Ятвяги

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ятвяги на карте VIII века
Народы Восточной Европы в конце IX — начале X вв. Балтийские племена обозначены бежевым
Ятваги на карте «Польша и соседние страны» (1000 год). Немецкая карта 1908 года
Карта расселения балтийских народов ок. 1200 года

Ятвя́ги (судовы[1], дайнавы[2]; др.-рус. ѩтвѧги, ѩтвѧзь, ѩтвезь[3]) — балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам. Бесписьменный ятвяжский язык принадлежит к западной ветви балтской группы индоевропейской языковой семьи. В раннее средневековье испытывали сильное влияние литовских племён и уже на начальных этапах формирования Великого Княжества Литовского были отчасти ассимилированы в южной части Дзукии. Начиная с XII века ятвяги участвовали в этногенезе литовской, белорусской и польской народностей.

Территория, занимаемая ятвагами, называлась Ятвагией[4].

Название

Обращение к письменным источникам показывает, что принятая в некоторых исследованиях классификационная схема, согласно которой ятвяги, судовы, дайновы и поллексяне (полешане) были четырьмя частями одного целого «племени», не соответствует действительности: в XIII веке все эти названия функционировали в разных языковых традициях для обозначения одной и той же реальности[5].

Археологические источники

Каменные курганы ятвягов известны в южном Занеманье и на северо-востоке Польши в первые века нашей эры. В IV—VI веках они распространились и на правом берегу Немана до реки Стревы. В IV—V веках хоронили чаще всего, не кремируя, по одному в кургане, в яме, выкопанной под насыпью. Яма над умершим заложена камнями, из камней сложена центральная часть кургана, затем засыпана землёй и сложен венок из камней. Мужчин хоронили головой на север, с копьём у бока (наконечник клали у головы), с щитом на ногах, иногда в могиле находят нож, булавку.[6] Могилы с трупосожжением V—VI веков находят в небольших ямах или в центре насыпи, сложенной из камней, они обложены камнями. Такие могилы V—VII веков обнаружены только в Южном Занеманье и культуры восточнолитовских курганов[7]. В насыпи между камнями находят 1-2 могилы. Погребальный инвентарь немногочислен — наконечник копья, изредка умбон щита, нож, фрагменты фибулы или браслета.[8]

С конца I тысячелетия на территорию Судавии с востока начали активно проникать славянские дреговичи и волыняне (на месте одного из их поселений X века позднее и возник город-крепость Городенъ). Основными занятиями ятвягов в то время были земледелие, молочное животноводство, рыболовство, торговля и пчеловодство.

Ареал расселения

Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все с помощью божьею покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали….

  • В Дублинской летописи середины XIII столетия район проживания ятвягов характеризуется следующим образом:

На востоке [Прусии], в направлении Руси (Russiam), к ней присоединяется Ятвезия (Jetwesya). Её начал крестить я с товарищем. За Пруссией, на север от этого народа, лежит Самбия (Zambia)[9].

  • Польский историк Матвей Меховский в «Хронике Польский, Литовской, Жмудской и всей Руси» записал:

Их стольным городом и замком был Дрогичин, существующий и ныне. Начиная с Волина, они заселили все Подляшье до самой Пруссии, а также владели замком Новогрудок и окрестными волостями в Литве… Ныне они ещё частично остались около Новогрудка Литовского, также около Райгарда (Rajgrodu) и Инстербурга (Isterboka) в Пруссии, а также в Курляндии и Лифляндии. А ещё их землица есть около Великого Новгорода Московского, [там] они зовутся ижорянами (Igowiany), чему я и сам свидетель.

Ятъвежи были едного народу з литвою и з прусами старыми, з готтов пошли, которых столечное место было Дорогичінъ, а Подляшье все аж до Прус, з Волыня почавши, осевши были, Новгородок Литовскиі и околичниі волости держали.

