Эвокаты

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Эвока́т (лат. evocatus, мн. ч. evocati) — солдат Римской армии, отслуживший срок и вышедший в отставку, но вернувшийся на службу добровольно по приглашению (лат. evocatio) консула или другого командира[1]. Такие добровольцы пользовались особо почётным положением в войске, как опытные, закалённые солдаты. Их выделяли в особые отряды, чаще всего состоявшие при полководце как его личная охрана и особо доверенная гвардия[2].

Раньше I века до н. э. эвокаты встречаются сравнительно редко; учащаются упоминания о них в эпоху великих полководцев-политиков — Мария, Помпея, Октавиана Августа. Почти никто из полководцев того времени не отказывает себе в подобных отрядах; выдающуюся роль они играют в гражданских смутах, когда ими часто усиливают новонабранные армии и для этого распределяют в известном числе по отдельным тактическим единицам[2].

По положению своему эвокаты приближаются к центурионам. Жалованье они получают высокое. Привлекает их обыкновенно в ряды войска, помимо преданности вождю, обещание особого вознаграждения по окончании того дела, для которого они вызваны. Их подвергали, однако, и обычным солдатским чернорабочим тяготам. С появлением регулярной армии и с упрочением как принципа набора, главным образом, желающих в эпоху Империи отряды эвокатов становятся все более и более редки, но появляется особый корпус лат. evocati Augusti, в отличие от которых солдаты на сверхсрочной службе зовутся обыкновенно лат. revocati. Evocati Augusti — создание императора Октавиана Августа[2].

Сведения о них имеются преимущественно в надписях, количество которых сравнительно велико. Путём комбинации надписей и немногих литературных данных Теодору Моммзену удалось установить следующее. Императорские эвокаты составляют корпус бывших преторианцев (обыкновенные легионеры встречаются сравнительно редко), распределённый в Риме и в других гарнизонах; состоят эвокаты и при преторианских когортах, и при легионах. Здесь они занимают сравнительно высокое положение: эвокат может рассчитывать сделаться центурионом. Получают они не жалованье (лат. stipendium) солдат, а особое (более значительное) вознаграждение (лат. sularium). При каждой тактической единице состоит во всяком случае не один эвокат[2].

Там, где в надписях указываются специальные функции эвокатов, это функции не военные, а военно-гражданские, относящиеся главным образом к хозяйственной жизни отрядов: здесь и лат. agrimensor (землемер) для нужд легионного землевладения (лат. territorium legionis[3]), и императорский архитектор (лат. architectus armamentarii imperatoris[4]), и тюремный регистратор (лат. acommentariis custodiarum[5]), и т. п. Основным делом эвокатов было, судя по одной надписи[6], заведование провиантской частью в легионах, с чем, может быть, надо сопоставить титул лат. maioriarius mensorum[7] (старший перемерщик, может быть, глава лат. mensores frumentarii войсковых частей[8]). Важную роль играли эвокаты в хлебном довольствии преторианцев и городских солдат (лат. urbani) в Риме. Судя по появлению их имён на свинцовых марках хлебных раздач, они были посредниками между солдатами и ведавшими хлебными раздачами чиновниками с тех пор, как при Нероне преторианцы включены были в лат. plebs frumentaria, то есть городское население, пользовавшееся правом дарового получения государственного хлеба.

Словом, evocati Augusti были корпусом лиц, приобретших за время службы некоторые технические и хозяйственные познания, которые и использовались для организации и контроля в хозяйственной, технической и канцелярской жизни войск. Технические и хозяйственные функции выделяли эвокатов из настоящих солдат, придавая им более гражданский характер. Соответственно этому их инсигнией была простая палка. Институт эвокатов существовал до времён поздней империи.

См. также

Примечания

  1. Дион Кассий, 45.12
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Ростовцев М. И.,. Эвокаты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Corpus inscriptionum latinarum (далее — CIL), III, 586
  4. CIL, VI, 2725
  5. CIL, XI, 19
  6. CIL, VI, 2893
  7. CIL, VI, 3445
  8. CIL, V, 936, 937

Литература