Cantus figuratus

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Cantus figuratus, или musica figurata (лат., букв. «нотированный распев», «нотированная музыка») в западноевропейской теории музыки эпохи Возрождения — термин для обозначения музыки с нотированным ритмом. В XVI—XVII вв. термин cantus figuratus фактически означал многоголосную авторскую музыку, которая на уровне понятия противопоставлялась традиционной григорианской монодии (cantus planus). Синонимы: cantus figuralis/figurativus, cantilena figurata, musica figurata/figurativa/figuralis.

Термин и понятие

Под «фигурацией» (лат. figura — одно из обозначений ноты[1] или паузы) подразумевалась не столько нотация звуковысот (как таковая, она существовала уже в XIII в. в широко распространённой форме квадратной нотации), сколько письменная фиксация музыкального ритма — в системе записи музыки, известной под названием мензуральной нотации. «Нотировать музыку» в сознании учёного музыканта XVI—XVII вв. означало точно нотировать её ритм.

<Существуют длительности — максима, лонга, бревис, семибревис, минима, семиминима, фуза и семифуза>. Хотя можно теоретически представить себе ноты большей и меньшей длительности (в потенции — до бесконечности), перечисленных, однако, достаточно. Они были изобретены в предыдущие века музыкантами, пристрастившимися к так называемой мензуральной и нотированной (mensuralis et figuralis) музыке, после того как музыка простая, плавная, или хоральная (simplex et plana seu choralis) [как объект для творчества] была предана забвению.

Липпий. Синопсис новой музыки (1612)

Исторический очерк

Термин cantus figuratus появился во второй половине XV в. в ряде анонимных трактатов, а также в авторских трудах Иоанна Французского и Иоанна Тинкториса, как синоним cantus mensuratus[2] и как антоним cantus planus, которым традиционно, начиная с XIII в. обозначали григорианскую монодию (в которой ритм не нотировался).

«Простой» распев тот, что исполняется «просто», без учёта какого-либо соотношения [голосов][3] — либо плавный (planus), либо нотированный (figuratus). Простой плавный распев тот, который исполняется «просто», то есть простыми нотами неопределённой длительности; такого рода — григорианский распев. Простой нотированный распев тот, который звучит «просто» в соответствии с нотными знаками определённой длительности

Тинкторис. Определитель музыкальных терминов (ок. 1475)

В XVI—XVII в. термин широко употреблялся не только в латинском[4], но и в новоевропейских языках, например, canto figurado в испанском тексте Луиса Милана, musica figuralis в немецком труде Мартина Агриколы, canto figurato в итальянских трактатах Пьетро Арона, Адриано Банкьери и др. При этом под cantus figuratus чаще всего подразумевалась не любая музыка с письменной фиксацией ритма, а именно многоголосная.

Примечания

  1. Lexicon musicum Latinum. 9.Faszikel. München, 2007, col.63-67.
  2. Синонимы: cantus mensurabilis, cantus mensuralis, musica mensurata, musica mensurabilis.
  3. «Просто» здесь = одноголосно.
  4. Например, в многократно переиздававшемся «Музыкальном компендии» Лампадия (полное название: Compendium musices, tam figurati quam plani cantus, ad formam dialogi (1-е изд. 1537, 5-е изд. 1554). Обширный раздел о cantus figuratus содержит трактат "Второе музыкальное упражнение" Зета Кальвизия (1600) и т.д.

Литература

  • Cantus figuratus // Lexicon musicum Latinum. 4.Faszikel. München: Bayerische Akademie der Wissenschaften, 2000, col.394-395.