Шафиитский мазхаб

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Шафиитский мазхаб
араб. المذهب الشافعي
География распространения мазхабовГеография распространения мазхабов
Общие сведения
Другие названия Шафиизм
Основание на рубеже VIII—IX вв.
Основатель Мухаммад аш-Шафии
Осново­положники
Вероисповедание
Религия ислам
Течение суннизм
Вероубеждение ашариты
Источники права Коран, сунна, иджма, кияс, истихсан, истисхаб
Союзники суннитские мазхабы
Распространение
Страны
список:
Египет, Сирия, Малайзия
Палестина, Ирак, Сомали
Ливан, Индия, Пакистан
Индонезия, Иордания, Сев. Азербайджан, Коморские о-ва
Регионы РФ: Дагестан, Чечня, Ингушетия
Современные представители Аль-Хин, Аш-Шурбаджи
Мустафа аль-Буга, Аз-Зухейли

Шафии́тский мазха́б (араб. المذهب الشافعي‎) — одна из правовых школ в суннитском исламе, основателем которой является Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. Этот мазхаб сложился под сильным влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности[1].

Источники

Для вынесения правового решения (фетвы) шафиитские правоведы используют Коран, Сунну пророка Мухаммеда, единодушное мнение авторитетных правоведов, мнение сподвижников пророка Мухаммеда, суждения по аналогии, и истисхаб.

  • Коран и Сунна рассматриваются совместно как единое Откровение[2]. Апеллировать к Сунне можно лишь в случае, когда в Коране нет буквального подтверждения той или иной мысли; при этом хадисы, переданные мединцами, принимаются безоговорочно[1].
  • Иджма рассматривается как дополнение к Корану и Сунне, к которому можно обращаться в случае, если ни в Коране, ни в Сунне нет полной ясности по какому-то вопросу. Берутся во внимание решения по этому вопросу, которые были приняты только муджтахидами-мединцами[1].
  • Кияс можно использовать только для выбора нужного материала из предыдущих источников[1].
  • Истихсан (применение предпочтительного мнения в случае, если формально верное применение кыяса ведёт к противоречию с другими постулатами религии) полностью отвергается[1].
  • Из маликитского мазхаба заимствован принцип выведения правового решения на основе свободного суждения о его общественной пользе или на основе норм обычая (урф)[1]. По другим данным, истислах в шафиитском мазхабе отвергается[2].
Карта распространения мазхабов.

Распространение

Начиная со 199 года хиджры шафиитский мазхаб приобрёл большую популярность в Египте. Длительное время он преобладал в Иране и сохранил последователей, несмотря на то, что официальной идеологией государства является сегодня шиизм. В Ираке и Мавераннахре шафиитский мазхаб спорил в популярности с ханафитским. Сегодня он является доминирующим в Сирии, Ливане, Палестине и Иордании, имеет многочисленных последователей в Ираке, Пакистане, Индии, Малайзии, Брунее и бóльшей части Индонезии, на крайнем юге Таиланда и мусульманской части Филиппин. В Российской Федерации шафиитский мазхаб ислама доминирует в Чечне, Ингушетии и бóльшей части Дагестана (нигде кроме этих трёх республик, данный мазхаб не распространён на территории постсоветского пространства)[3][4]. Положения шафиитского мазхаба легли в основу законодательства Сомали, Коморских Островов и других исламских государств[5].

Шафиитская литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Боголюбов А.С. Шафиитский мазхаб // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 295-296. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2.
  2. 2,0 2,1 Али-заде А. А. Шафиитский мазхаб // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8. (CC BY-SA 3.0)
  3. Абу́ Абда́ллах Мухаммад ибн Идри́с аш-Ша́фии Архивная копия от 21 июня 2013 на Wayback Machine deprel.ru
  4. Конфессиональный состав населения России freereligion.ru
  5. 5,0 5,1 Гогиберидзе, 2009, с. 252.

Литература