Эмиль, или О воспитании

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эмиль, или О воспитании
Издание на русском языке (1912)Издание на русском языке (1912)
Автор Жан-Жак Руссо
Жанр трактат
Язык оригинала французский
Оригинал издан 1762

«Эмиль, или О воспитании» (фр. Émile ou De l’éducation) — роман-трактат французского философа Жан-Жака Руссо об искусстве обучения, опубликованный в 1762 году.

Автор считал этот трактат лучшим и самым важным из всех своих сочинений[1]. «Эмиль» повлиял на изменения, происходившие во французском образовании во времена Великой французской революции[2]. Трактат также оказал воздействие на философию образования, повлиял на известных педагогов, таких как Иоганн Бернхард Базедов, Иоганн Генрих Песталоцци и Фридрих Фребель[3].

Некоторые исследователи называют данный трактат первой полной работой по философии образования на Западе, а также одним из первых романов воспитания[4].

Отмечают, что «Эмиля» нельзя воспринимать как практическую программу воспитания, его следует рассматривать как утопическую, идеальную его модель[5].

В центре произведения — история взросления Эмиля, которая позволяет показать, как воспитывать идеального гражданина.

Содержание

Структура

Текст разделён на пять книг: первые три посвящены Эмилю-ребёнку, четвёртая — Эмилю-подростку, а пятая — описанию образования подруги и будущей жены Эмиля Софи, а также его семейной и общественной жизни[6].

Идеи

Титульный лист первого издания

Руссо в трактате пытается решить фундаментальные политические и философские вопросы об отношении между индивидом и обществом. Так, философ задаётся вопросом о том, как человек может сохранить врождённую добродетель, являясь при этом частью развращающего общества. Автор стремится описать систему образования, позволяющую естественному человеку, о котором он говорит в «Общественном договоре» (1762), выжить в существующем обществе[7].

Руссо выделял три этапа воспитания: воспитание природой, воспитание вещами и воспитание человеком.

Воспитание природой включает развитие внутренних органов и способностей ребёнка. Воспитание вещами — приобретение опыта благодаря предметам внешнего мира, которые влияют на нас. Воспитание человеком заключается в наставнике, который учит ребёнка пользоваться своим внутренним развитием[8].

Гуманитарные дисциплины Руссо считал ненужными, поэтому список образовательных предметов главного героя романа состоял в основном из естественных наук[9].

Руссо пишет о том, что:

  • наставник должен учитывать природные склонности ребёнка и воздействовать на него собственным положительным примером[10];
  • не нужно заставлять ребёнка заучивать материал, так как он всё равно сотрётся из его памяти: «Эмиль никогда не будет учить ничего наизусть»[11].
  • любое занятие может стать скучным, если отягощать ум ребёнка чрезмерной теорией[12];
  • в воспитательную программу должны входить физические упражнения, так как «хворое тело ослабляет душу»[13].

Особенности

Отмечают, что наиболее ценным первоисточником для гендерного анализа в образовательных целях является данный трактат Руссо, в пятой части которого представлена первая в истории западноевропейской педагогики наиболее завершённая концепция воспитания полов в обществе. В отличие от более ранних педагогических трактатов — «Мысли о воспитании» и «Что изучать джентльмену» Дж. Локка и «О воспитании женщин» Ф. Фенелона, Руссо изложил систему воспитания обоих полов во взаимосвязи и взаимодействии, теоретически обосновал «природосообразность» и специфику воспитания мальчика и девочки[14].

Публикация

Из-за «Исповедания веры савойского викария», одной из частей работы, трактат был запрещён в Париже и Женеве и публично сожжён в год его первой публикации[15].

Трактат в XVIII столетии в России полностью не публиковался, так как в 1763 году императрица Екатерина II запретила ввоз и продажу иностранного издания романа[16].

Примечания

  1. Rousseau, Jean-Jacques. The Confessions. Trans. J.M. Cohen. New York: Penguin (1953), 529—530.
  2. Jean Bloch traces the reception of Emile in France, particularly amongst the revolutionaries, in his book Rousseauism and Education in Eighteenth-century France Oxford: Voltaire Foundation (1995).
  3. To which he gave the name of Philanthropinum. web.archive.org (12 мая 2013). Дата обращения: 5 мая 2021.
  4. Rousseau, Jean-Jacques. Emile. Trans. Allan Bloom. New York: Basic Books (1979), 6.
  5. Сам Руссо писал: «Речь идёт о новой системе образования, схему которой я предлагаю для изучения, а не о методе для отцов и матерей, о котором я никогда и не думал» (см. Peter Jimack, Rousseau: Émile. London: Grant and Cutler, Ltd. (1983), 47).
  6. Wilson Alves de Paiva. The formation of man in Rousseau's Émile // Educação e Pesquisa. — 2007-08-XX. — Т. 33, вып. 2. — С. 323–333. — ISSN 1517-9702. — doi:10.1590/S1517-97022007000200010.
  7. William Boyd. The Educational Theory of Jean Jacques Rousseau. — Russell & Russell, 1963. — 452 с. — ISBN 978-0-8462-0359-9.
  8. Dictionnaire européen des Lumières. — Paris, 1997. — с. 372.
  9. Буянова Анна Сергеевна, Валегина Карина Олеговна. ФРАНЦУЗСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ЭПОХИ ЕКАТЕРИНЫ II // Образовательные ресурсы и технологии. — 2020. — № 2 (31).
  10. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. — СПб., 1912. — 191 с. — с. 73
  11. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. — СПб., 1912. — 191 с. — с. 93
  12. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. — СПб., 1912. — 191 с. — с. 98
  13. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. — СПб., 1912. — 191 с. — с. 30
  14. Штылева Любовь Васильевна. Гендерный подход в курсе истории педагогики // Высшее образование в России. — 2011. — № 7.
  15. Jean-Jacques Rousseau. Rousseau's Émile: or, Treatise on education. — Appleton & Company, 1908. — 390 с.
  16. Собственноручное распоряжение императрицы Екатерины II о непродаже в России Эмиля Руссо и других иностранных книг 1763 г — Л. 1.