Чёрное Солнце (оккультный символ)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис


«Чёрное Солнце»

«Чёрное Солнце» (нем. Schwarze Sonne) — нацистский символ[1], разновидность солнечного колеса (нем. Sonnenrad[2][3]), использовавшийся в нацистской Германии, а затем в неонацизме[1].

Состоит из двенадцати радиальных рун зиг, похожих на символы, используемые на эмблеме СС. Имеет исторические прототипы, но современный символ впервые появился в нацистской Германии как элемент дизайна замка в Вевельсбурге, реконструированного и расширенного главой СС Генрихом Гиммлером, который намеревался сделать замок центром СС. Остаётся неизвестным, имел ли этот символ название и какое-то особое значение среди СС[4].

Сам термин «Чёрное Солнце» появился в сочинениях основателя эзотерического гитлеризма Мигеля Серрано и бывшего эсэсовца Вильгельма Ландига. Ландиг формирует концепцию «Чёрного Солнца» как графического символа, заменяющего свастику и мистического источника энергии для возрождения «арийской расы»[1].

Название «Чёрное Солнце» применительно к данному символу стало широко использоваться после публикации в 1991 году оккультного романа-триллера «Чёрное солнце Таши Лунпо», написанного автором под псевдонимом Рассел МакКлауд  (англ.). Книга связывает мозаику Вевельсбурга с неонацистской концепцией «Чёрного Солнца», изобретенной бывшим офицером СС Вильгельмом Ландигом в качестве замены нацистской свастики и символа мистического источника энергии, который должен был обновить «арийскую расу»[5][6].

Предыстория

Предположительно, понятие «Чёрное Солнце» впервые в оборот ввела Елена Блаватская, которая в своей работе «Тайная доктрина» упоминала «центральное солнце»[7]. Однако в указанной книге данный термин вообще не встречается, а упоминаемый Блаватской термин «Центральное духовное Солнце», как незримый центр, вокруг которого образуются и движутся планетарные системы, рассматривается ею как источник Света, рассеивающего полную Тьму: «Хаос прекращается в силу сияния Луча Изначального Света, рассеивающего полную Тьму при помощи великой магической силы Слова (Центрального) Солнца»[8]. Бытует мнение, что именно этот Свет гностики называли «творческим светом». Также это явление путают с Нетварным cветом или Фаворским cветом, учение о котором имеют православные исихасты-паламиты.

Также Блаватской пытаются приписать понятие «чёрного света», отождествляемого с «тайным арийским учением», которое было вынесено с далёкого Севера. Якобы Блаватская связывала культовые обряды «центрального солнца» с легендарным древним народом, который жил за полярным кругом. Однако А. В. Васильченко, в своей книге пишет: «В еврейской каббалистике мы можем найти „чёрный свет“»[7].

Несмотря на все эти измышления, Рюдигер Зюннер в своём фильме 1998 года «Чёрное солнце. Предыстория нацизма», прямо говорит следующее: «Блаватская, безусловно, не была предшественницей нацистов. Но неопределённости её тайного учения, основанного на мифах и видениях, стало источником последующих широко распространённых измышлений»[9].

В 1910 году Гвидо фон Лист писал о «первоогне», который нельзя увидеть и который являлся, по его мнению, у «арио-германцев» Богом[7]. Оккультист Перит Шоу в «Будущем Германии с точки зрения космологического развития» связывает «центральное солнце» со своим убеждением, что имеется незримый центр, вокруг которого вращаются все планетарные системы, обращающиеся с циклом в 26 тыс. лет, и в 1923 году призвал готовиться к вступлению в «Эпоху Водолея» (в наше время эти астрологические идеи используются в теории «Нью Эйдж»)[7].

Нацистская Германия

Зал обергруппенфюреров в замке Вевельсбург, Германия

В нацистской Германии к понятию «Чёрного Солнца» добавился пангерманский смысл, оно было введено в оборот Карлом Вилигутом. Эмиль Рюдегер и Рудольф Мунд объясняли, что свет «Чёрного Солнца» придавали нордической расе особенные способности и привлекали германскую мифологию, в которой упоминался бог молний Фарбаути. Так как теперь небесное тело Чёрное Солнце уже нельзя увидеть, так как оно потеряло свою силу, то узреть его могут только высокодуховные личности, прибегающие для этого к медитации и массажу зобной железы. Непосвящённые люди, которые видели «Чёрное Солнце», становились безумными[7].

