Natura naturata

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Natura naturata (с лат. — «природа произведённая»[1]) — средневековый философский термин, называющий наш мир.[уточнить]

Философия Спинозы (ум. 1677) рассматривает мир (природу произведённую), как самопознание Бога-Творца (природы производящей; лат. natura naturans[en])[2].

Монизм Спинозы

Бенедикт Спиноза развивает идею, что существует только одна субстанция (Бог), которая состоит из бесконечного множества атрибутов. Бог — «natura naturans», то есть внутренняя (имманентная) причина всего сущего; мир — самопознание Божества (natura naturata). Божество познаётся человеком в двух атрибутах: в протяжённости (трёхмерное пространство) и мышлении. Между атрибутами существует тождество, то есть порядок и связь идей тождественны с порядком вещей.[2]

Существует «модус» (лат. modus) — видоизменение или единичное состояние субстанции в обоих её атрибутах, мышлении и протяжённости. Все модусы в совокупности составляют природу произведённую (natura naturata).[1]

В монизме Спинозы (всё есть Бог, и всё есть Природа) присутствует дуализм активного и пассивного. Об этом пишет один[кто?] исследователь его философии, который объясняет традиционные термины так: «Natura naturans — это самая божественная сторона Бога, вечная, неизменная и незримая, в то время как natura naturata — это наиболее естественная сторона Бога, преходящая, изменяющаяся и видимая»[3]

У Шопенгауэра

Как natura naturata — предмет физики, так natura naturans — предмет метафизики.

В каббале «природный, или телесный, мир»

В каббале третья и последняя триада дерева Сфирот — Не́цах («Торжество»), Ход («Слава» или «Величие») и Йесод («Основание») — образует «природный, или телесный, мир», совпадающий с «natura naturata» у Спинозы[4].

Примечания