  • Известный белорусский путешественник и писатель XIX века Павел Шпилевский в своих очерках под названием «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» про ятвягов в Беловежской пуще написал следующее:

Въ этихъ-то лесахъ [ Беловежская пуща ] по преимуществу жило некогда известное литовское племя ятвяги, одевавшіеся въ медвежьи шкуры; тутъ некогда получилъ известность своими набегами на соседнія владенія древней Руси и Польши предводитель, или князь ихъ Комятъ, котораго деянія до сихъ поръ воспеваются въ народныхъ песняхъ Гродненской и Ковенской губерній. Тутъ были капища и божницы ятвяговъ, где совершались жертвоприношенія криве-кривейтами, державшими народъ, въ грубомъ невежестве… Жители пущи большею частью казённые крестьяне и составляютъ какое-то отдельное племя, не то литовское, не то русское; языкъ ихъ — смесь древне-литовскаго съ русскимъ, малороссійскимъ и полесскимъ; одежда — полесская.[10].

История

Щит в ознаменовании победы Лешека Чёрного над Ятвагами

Матвей Меховский в «Хронике Польский, Литовской, Жмудской и всей Руси» отмечал, что ятвяги могли быть одного происхождения с языгами-метанастами (Jazygami Metanasti), частично оставшимися в Венгрии над рекой Тиссой.

В древности ятвяжские племена населяли междуречье Нарева и Немана (так называемую Судавию). В X—XI веках ятвяги занимали основную часть будущего Подляшья.

В X—XII веках южные и восточные окраины ятвяжского края неоднократно подвергались нападениям со стороны киевских великих князей.

Из летописи Панцырного и Аверки:

В 974 году. Побивши Ольга ятвягов и печенегов и переправившись через реку Двину, заночевав с войском возле понравившейся горы, поставила замок деревянный, назвала от реки Витьбы Витебском[11].

В 983 году, после удачного похода на ятвягов, в Киеве было решено по жребию принести в жертву юношу Иоанна, сына варяга Федора. Отец заступился за сына, толпа язычников убила того и другого (память их 12 июля).

В 1038 году войска Ярослава Мудрого совершили поход на ятвягов.

В 1058 году польский король Казимир I после победы, одержанной над ятвягами на реке Мзуре, даровал новый герб отважному рыцарю, подавшему знак горящей стрелой. В литературе по геральдике герб известен под названием Лис.

С XII века западная часть ятвяжских земель была подчинена Мазовии, южной частью Судавии в XII—XIII веках время от времени владело Галицко-Волынское княжество, затем Судавия (с центром в г. Райгород) входила в состав Великого княжества Литовского.

В 1112 году — «Ярослав ходи да Ятвязе сын Святополчь и победи я». (Ипатьевская летопись).

В 1196 году — на ятвягов совершил поход князь Романа Мстиславович.

В XIII веке в Ипатьевской летописи ятвяги упоминаются в качестве грозного противника для земель Галицко-Волынского княжества. Ятвяги делились на несколько независимых образований, выступавших под разными именами (судовы, дайнавы, полешане, злинцы, покенцы, крисменцы)[12].

В 1229 году волынские князья Даниил и Василько отправились на помощь мазовецкому князю Конраду, «оставиша в Берестии Володимера Пиньского и Угровьчане и Берестьяны, стеречи земле от Ятьвязь»[13].

