 установлен в качестве памятника на въезде в посёлок[60][61].
  • В городе Инта (Республика Коми) вертолёт Ми-4 установлен в качестве памятника на въезде в аэропорт.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Вертолёт Ми-4. История создания (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2012. Архивировано 8 января 2013 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Ми-4. Дата обращения: 29 сентября 2012. Архивировано 21 июня 2013 года.
  3. Катастрофа Ми-4А ВС УГА на севере Читинской области. Дата обращения: 15 сентября 2008. Архивировано 13 октября 2010 года.
  4. The Military Balance 2016, p.266
  5. 5,0 5,1 «Historical Listings Архивировано 16 июля 2012 года.», World Air Forces Архивировано 16 июля 2012 года..
  6. 6,0 6,1 Катастрофа Ми-4 Управления Полярной авиации Главсевморпути на арх. Земля-Франца-Иосифа (борт б/н), 30 июля 1955 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и…. Дата обращения: 6 декабря 2014. Архивировано 8 июня 2017 года.
  7. http://www.airdisaster.ru/database.php?id=1610 Архивная копия от 25 апреля 2018 на Wayback Machine Катастрофа Ми-4 Полярной авиации Главсевморпути в Арзамасской области (борт СССР-Н42), 22 сентября 1956 года. // Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России]
  8. Авария Ми-4 Магаданской ОАГ ГВФ в районе Чаунской губы // Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России. Дата обращения: 8 декабря 2021. Архивировано 8 июня 2017 года.
  9. Авария Ми-4 Чукотского ОАО Полярной авиации Севморпути (борт СССР-Н67), 13 июля 1957 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Ро…. Дата обращения: 4 ноября 2014. Архивировано 13 января 2017 года.
  10. Трагедия в заполярье. Дата обращения: 8 декабря 2021. Архивировано 5 сентября 2019 года.
  11. Авария Ми-4 Магаданской ОАГ ГВФ в пос. Беринговский (борт СССР-31543), 03 августа 1961 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и …. Дата обращения: 4 ноября 2014. Архивировано 4 марта 2019 года.
  12. Авария Ми-4 Магаданской ОАГ ГВФ на Чукотке (борт СССР-31406), 09 августа 1962 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России — …. Дата обращения: 4 ноября 2014. Архивировано 8 июня 2017 года.
  13. Авария Ми-4 Магаданской ОАГ ГВФ в 54 км от а/п Залив Лаврентия (борт СССР-28986), 21 мая 1963 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в …. Дата обращения: 4 ноября 2014. Архивировано 8 июня 2017 года.
  14. Авария Ми-4 Магаданской ОАГ ГВФ в 80 км от а/п Анадырь (борт СССР-31399), 11 сентября 1963 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в ССС…. Дата обращения: 4 ноября 2014. Архивировано 2 ноября 2019 года.
  15. Катастрофа Ми-4А Якутского УГА в районе а/д Учур (пос. Чагда) (борт СССР-19162), 19 сентября 1964 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастроф…. Дата обращения: 20 сентября 2015. Архивировано 13 января 2017 года.
  16. Катастрофа Ми-4 а/к МИАТ в районе ст. Танхой, Бурятская АССР (борт МОНГОЛ-799), 27 апреля 1965 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в…. Дата обращения: 12 октября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  17. Катастрофа Ми-4 Восточно-Сибирского УГА в Каларском районе Читинской области (борт СССР-31394), 09 сентября 1965 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты …. Дата обращения: 20 сентября 2015. Архивировано 13 января 2017 года.
  18. Катастрофа Ми-4 Узбекского УГА в Ромитанском районе Бухарской области (борт СССР-35265), 14 декабря 1966 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиака…. Дата обращения: 16 августа 2015. Архивировано 8 июня 2017 года.
  19. Катастрофа Ми-4 Магаданского УГА в районе а/п Лаврентия (борт СССР-38280), 06 января 1967 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР…. Дата обращения: 8 августа 2015. Архивировано 12 марта 2017 года.
  20. Катастрофа Ми-4 Магаданского УГА в районе залива Креста (борт СССР-02316), 19 мая 1967 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и …. Дата обращения: 8 августа 2015. Архивировано 13 января 2017 года.
  21. Катастрофа Ми-4 Восточно-Сибирского УГА в н.п. Катунь (борт СССР-35291), 30 ноября 1967 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и…. Дата обращения: 9 августа 2015. Архивировано 13 января 2017 года.