В 1933 году рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, приобрёл замок Вевельсбург в Германии. Гиммлер намеревался превратить это здание в центр СС, и между 1936 и 1942 годами он приказал расширить и перестроить здание для церемониальных целей[4]. В результате реконструкции Гиммлера на белом мраморном полу северной башни здания, в зале обергруппенфюреров появляются символ из двенадцати темно-зеленых радиально расположенных рун зиг, таких, как на эмблеме СС. Николас Гудрик-Кларк описывает этот «уникальный дизайн солнечного колеса СС» как «чёрный диск, окруженный двенадцатью радиальными рунами зиг»[5].

Значение изображения в Вевельсбурге остаётся неизвестным. Учёные предполагают, что художник, мог черпать вдохновение в мотивах на декоративных дисках Меровингов (орнаментальный диск  (англ.)). Гудрика-Кларка отмечает: «было высказано предположение, что это солнечное колесо с двенадцатью спицами восходит к декоративным дискам Меровингов периода раннего Средневековья и должно представлять видимое солнце или его прохождение через месяцы года. Эти диски обсуждались в научных публикациях во времена Третьего рейха и вполне могли послужить образцом для дизайнеров Вевельсбурга»[5].

Послевоенный период

«Чёрное Солнце» появляется в сочинениях основателя эзотерического гитлеризма Мигеля Серрано[10] и бывшего эсэсовца Вильгельма Ландига[11].

Ландиг формирует концепцию «Чёрного Солнца» как графического символа, заменяющего свастику и мистического источника энергии для возрождения «арийской расы»[1].

Серрано называет себя «эзотерическим гитлеристом», полагая, что это может быть новой религией, способной трансформировать «материалистического человека современности в нового героя-идеалиста», и даже больше, чем религия: это «путь превращения героя в Бога».

В 1984 году Серрано опубликовал книгу под названием «Адольф Гитлер: „Последний аватара“» (Adolf Hitler, el ultimo avatara), которую посвятил «прославлению фюрера Адольфа Гитлера». В этой книге он пишет о существовании заговора, уходящего корнями в глубокую древность, направленного на замалчивание истинного происхождения человечества. Так, по его мнению, в Александрийской библиотеке были уничтожены документы, относящиеся к существованию в Первой Гиперборее живых существ из других галактик. Первая Гиперборея была духовным государством, и не попала под власть демиурга, который создал неандертальцев, с бессмысленной целью дальнейшего бесконечного размножения на земле. Гиперборейцы же не подвержены цикличности, и после своей смерти возвращаются на Землю в виде бодхисаттв только при желании. Примордиальные гиперборейцы воспроизводились с помощью духовной проекции, сила Вриль помогала им управлять, свет «Чёрного Солнца» тёк по их венам, а видели они с помощью третьего глаза.

У Серрано «Чёрное Солнце» — традиционное небесное тело. Ландиг же трансформирует символ «Чёрного Солнца» в пурпурный символ тайной всемирной сети членов СС, тайная империя которых лежит, по его мнению, в Тибете.

Роман Рассела МакКлауда

В опубликованном в 1991 году под псевдонимом Рассел МакКлауд (Russell McCloud) политическом триллере «Чёрное солнце Таши Лунпо» понятие «Чёрное Солнце» переносится на 12-конечную свастику, изображённую на напольной мозаике «Зала обергруппенфюреров» в Вевельсбурге. Центральное значение замка Вевельсбург для романа становится очевидным, если взглянуть на титульный лист первого издания, на котором как раз и изображён «Зал обергруппенфюреров» замка Вевельсбург с 12-конечной свастикой на переднем плане.

Роман очаровывал правую публику, его называли «библия в наших кругах»[12]. В апреле 1992 года он был назван «книгой месяца» в «Nation und Europa»[13]. Эйфория по поводу «Чёрного Солнца» продолжается до настоящего времени. Развился рынок утвари в стиле «Чёрное Солнце». Первым изделием на нём стали так называемые «Thule-Watch» с «Чёрным Солнцем» в качестве циферблата[14].

Рассел МакКлауд — псевдоним немецкого писателя и журналиста Штефана Мёгле-Штаделя[15] (род. в 1965) Этот детективно-приключенческий роман с элементами антиутопии был переведён на русский язык в 2012 году («Чёрное Солнце Ташилунпо») и опубликован в сети Интернет.