В год 6756 (1248). Воевали ятвяги около Охоже и Бусовна и всю страну ту покорили, пока ещё Холм не был поставлен Даниилом. Василько погнался за ними из Владимира, настиг их у Дорогичина на третий день пути из Владимира. В то время, когда они бились у дорогичинских ворот, и настиг их Василько. Они повернули против Василька, но, не выдержав натиска его, с божьей помощью, обратились в бегство злые язычники. И нещадно избивали их, и гнали их много поприщ, и было убито сорок князей, и многие другие были убиты, и не устояли ятвяги. И послал Василько весть об этом брату своему в Галич. И была большая радость в Галиче в тот день. Василько был среднего роста, отличался умом и храбростью; он много раз сам побеждал язычников, и много раз Даниил и Василько посылали войска на них. Так Скомонд и Борут, свирепые воины, были убиты посланными. Скомонд был волхв и знаменитый гадатель по птицам; скорый, как зверь, пешком ходя, он завоевал Пинскую землю и другие области; и был убит нечестивый, и голова его была воткнута на кол. И в другие времена, по божьей милости, перебиты были поганые, о которых не хотим писать,- так много их было….И так они шли, разоряя и сжигая землю Ятвяжскую, и когда перешли реку Олег, то хотели остановиться в лощине; увидев это, князь Даниил воскликнул, сказав: „О мужи-воины! Разве вы не знаете, что христианская сила в широком пространстве, а поганым — в узком, им привычна битва в лесу“. И они прошли теснину, захватывая врагов в плен, и вышли в чистое поле, и встали станом. Ятвяги же, несмотря ни на что, нападали на них, а русские и ляхи гонялись за ними, и многие князья ятвяжские были убиты; и гнали их до реки Олега (Лыка), и прекратилась битва.

В 1247 году, сообщает Густынская летопись, «многая быша брани князем Литовским со Ятвяги». Литовские князья обратились за помощью к Даниилу Романовичу Галицкому, который после долгой борьбы победил ятвягов и наложил на них дань, «и отселе Ятвягове начаша давати дань Русским»[14].

В 1251 году ятвяги и войско Данилы оказали помощь жемайтскому князю Викинту при нападении на замок Миндовга Воруту (Руту).

В 1254 году вице-ландмейстер Пруссии Буркхард фон Хорнхаузен заключает соглашение о военной помощи с галицким князем Даниилом и мазовецким князем Земовитом. Основным пунктом этого соглашения была передача «третьей части [земли Ятвяжской]», которую ещё предстояло завоевать, князьям «и их детям <…> со всеми правами и властью мирской <…> в вечное владение» в обмен на военную помощь и иные услуги в борьбе против этого племени и «любого другого, воюющего против веры христианской». Кроме того, орденские братья обязывались также не вступать в контакт с врагами других сторон и не препятствовать желанию своих подданных помогать в конфликтах князьям мазовецкому и галицкому против их врагов.

В 1256 галицко-волынский князь Данила разгромил объединённое войско ятвягов при Привище (в 15 км на запад от современного Августова).

По свидетельству грамоты Миндовга 1259 года, историческая область Дайнова в его время называлась некоторыми Яцвезин.

Сандомирский князь и король Польши Болеслав V Стыдливый (1226—1279) совершил несколько походов против племён ятвягов и основал в Лукуве, на восточной границе своего княжества, епархию для христианизации язычников. Однако все его попытки были тщетны.

В 1264 году Болеслав нанёс решительное поражение ятвягам во главе с бесстрашным князем Коматом, которому белорусский поэт Ян Чечот посвятил стихотворение «Про ятвяга Комата. 1264 г.» в рифмованной истории Великого княжества Литовского под названием «Песни о древних литвинах до 1434 года».

В 1273 великий князь литовский Тройден помог войском ятвяжскому князю из Судавии Сколоменду в походе на Кульмскую землю.

В том же году четыре ятвяжских князя с князьями Галицким и Владимирским заключили мирный договор.

В 1280 Тройден послал войско на помощь Сколоменду при набеге на Самбию.

В 1282 ятвяги напали на Люблин и опустошили его окрестности. Польский король Лешек Чёрный отправился за ними в погоню, настиг и победил в кровавом сражении между реками Нарев и Неман.

В последних десятилетиях XIII века северная часть Судавии попала под контроль Тевтонского ордена (после этого многие ятвяги переселились в Литву). Но после его разгрома в Грюнвальдской битве (1410) по условиям Мельнского мира 1422 года вся Судавия опять вошла в состав Великого княжества Литовского.

К XVII веку все или почти все ятвяги были ассимилированы литовцами, белорусами и поляками-мазовшанами. В 1860 году при переписи населения в южной части [Гродненская губерния|Гродненской губернии]] 30929 человек назвались ятвягами[15].