  22. Катастрофа Ми-4 МУ СП и МВЛ ГА в Сергиевском районе Куйбышевской области (борт СССР-35248), 08 февраля 1968 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и ави…. Дата обращения: 1 августа 2015. Архивировано 13 января 2017 года.
  23. Катастрофа Ми-4 Северо-Кавказского УГА в районе Кропоткина (борт СССР-19142), 09 февраля 1968 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в …. Дата обращения: 1 августа 2015. Архивировано 8 июня 2017 года.
  24. Катастрофа Ми-4 Северного УГА в Кольском районе Мурманской области (борт СССР-66824), 27 апреля 1968 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатаст…. Дата обращения: 27 июля 2015. Архивировано 8 июня 2017 года.
  25. Катастрофа Ми-4 Дальневосточного УГА в Партизанском районе Приморского края (борт СССР-66905), 10 мая 1968 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиа…. Дата обращения: 27 июля 2015. Архивировано 13 января 2017 года.
  26. Катастрофа Ми-4 МУ СПиМВЛ ГА в Сургутском районе Тюменской области (борт СССР-38275), 06 августа 1968 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатас…. Дата обращения: 4 ноября 2014. Архивировано 8 июня 2017 года.
  27. Катастрофа Ми-4 Коми УГА в районе Усинска (борт СССР-36520), 25 июня 1969 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России — факт…. Дата обращения: 25 июля 2015. Архивировано 8 июня 2017 года.
  28. Катастрофа Ми-4 Узбекского УГА в районе Алмалыка (борт СССР-35227), 27 июля 1969 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России…. Дата обращения: 25 июля 2015. Архивировано 8 июня 2017 года.
  29. Катастрофа Ми-4П Грузинского УГА в Витебской области (борт СССР-19215), 13 ноября 1969 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и …. Дата обращения: 23 июня 2015. Архивировано 13 января 2017 года.
  30. Катастрофа Ми-4 Красноярского УГА в районе а/п Норильск (Алыкель) (борт СССР-66926), 04 июня 1970 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастроф…. Дата обращения: 5 ноября 2014. Архивировано 6 июля 2018 года.
  31. Катастрофа Ми-4 Грузинского УГА в районе г. Бол. Барбало (борт СССР-31426), 29 августа 1970 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СС…. Дата обращения: 23 июня 2015. Архивировано 6 июля 2018 года.
  32. Катастрофа Ми-4 Тюменского УГА в районе Салехарда (борт СССР-01837), 07 декабря 1971 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Ро…. Дата обращения: 30 мая 2015. Архивировано 13 января 2017 года.
  33. Катастрофа Ми-4 Красноярского УГА юго-западнее Красноярска (борт СССР-66894), 19 июля 1972 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в ССС…. Дата обращения: 25 мая 2015. Архивировано 8 июня 2017 года.
  34. Катастрофа Ми-4 Коми УГА в районе Печоры (борт СССР-36531), 20 июля 1973 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России — факты…. Дата обращения: 12 мая 2015. Архивировано 7 ноября 2019 года.
  35. Катастрофа Ми-4 Тюменского УГА в отрогах Полярного Урала (борт СССР-35243), 06 октября 1973 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СС…. Дата обращения: 12 мая 2015. Архивировано 7 ноября 2019 года.
  36. Катастрофа Ми-4 Узбекского УГА в районе Келифа (борт СССР-66873), 14 февраля 1976 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Росси…. Дата обращения: 18 апреля 2015. Архивировано 24 октября 2017 года.
  37. Катастрофа Ми-4 Западно-Сибирского УГА в районе Кемерово (борт СССР-02319), 18 ноября 1976 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в ССС…. Дата обращения: 12 декабря 2014. Архивировано 24 октября 2017 года.
  38. Катастрофа Ми-4 Архангельского УГА в горном районе Полярного Урала (борт СССР-14161), 12 декабря 1976 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатас…. Дата обращения: 27 октября 2014. Архивировано 24 октября 2017 года.
  39. Катастрофа Ми-4А Магаданского УГА в районе Магадана (борт СССР-36578), 20 мая 1977 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Росс…. Дата обращения: 5 ноября 2014. Архивировано 17 сентября 2018 года.
  40. Катастрофа Ми-4А Якутского УГА близ н/п Крест-Хальджай (борт СССР-35214), 01 июля 1977 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и …. Дата обращения: 30 октября 2014. Архивировано 13 января 2017 года.
