Blériot XI

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Blériot XI
Bleriot from below by JM Rosier.JPG
Тип самолёт-разведчик
Разработчик Blériot Aéronautique
Производитель Blériot Aéronautique
Главный конструктор Луи Блерио, Раймонд Солнье
Первый полёт 23 января 1909
Начало эксплуатации 1909
Конец эксплуатации 1931
Статус снят с эксплуатации
Эксплуатанты Breguet Aviation
Годы производства 1909—1919
Единиц произведено ~100

Блерио XI (фр. Blériot XI) — разведывательный самолёт, на котором французский авиатор Луи Блерио впервые в истории авиации пересёк пролив Ла-Манш. Серийный выпуск самолёта и его модификаций был налажен во Франции (фирма «Блерио»), Италии (фирма «Сосьета Итальяна Трансаэро») и России (заводы Щетинина и «Дукс»). Он впервые поднялся в воздух 23 января 1909 года. В последующие 10 лет было построено около 100 самолётов модели Blériot XI.

История

Луи Блерио до своего увлечения авиацией был владельцем преуспевающей фирмы по производству автомобильных фар. В 1900 году он всерьез увлёкся авиацией ставшей делом всей его последующей жизни. Первые модели для Блерио строили братья Вуазен, а затем он создал собственную авиастроительную компанию. В марте 1907 года Луи Блерио построил свой первый моноплан Bleriot V[1].

До 1908 года Блерио построил несколько моделей, испробовав разнообразные конструкции. Методом проб и ошибок он пришел к концепции самолета, который принес ему мировую славу. Совместно с конструктором Раймоном Сольне они спроектировали самолет, названный "Bleriot XI". Схема, использованная в конструкции самолета, используется повсеместно и сегодня - моноплан с хвостовым оперением за спиной пилота[1].

В 1908 году братья Райт демонстрировали в Париже свой самолет. Один из свидетелей полетов, владелец газеты Daily Mail, утвердил приз в 1000 фунтов стерлингов за первый перелет пролива Ла-Манш на аэроплане. Аэроплан Bleriot XI был построен специально для участия в этом перелете. Впервые аэроплан был продемонстрирован в декабре 1908 года на Парижском авиасалоне, а 18 января 1909 года совершил первый полет[1].

По результата испытаний Блерио внес в конструкцию аэроплана несколько существенный изменений. Готовясь к перелету, доработанный аэроплан, совершил ряд испытательных полетов, оставаясь в воздухе до 50 минут 8 секунд. На случай вынужденной посадки на воду, в фюзеляже был установлен надувной балон[1].

Перелёт через Ла-Манш

Фотография перелёта 25 июля 1909

Полёт через Ла-Манш состоялся 25 июля 1909 года. Самолёт вылетел из Кале и приземлился в Дувре, пролетев 38 км над проливом за 36,5 минут при средней скорости 61,6 км/ч, обойдя двоих соперников и выиграв тем самым приз в тысячу фунтов стерлингов от Daily Mail. При жёсткой посадке была сломана одна из лопастей воздушного винта, однако пилот не пострадал. Экземпляр Blériot XI, совершивший полёт через Ла-Манш, был куплен газетой Le Matin[fr] у Луи Блерио, впоследствии передан ей в Музей искусств и ремёсел, где находится до сих пор. Blériot XI также есть в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже.

Экземпляр, пересёкший Ла-Манш, был оснащён трёхцилиндровым двигателем изобретателя Алессандро Анзани. Двигатель не имел ручки газа и работал постоянно в одном режиме. Blériot XI был первым серийно выпускаемым самолётом, на который массово устанавливался ротативный двигатель Гном Луи Сегена, договор на его поставку был заключён в октябре 1909 года по завершении Второго авиасалона в Париже.

Перелет через Ла-Манш был знаковым он доказал, что аппарат тяжелее воздуха может быть не только аттракционом, но и вполне реальным транспортным средством, которое при дальнейшем развитии может превзойти сухопутные и морские виды транспорта[1].

Серийное производство и модификации

После перелета, кроме мировой славы и денежного приза, на самолет Bleriot XI, названный "Traverce La Manche", посыпались многочисленные заказы. Для организации серийного производства Луи Блерио создал собственное предприятие Bleriot Aeronautique. С августа 1909 по июль 1910 года на предприятии было выпущено 140 экземпляров, темпы производства доходили до 10-12 самолетов ежемесячно[1].

В конструкции Bleriot XI были заложены резервы, позволяющие значительно улучшить летные характеристики самолета при применении более мощных и надежных двигателей.

