Groovy

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Groovy

Groovy — объектно-ориентированный язык программирования, разработанный для платформы Java как дополнение к языку Java с возможностями Python, Ruby и Smalltalk.

Использует java-подобный синтаксис с динамической компиляцией в JVM байт-код и напрямую работает с другим java-кодом и библиотеками. Язык может использоваться в любом java-проекте или как сценарный язык. Активно используется как Предметно-ориентированный язык для написания скриптов при работе в предметной области (от математики до обработки научных данных), а также сборки и тестирования приложений (Gradle).

Groovy завершил процесс стандартизации в Java Community Process (JSR 241).

Основные возможности языка, отличающие его от Java: как статическая, так и динамическая типизация; встроенный синтаксис для списков, ассоциативных массивов, массивов и регулярных выражений; перегрузка операций. Замыкания в Groovy появились задолго до Java.

На Groovy создано ряд популярных веб-фреймворков, в том числе Grails и Ratpack, фреймворк для создания настольных приложений Griffon[en], платформа тестирования Spock[en].

Язык нашёл применение в качестве сценарного для расширения возможностей платформенного программного обеспечения. В частности, генератор отчётов iReport, основанный на Java-библиотеке JasperReports, позволяет встраивать в отчёты выражения на Groovy и писать на нём дополнительную логику. Система непрерывной интеграции Jenkins позволяет использовать сценарии автоматизации, созданные на Groovy. Приложение для тестирования веб-сервисов SoapUI поддерживает написание тестовых сценариев на Groovy[1].

Программирование на Groovy поддерживается в основных интегрированных средах разработки[2], в том числе IntelliJ IDEA (начиная с версии 7 или для более ранних версий с использованием JetGroovy Plugin), Eclipse (с использованием Groovy Eclipse), Netbeans (встроен), VS Code (через расширение), Vim (через расширение).

История

Первым упоминанием о языке было сообщение в блоге Джеймса Стрэкана (англ. James Strachan)[3] от августа 2003 года. Позднее было выпущено несколько версий между 2004 и 2006 годами. После того, как начался процесс стандартизации JCP, нумерация версий была изменена, и версию называют «1.0». Версия «1.0» была выпущена 2 января 2007 года. В декабре 2007 года вышел Groovy 1.1, эта версия вскоре была перенумерована как «1.5» вследствие значительных изменений в языке.

Стрэкан покинул проект за год до выпуска Groovy 1.0 в 2007 году, а в июле 2009 года Стрэкан написал в своём блоге, что возможно не создал бы Groovy, если бы в 2003 году прочитал книгу Мартина Одерского с соавторами о программировании на языке Scala (вышедшую в 2007 году)[4].

Проект разработки языка и комитет JSR-241 с 2007 года возглавляет Гийом Лафорж (Guillaume Laforge). Компанию G2One, занимавшуюся развитием и коммерциализацией языка и фреймворка Grails, осенью 2008 года приобрела SpringSource[en], в итоге через цепочку слияний и поглощений (VMware, Pivotal, EMC) актив перешёл в 2017 году в корпорацию Dell. С 2015 года язык является проектом верхнего уровня фонда Apache.

В 2020 году вышла версия 3.0.0 с рядом значительных улучшений.

Скриншот Groovy Console

Примеры

Классический пример вывода на печать строки с приветствием:

// Comment
print("Hello world!")

Пример создания и использования функции с аргументами и возвращаемым значением:

def helloFunction(name) {
    println("Hello, ${name}")
}
helloFunction("Groovy!")
// В следующей функции вычисления суммы двух объектов
// последнее выражение является возвращаемым значением
def sum(a, b) {
    a + b // вернет результат сложения
}
print(sum(1, 2))
// Эта функция принимает параметры только числового типа
def subtraction(double a, double b) {
    return a - b
}
print(subtraction(6, 4))

Объявление класса, создание его экземпляра и вызов его методов в главной точке входа программы (статический метод main())

class Foo {
  def doSomething() {
    def data = ["name": "James", "location": "London"]
    for (e in data) {
      println("entry ${e.key} is ${e.value}")
    }
  }
  
  def closureExample(collection) {
    collection.each { println("value ${it}") }
  }
  
  static void main(args) {
    def values = [1, 2, 3, "abc"]
    def foo = new Foo()
    foo.closureExample(values)
    foo.doSomething()
  }
}

«;» — точка с запятой в конце строки не обязательна.

Некоторые особенности

Как и в Java (начиная с 11-й версии), исходный код Groovy может быть выполнен как обычный сценарий: для этого он должен содержать код вне определения класса или класс с методом main, или Runnable, или GroovyTestCase:

#!/usr/bin/env groovy
println "I can execute this script now!"

Строки в Groovy: Java Strings с одинарными кавычками и GStrings с двойными кавычками:

def javaStyleString = 'java String style'
def GStringsStyleString = "${javaStyleString}"
def j = '${javaStyleString}' 
def bigGroovyString = """
    ${javaStyleString}
    ${GStringsStyleString}
"""
println bigGroovyString

Передачу параметров в методы, замыкания или функции можно делать без скобок:

closureFunction 1,2

Примечания

  1. SOAP UI: Sample Scripts on Groovy.
  2. Список поддерживаемых IDE Архивировано 4 февраля 2008 года. на официальном сайте Groovy Архивировано 2 марта 2014 года.
  3. James Strachan. Groovy — the birth of a new dynamic language for the Java platform Архивировано 5 апреля 2007 года.
  4. Scala as the long term replacement for java/javac? (6 июля 2009). Дата обращения: 7 января 2012. Архивировано 10 февраля 2012 года. «I can honestly say if someone had shown me the Programming in Scala book by by Martin Odersky, Lex Spoon & Bill Venners back in 2003 I’d probably have never created Groovy»

Ссылки