Современность

После 1991 года «Чёрное Солнце» используется как эмблема у многочисленных неонацистских организаций[1], которые занимаются ариософией. Этот символ проникает в ультраправую музыку в Германии — от CD «In eine neue Zeit» тюрингского композитора Файта (Veit) до CD «Democrazy» группы «Staatsfeind». Песня с этого CD воспевает Чёрное солнце в сопровождении воинственных призывов «Возьмите Чёрное Солнце и покажите его миру как знак нашей свободы…». Как крайние формы пристрастия к этому символу можно указать фолькиш-сатанистов из Чёрного ордена Люцифера (Schwarzer Orden von Luzifer), адепты которого ссылаются на учение Карла Марии Вилигута и его ученика Эмиля Рюдигера и сочетают «чёрные искусства с дьявольским ирминизмом», и Приорат «Чёрного Солнца» с соответствующей эмблемой, замок Вевельсбург представлялся им как «Чёрно-магический замок Грааля»[16].

В России эзотерические, оккультные и астрологические идеи вокруг «Чёрного Солнца» изучаются и пропагандируются сообществом «Белые традиции»[17]. Определённое распространение символ Чёрного Солнца имеет в среде хаос-гностиков, являясь синонимом метафизического уровня Чёрного Логоса[18].

«Чёрное Солнце» играет ключевую роль в компьютерной игре Wolfenstein 2009 года. По сюжету нацисты в Айзенштадте проводят эксперименты с энергией измерения Чёрного Солнца, чтобы создать на её основе сверхоружие и переломить ход Второй мировой войны, однако этому противостоит главный герой игры, Уильям Джозеф «Би-Джей» Бласковиц.

Является распространённым символом и оберегом на территории СНГ. Неоязычники часто настаивают на том, что «Чёрное Солнце» не должно ассоциироваться с нацистами, поскольку является одним из множества других символов, которые «запятнала» нацистская Германия[19].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Goodrick-Clarke, 2002.
  2. Grumke, Wagner, 2002, p. 207.
  3. Goodrick-Clarke, 2002, p. 125.
  4. 4,0 4,1 Goodrick-Clarke, 2002, pp. 148–150.
  5. 5,0 5,1 5,2 Goodrick-Clarke, 2002, p. 148.
  6. Strube, 2015, p. 339.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Васильченко, 2008, с. 597—598.
  8. Елена Блаватская. Тайная доктрина. Т. 1. Из-во «ЭКСМО», 2005. С. 313.
  9. Rüdiger Sünner Schwarze sonne. Hintergrunde des nationalsozialismus. 1998.
  10. Miguel Serranos: Das Goldene Band, Esoterischer Hitlerismus (1987)
  11. Wilhelm Landig. Трилогия «Gotzen gegen Thule» (1971), «Wolfszeit um Thule» (1980) и «Rebellen fur Thule» (1991).
  12. Sigill 11, 1996, цит. по: Tom Stallone/ Ourizo Cacho: Arun-Verlag & Gaia-Versand, A Walk in the Park, Arun in the Dark, in: Grufties gegen Rechts Bremen/ Music for a new Society (Hg.): Die Geister die ich rief…, Ausgabe 2, Juni 2000, S. 26f., hier S. 26.
  13. См. Nation und Europa 42. Jg., 1992, Heft 4, S. 66f.
  14. Norbert Hess: Die Schwarze Sonne von Tashi Lhunpo, Das Drehbuch, Engerda 1995. См. к тому же Heller/Maegerle: Thule, S. 153, 161. См. также Stefan Ulbrich, Verleger: Es ist leichter Atome zu spalten als Vorurteile…: www.arun-verlag.de/arun/selbstportraet/antwort_wenger.html.
  15. Velesova-sloboda.info
  16. Daniela Siepe: Wewelsburg und «Okkultismus». п. 3.2.: Чёрное Солнце.
  17. Сообщество Белые Традиции. Статьи о Чёрном Солнце
  18. Smierc Polarstern. «Смешная метафизика. Критика одной хаософии»
  19. Черное солнце - значение символа и оберега - «Радогост». radogost.ru. Дата обращения: 8 марта 2019.
  20. Kyiv's Next Image Problem. Open Democracy. Дата обращения: 7 декабря 2016. Архивировано 22 октября 2017 года.
  21. Analysing Fascist Discourse: European Fascism in Talk and Text,Per Anders Rudling «The Return of the Ukrainian Far Right: The Case of VO Svoboda» edited by Ruth Wodak, John E. Richardson. Routledge, 2012.
  22. Olszański, Tadeusz A. (4 July 2011). «Svoboda Party — The New Phenomenon on the Ukrainian Right-Wing Scene». Centre for Eastern Studies. OSW Commentary (56).

Литература

на русском языке
на других языках