  • Bleriot XI bis - версия с ротативным двигателем Gnome 7 Omega мощностью 50 л.с. Самолет с этим двигателем имел укороченный фюзеляж и рули эллиптической формы. Двигатель был частично закрыт капотом. Самолет этой модификации 30 декабря 1909 года установил рекорд скорости для монопланов, преодолев 200 км за 2 часа 32 минуты.
  • Bleriot XI-2 bis - версия для перевозки двух человек. Пассажир и пилот располагались бок о бок. Фюзеляж был шире и длиннее, размах крыла увеличился на 2,4 м. Первый полет 7 мая 1910 года пассажиром был Луи Блерио. Самолеты также оснащались моторами Gnome 14 Omega мощностью 100 л.с.
  • Bleriot XI-2 Tandem - версия двухместная с тандемным размещением сидений. Двигатель Gnome 7 Lambda мощностью 80 л.с.
  • Bleriot XI-3 bis - версия трехместная (сиденья в тандем), усиленной конструкции, способная доставить полезную нагрузку 300 кг на расстояние 300 км. Двигатели Gnome 14 Omega-Omega мощностью 100 л.с. или Gnome Double Lambda мощностью 140 л.с[1].

В 1913 году был построен экземпляр для выполнения фигур высшего пилотажа. На нем 21 сентября лётчик-испытатель фирмы Breguet Адольф Пегу использовал самолёт для первой высадки парашютиста и совершил «Петлю Пегу» — предшественницу мёртвой петли. Он считал себя первым, хотя за 12 дней до него такую же фигуру исполнил русский пилот Пётр Нестеров.

Кроме французского предприятия Blerio Aeronautique самолет изготавливали по лицензии и в других странах: шведская AB Enoch Thulin Aeroplanfabrik, американская American Aeroplane Supply House, выпускавшие самолет под названием A.A.S.H. Type XV, бельгийское предприятие братьев Боллекенс. С 1911 года Bleriot XI выпускался в России на предприятиях ДУКС. РБВЗ и Щетинина[1].

К началу Первой Мировой войны завод Bleriot Aeronautique поставил заказчикам более 800 экземпляров. В Великобритании было изготовлено по лицензии 104 самолета, в Италии - 70, в Швеции - 23. По другим предприятиям нет данных, а количество самолетов построенных, на глаз или по фотографиям, самодеятельными конструкторами не подается вычислению. Предполагается, что общее число копий Bleriot XI находится в пределах 1050-1100 самолетов.

Эксплуатация и мировые достижения

Почтовые перевозки

Впервые в мире самолёт Bleriot XI стал официально использоваться для доставки почты на трех континентах — в Европе, Северной Америке и в Австралии.

В Великобритании первая доставка почты была осуществлена 9 сентября 1911 года во время празднования коронации короля Георга V. Самолёт доставил мешок почты, приземлившись неподалеку от королевского дворца[1].

23 сентября 1911 года состоялся первый официальный почтовый рейс в США, На самолёте Qeen Monoplane, который был местной копией Bleriot XI-2 bis, почтовый груз был принят на борт самолёта, и стартовав с бульвара Нассау в Нью-Йорке был сброшен над почтовым отделением городка Минеола штат Нью-Йорк, пролетев 9,6 км. За неделю перевозки почты было сброшено 43 247 писем[1].

В июне 1914 года состоялся первый неофициальный почтовый рейс в Австралии. На одноместном самолёте Bleriot XI Boucle Mk.II было доставлено послание мэра Мельбурна мэру Джилонга. Расстояние между городами — 65 км. Первая официальная доставка почты была осуществлена из Мельбурна в Сидней. Самолёт вылетел из Мельбурна с почтой, грузом чая Lipton, пряностей и лекарственных препаратов. По пути пилот совершил семь промежуточных посадок. Это был самый протяжённый почтовый рейс — 930 км. Из-за непогоды путь занял больше времени, чем у поезда, однако чистое летное время составило 9 часов 35 минут, что было значительно быстрее наземного транспорта[1].

Другие достижения

История самолета Bleriot XI отмечена многими достижениями, которые привели к развитию мирового воздушного транспорта

  • 1910 год

10 марта - с аэродрома Виллалугано в Буэнос-Айресе были совершены первые в мире ночные полёты.

17 августа - при полёте по маршруту Париж - Лондон был совершён перелёт пролива Ла-Манш с пассажиром.

23 сентября - трансальпийский полет через Симплонский перевал из Швейцарии в Италию. Продолжительность полёта 50 минут. При приземлении самолёт разбился, пилот погиб.

9 декабря - рекорд высоты полёта - 3000 м

29 октября - официально зарегистрирована средняя скорость свыше 100 км/ч[1].

  • 1911 год

Март - первый перелёт колёсного самолёта над морем. Bleriot XI преодолел расстояние 225 км.

12 апреля - первый беспосадочный перелёт из Лондона в Париж. Время полёта 3 часа 45 минут.

Май - самолёт Bleriot XI победитель гонок Париж - Мадрид и Париж - Рим.

7 июля - победитель первой гонки вокруг Европы протяжённостью 1600 км.

Июль - первый дальний перелёт на территории России. В гонке Петербург - Москва, организованных Императорским Российским Аэроклубом, приняло участие девять авиаторов. На проведение авиаперелета из казны было выделено 100 000 рублей. В гонках приняли участие три самолета Bleriot XI. Из всех самолетов, принимавших участие в гонке, до финиша дошел только один Bleriot XI, чистое время в пути составило 9 часов 30 минут.

27 сентября - преодолена высота 5000 м[1].