Ятвяжские династии

По мнению белорусских исследователей Анатолия Тараса и Артура Прокопчука, король Миндовг был выходцем из ятвяжско-погезанских земель. Династия Гедиминовичей в Великом княжестве Литовском, возможно, также была ятвяжского происхождения. На данный факт указывает памятник древнерусской литературы «Задонщина»:

И молвит Андрей Ольгердович брату своему Дмитрию: «Оба мы, два брата, сыновья Ольгердовы, а внуки Гедиминовы, а правнуки Сколомедовы».

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ятвяги // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Кибинь, 2017, с. 791.
  3. Вестник Императорского русского географического общества. Ч. 16. — СПб., 1856. — С. 126
  4. Ятваги Архивная копия от 24 января 2019 на Wayback Machine // Советская историческая энциклопедия
  5. Кибинь А. С. Ятвяги в X—XI вв.: «балтское племя» или «береговое братство»? // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — 2008. — № 2(4). — С. 117—132. Архивировано 2 июня 2023 года.
  6. Adolfas Tautavicius. Vidurinis geleznies amzius Lietuvoje (V—IX) a.Vilnus.1996, P. 365.
  7. Таутавичюс A. Восточнолитовские курганы // Вопросы этнической истории народов Прибалтики. По данным археологии, этнографии и антропологии. — М., 1959. — T. 1. — С. 128—153.
  8. Adolfas Tautavicius.Vidurinis geleznies amzius Lietuvoje (V—IX) a.Vilnus.1996, P. 366.
  9. «Описание земель». Анонимный географический трактат второй половины XIII в. // Средние века. — М.: Наука, 1993. — Вып. 56. — С. 206—225.
  10. Шпилевский П. М. Путешествие по Полесью и Белорусскому краю. — Мн., 1992.
  11. Сапунов А. П. Витебская старина. Т. 1. — Витебск, 1883.
  12. Кибинь - К этимологии терминя ятвяги. philology.ru. Дата обращения: 12 августа 2019.
  13. Цит. по: Иванов П. А. Исторические судьбы Волынской земли с древнейших времен до конца XIV века. — Одесса. — 1895. — С. 76.
  14. ПСРЛ, II, 342.
  15. Языки мира: Балтийские языки.. prussia.online (8 апреля 2021). Дата обращения: 18 февраля 2024.

Литература

  • Барсов Н. П. Очерки русской исторической географии. География начальной (Несторовой) летописи. — 2-е изд. — Варшава: Тип. К. Ковалевского, 1885. — 371 с.
  • Зверуго Я. Г. Верхнее Понеманье в IX—XIII вв. — Минск: Наука и техника, 1989. — 208 с.; ил.
  • Ятвяги / Кибинь А. С. // Шервуд — Яя [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 791. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 35). — ISBN 978-5-85270-373-6.
  • Ятвяги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Зинкявичюс З. Польско-ятвяжский словарик? // Балто-славянские исследования 1983. М., 1984. С. 3—29.
  • Орёл В. Э. Хелимский Е. А. Наблюдения над балтийским языком польско-«ятвяжского» словарика // Балто-славянские исследования 1985. — М., 1987.
  • Отрембский Я. С. Язык ятвягов // Вопросы славянского языкознания. — 1961. — № 5. — С. 3—8.
  • Судник Т. М. Диалекты литовско-славянского пограничья. — М., 1975.
  • Tautavicius A. Jotvingiai, dainaviai, suduviai, poleksenai ir… // Lietuvos mokslas. — Vilnius. — 1994. — II t. — 1 (2) kn. — P. 4—14.
  • Nalepa J. Polekszanie (Polexiani), plemie jacwieskie u poіnocnowschodnich granic Polski // Rocznik Bialostocki. T. VII.- Bialystok, 1968. — S. 3—74.
  • Lowmianski H. Studia nad poczatkami spoleczenstwa i panstwa litewskiego. T. 1. Wilno. — 1931. — S. 17—19; T. 2. Wilno. — 1932. -S. 105—109.

Ссылки