Панамакс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Panamax»)
Контейнеровоз класса «Панамакс», проходящий Панамский канал. Часть контейнеров была выгружена и транспортируется по железной дороге, чтобы обеспечить необходимую осадку.

«Панамакс» (англ. Panamax) — стандарт типоразмера контейнеровозов, а также танкеров и других судов, которые обладают максимальными габаритами, позволяющими пройти через старые «исторические» шлюзы Панамского канала (размеры шлюзов: 305 метров в длину, 33,5 метра в ширину, 26 метров в глубину).[1]

Линкор «Миссури», проходящий через шлюз Панамского канала. Зазор между стенками шлюза и бортами линкора — менее метра.

Суда этого типа имеют обычно следующие характеристики (позволяют пройти через старые шлюзы постройки 1914 года):

  • водоизмещение — 52 500 DWT;
  • длина — 289,56 м (950 футов);
  • ширина — 32,31 м (106 фт);
  • высота — 57.91 m (190 фт);
  • осадка — 12,04 м (39,5 фт);
  • вместимость  — 5 000 TEU.

Хотя старые шлюзы принимают суда с осадкой до 12,04 метра, на практике максимальная осадка ограничена уровнем воды в водохранилище Гатун и потому она может быть уменьшена администрацией канала (например, летом 2016 года она была установлена величиной 11,59 метра)[2].

По современным меркам, эти суда являются средними по размеру. При таких характеристиках суда входят в шлюзы впритык и имеют очень ограниченную возможность манёвра. Дополнительные проблемы создаёт то обстоятельство, что ряд проходящих канал судов не может быть загружен до их максимальной грузоподъёмности, так как в таком случае осадка становится больше, чем глубина шлюзов. Ситуация усложняется ещё и тем, что верхняя часть канала проходит через пресноводное водохранилище Гатун, где выталкивающая сила становится несколько меньше, чем в морской воде. Частично эти проблемы решаются транспортировкой части контейнеров по железной дороге параллельно каналу.

Суда, размеры которых превышают стандарт «Панамакс», называют «Постпанамакс»[3].

После расширения канала, которое было завершено в 2016 году, появился также стандарт  — «Новый Панамакс». Размеры новых шлюзов позволяют принимать суда, которые имеют обычно следующие характеристики:

  • водоизмещение — 120 000 DWT;
  • длина  — 366 м (1201 фт);
  • ширина  — 49 м (161 фт);
  • высота — 57.91 м (190 фт);
  • осадка — 15,2 м (50 фт);
  • вместимость  — 13 000 TEU [4].

Суда, которые превышают размер «Новый Панамакс», как и было раньше, огибают Южную Америку.

См. также

Примечания

  1. Условия прохождения Панамского канала Архивная копия от 11 июня 2011 на Wayback Machine (англ.)
  2. NYK’s Tanker Grabs Panama Canal’s 1st Neopanamax Slot Архивная копия от 14 августа 2016 на Wayback Machine. // World Maritime News, 19 апреля 2016 года.  (англ.)
  3. Панамский канал 2.0: Шире, безопаснее, технологичней. Архивная копия от 13 октября 2014 на Wayback Machine // Популярная механика, 23 февраля 2007.
  4. Manuel E. Benítez, ACP. Dimensions for Future Lock Chambers and "New Panamax" Vessels (PDF). ACP (19 января 2009). Дата обращения: 2 мая 2010. Архивировано 6 мая 2009 года.

Ссылки