  41. Авария Ми-4 Якутского УГА в районе Тикси (борт СССР-19249), 15 октября 1977 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России — фа…. Дата обращения: 9 ноября 2014. Архивировано 13 января 2017 года.
  42. Катастрофа Ми-4 Архангельского УГА в н.п. Тобседа (борт СССР-14150), 30 марта 1978 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Росс…. Дата обращения: 14 февраля 2015. Архивировано 13 января 2017 года.
  43. Катастрофа Ми-4 Магаданского УГА в районе Биллингса (борт СССР-03551), 07 апреля 1978 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Р…. Дата обращения: 14 февраля 2015. Архивировано 13 января 2017 года.
  44. Катастрофа Ми-4 Таджикского УГА в Варзобском ущелье (борт СССР-14304), 01 июля 1978 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Рос…. Дата обращения: 8 февраля 2015. Архивировано 13 января 2017 года.
  45. Катастрофа Ми-4 Туркменского УГА на Каспийском побережье Туркменской ССР (борт СССР-03598), 05 октября 1978 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и ави…. Дата обращения: 5 ноября 2014. Архивировано 13 января 2017 года.
  46. Авария Ми-4 Приволжского УГА в районе Кротовки (борт СССР-02286), 17 января 1979 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России…. Дата обращения: 13 ноября 2014. Архивировано 8 июня 2017 года.
  47. Авария Ми-4 Магаданского УГА в районе Магадана (борт СССР-02282), 26 июня 1979 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России -…. Дата обращения: 4 ноября 2014. Архивировано 13 января 2017 года.
  48. Катастрофа Ми-4 Таджикского РПО ГА в районе Сангвора (борт СССР-14259), 15 августа 1979 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и…. Дата обращения: 1 ноября 2014. Архивировано 13 января 2017 года.
  49. Катастрофа Ми-4 Тюменского УГА в Берёзовском районе ХМАО (борт СССР-28967), 22 сентября 1980 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в С…. Дата обращения: 7 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  50. Катастрофа Ми-4 Казахского УГА на озере Зайсан (борт СССР-14107), 01 марта 1981 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России …. Дата обращения: 21 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  51. Катастрофа Ми-4 Казахского УГА на полуострове Бузачи (борт СССР-29024), 13 февраля 1982 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и…. Дата обращения: 17 октября 2014. Архивировано 22 октября 2014 года.
  52. Катастрофа Ми-4 Красноярского УГА в районе Туруханска (борт СССР-03589), 20 июля 1982 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Р…. Дата обращения: 17 октября 2014. Архивировано 22 октября 2014 года.
  53. Ми-4ПС в Ульяновске. Дата обращения: 30 сентября 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
  54. Ми-4 в Инте. Дата обращения: 30 сентября 2012. Архивировано 2 мая 2013 года.
  55. Ми-4А в Белграде. Дата обращения: 30 сентября 2012. Архивировано 17 мая 2013 года.
  56. Ми-4 в Flugausstellung Hermeskeil. Дата обращения: 30 сентября 2012. Архивировано 8 мая 2013 года.
  57. Ми-4Б в Чехии. Дата обращения: 30 сентября 2012. Архивировано 26 мая 2013 года.
  58. Сайт авиационной истории - Авиация в кино - Миль - Ми-4. Дата обращения: 22 октября 2018. Архивировано 22 октября 2018 года.
  59. 2015-03-13 16:57:00 Tuzemetc2 Tuzemetc2 2015-03-13 16:57:00 Tuzemetc2wrote. История создания памятника вертолёту Ми-4 в аэропорту «Залив Креста». Дата обращения: 19 марта 2017. Архивировано 9 февраля 2018 года.
  60. Вертолёт-памятник Ми-4 в посёлке Глебычево.
  61. Ремонт памятника Ми-4 в посёлке Глебычево.
  62. Фотография вертолёта · Миль · Ми-4А · СССР-03570 (зав.н. 11190) · Аэрофлот - МГА СССР ✈ russianplanes.net ✈ наша авиация. russianplanes.net. Дата обращения: 15 июля 2022.
  63. Фото Вертолет на постаменте. Памятник Ми-4. в городе Урай. photogoroda.com. Дата обращения: 25 июня 2021. Архивировано 25 июня 2021 года.

Литература

Ссылки