23 октября - Bleriot XI стал первым самолётом, участвовавшим в боевых действиях. Во время итало-турецкой войны самолёт выполнил разведывательный полёт над позициями турецких войск, и в дальнейшем применялся для корректировки огня артиллерии.

  • 1912 - 1914 гг.

26 апреля 1912 - первый перелёт из Великобритании в Ирландию через разделяющее их море. Большую часть пути самолет преодолел вслепую из-за густого тумана.

17 апреля 1913 - первый беспосадочный перелёт из Великобритании в Германию с пассажиром. Маршрут Дувр - Кёльн, протяженностью 395 км, самолёт преодолел за 4 часа 18 минут.

20 ноября - 29 декабря 1913 - первый перелёт из Франции в Египет.

30 июля 1914 - первый перелёт из Шотландии в Норвегию над Северным морем. Самолёт Bleriot XI преодолел расстояние 465 км за 4 часа 10 минут[1].

В 1912 году самолет принимал участие в нескольких вооруженных конфликтах. Колониальные силы Франции применяли самолеты против повстанцев Марокко, Алжира и Туниса. В Первой Балканской войне Bleriot XI использовался обеими воюющими сторонами[1].

В начале боевых действий Первой мировой войны самолеты применялись для разведки и в некоторых случаях для бомбометания. Но появление у немцев самолетов-истребителей положило конец военной карьере тихоходных невооруженных аэропланов. К весне 1915 года все уцелевшие Bleriot XI перевели в учебные подразделения[1].

Конструкция

Описана конструкция самолетов выпуска 1910 - 1911 годов.

Bleriot XI - одномоторный цельнодеревянный расчалочный моноплан классической схемы с верхнерасположенным крылом и неубирающимся шасси.

Фюзеляж - прямоугольного сечения. Каркас фюзеляжа ферменный состоит из четырех лонжеронов с распорками, усиленный растяжками из рояльной проволоки. Материал сосна. В передней части фюзеляж обшивался фанерой, в задней части обшивка отсутствовала. В носовой части фюзеляжа крепилась моторама с двигателем и шасси. Затем места пилота и пассажира, кресло пилота справа. Кресла располагались бок о бок в варианте Bleriot XI-2 bis или одно за другим в варианте Bleriot XI-2 Tandem[1].

Крыло - двухлонжеронное, прямоугольное в плане с закругленными законцовками. Каркас крыла два лонжерона из ясеня и нервюры из сосны. Обшивка полотно. Передний лонжерон крепится к фюзеляжу на разъёмах из стальных труб, задний лонжерон крепится к фюзеляжу на винтах. Вся конструкция усилена растяжками из стального троса[1].

Хвостовое оперение - безкилевое с рулем направления и стабилизатором, установленным под хвостовой частью фюзеляжа. Руль направления крепится к фюзеляжу с помощью стальных петель. Руль высоты навешивается на стабилизатор с помощью шарнирного соединения. Каркас оперения из стальных труб. Обшивка полотняная[1].

Шасси - двухопорное с хвостовым костылем. Опоры, состоящие из двух стоек, крепятся к деревянным горизонтальным балкам, выступающим из передней части фюзеляжа. Колеса установлены на оси соединяющие опоры. Колеса поворотные, самоориентирующиеся с шинами, тормоза отсутствуют. Амортизация рычажно-пружинная. В качестве костыля использовалось колесо или две перекрещивающиеся металлические дуги[1].

Силовая установка - один поршневой 7-цилиндровый звездообразный ротативный двигатель воздушного охлаждения. На самолет устанавливали следующие двигатели:

Gnome 7 Omega - 50 л.с.; Gnome 7 Lambda - 80 л.с.; Gnome 14 Omega-Omega - 100 л.с. Двигатель устанавливался на стальной мотораме, крепящейся к носовой части фюзеляжа. Моторама сверху и по бокам закрывалась листовым алюминием. Воздушный винт деревянный двухлопастный диаметром 2,3 м. Топливный и масляный баки установлены позади моторамы и в центральной части фюзеляжа[1].

Управление - тросовое. Управление рулем высоты осуществлялось с помощью рулевой колонки, рулем направления с помощью педалей. В связи с отсутствием элеронов поперечное управление производилось рукояткой регулирующей перекашивание крыла (гоширование).

На самолете был установлен указатель скорости, тахометр и авиагоризонт[1].

Лётно-технические характеристики

  • Размах крыла — 7-8 м
  • Длина — 7 м
  • Высота — 2,65 м
  • Площадь крыла — 20,90 м2
  • Масса:
    • пустого самолёта — 350 кг
    • максимальная взлётная — 570 кг
  • Тип двигателя — 1 ПД Gnome
  • Мощность — 1 х 50 (70) л.с.
  • Максимальная скорость — 106 км/ч
  • Крейсерская скорость — 86 км/ч
  • Продолжительность полёта — 3.5 ч
  • Практический потолок — 1000 м
  • Экипаж — 1-2 человека

Галерея

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 С. Острожинский. Доисторическая авиация. Bleriot XI

Ссылки