Частушка

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Частушка
Графика на тему частушек (автор А. Г. Ворона)Графика на тему частушек (автор А. Г. Ворона)
Направление народная музыка
Истоки припевка, прибаутка
Время и место возникновения середина XIX века
Годы расцвета начало XX века
Поджанры
частушка-несклодушка
Родственные
Бечарац
Производные
анекдот

Самыми модными и любимыми
в нашем народе
поэтическими произведениями
в настоящее время,
бесспорно, являются
романс и частушка

этнограф Д. К. Зеленин, 1901 г.[1]

Внешние видеофайлы
[1] Играй гармонь, частушки, 1999
[2] Играй гармонь, частушки, 2005

Часту́шка (часта́я песня, припевка, коротушка) — жанр русского песенного фольклора, сложившийся к 1870-м годам. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков[2][3]. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм[4][5].

По версии А. А. Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»[6]; другая интерпретация мотивированности названия — «то, что часто повторяют»[7].

Характеристика частушки

Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Частушка общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.)[8].

Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка типично исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно[8].

История возникновения частушки

Есть факты наличия коротеньких песенок, близких к частушкам, в XVIII[9] и первой половине XIX веков, но они неубедительны. Однако метод изучения фольклорных текстов, связанный с попыткой относительно точного датирования времени их происхождения на основе дат первых их публикаций, не может быть в полной мере применен к фольклору и поэтому это не является основанием для отнесения времени возникновения тех или иных жанров фольклора именно к периоду не ранее XVIII века[3]. Поэтому принято считать, что частушка возникла в середине XIX века в мужской среде и наибольшее развитие получила после становления советской власти. Предшественниками её были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми».

Первоначально частушку не признавали за художественный жанр народного творчества, считали, что она испортит и погубит народную песню. Резко по этому поводу высказывался великий русский певец Ф. И. Шаляпин. В своей книге «Лад» известный писатель В. И. Белов приводит одно из высказываний Ф. И. Шаляпина: «…Что случилось с ним (то есть народом), что он песни забыл и запел эту частушку, эту удручающую, невыносимо бездарную пошлость? Эта проклятая немецкая гармошка, которую с такой любовью держит под мышкой какой-нибудь рабочий в день отдыха? Этого объяснить не могу. Знаю только одно, что эта частушка — не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно раскрашенная. А как хорошо пели. Пели в поле, на речке, в лесах, в избах за лучиной…»[10].

В XX веке острота и своеобразие частушечных мелодий привлекли внимание композиторов. Создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре. Сейчас частушка живёт полноценной, творческой жизнью, занимает немалое место в русской национальной песенной культуре[2].

«Частушка» вошла в словари многих языков без перевода, как и слово «самовар», «матрешка», которые иноязычные словари не переводят[2][неавторитетный источник?].

В середине 1930-х годов Артём Весёлый собирал народное творчество (частушки) в Среднем Поволжье, по итогам экспедиции опубликовал сборник «Частушки колхозных деревень». Из издания был полностью изъят раздел с хулиганскими, кулацкими и воровскими четверостишиями, сборник подвергся разгромной критике[11].

Различные названия частушки

Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши. В разных областях России частушки называли по-разному: пригудки, припевки, страдания, сбирушки, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки, скоморошина, тараторка, проходная и т. д. Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания[2].

Типы частушек

  • Лирические частушки (припевки) — четырёхстрочная частушка на разные темы.
  • Плясовые — четырёхстрочные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа «Яблочко», которые появились в начале XX века на Украине, как любовные. В 1917—1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.
  • Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.
  • Частушки, названные по зачину — «Семёновна». Это двухстрочные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 1930-е годы. В частушках Семёновна — это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 1930—40-х годах. было создано много жестоких романсов[2].
  • Матаня — со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим возлюбленным, при этом слово так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. Размер — четырёхстопный хорей. Строфа «Матани» состоит из двух строк и имеет при себе припев[12][13].

Темы частушек

Большинство частушек — о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной (социальной) весьма условна.

Можно выделить следующие темы: любовно-бытовые, общественно-политические, деревенско-колхозные будни с колхозной производственной тематикой и с участием трактористов-механизаторов. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда. Во многих частушках демонстрировалась общенародная доля здорового цинизма по отношении ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все — и взрослые и дети. Некоторые темы частушек были запрещены цензурой. В дореволюционную эпоху к такой теме относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие частушки содержат ненормативную лексику. В 1990-е годы, после Перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

Символизм цвета в частушке

В частушке цвет имеет символическое значение: красный — цвет силы, голубой — цвет сомнения, жёлтый — цвет измены, чёрный — цвет горя, белый цвет — цвет чистоты и непорочности[14].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Адоньева С. Прагматика частушки // Антропологический форум № 1. — Санкт-Петербургский государственный университет.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Самодурова Е. В. Тематическое занятие: «Частушка — составная часть русской музыки».
  3. 3,0 3,1 Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat.
  4. Фраёнова, 1990.
  5. Земцовский, 1982.
  6. Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. — Том XCV, № 1. Диалектологические материалы, собранные В. И. Тростянским, И. С. Гришкиным и др. / Приготовил к печати и снабдил примечаниями А. А. Шахматов. — Пг., 1916. — С. 22.
  7. Фасмер М. Частушка // Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Том 4 / Перевод с нем. и дополнения О.Н. Трубачева. — 2-е изд., стер. — М.: Прогресс, 1987. — С. 318. — 864 с.
  8. 8,0 8,1 Частушка // Чаган — Экс-ле-Бен. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 29).
  9. Юрий Соколов. Под редакцией проф. Горкина А.П. частушки // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. — 2006. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М. ; Л. : Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.
  10. Белов, 1982.
  11. Глезеров С. Музей политической истории России проследил метаморфозы бойких народных куплетов // Санкт-Петербургские ведомости. — 2022. — 9 июня.
  12. «Двенадцать» Блока и Леонид Андреев. Статья М. С. Петровского, стр. 211.
  13. 13,0 13,1 Москвичёва. Традиционные наигрыши Тамбовского края Архивная копия от 2 ноября 2013 на Wayback Machine.
  14. «Частушка». Определение. Происхождение жанра. Классификации.
  15. Частушки. Доклад. Культурология.
  16. 16,0 16,1 Комаричева О. Частушка в культурном наследии.
  17. Частушки // Newholidays.ru.

Литература

Дополнительная литература

  • Власова З. И. Частушки // Русский фольклор Великой Отечественной войны. — М. ; Л.: Наука, 1964. — С. 149—193. — 476 с. — 2000 экз.
  • Власова З. И., Горелов А. А. Частушки в записях советского времени. — М.Л., 1965. 496 с.
  • Власова З. И. Частушка и песня, в сборнике: Русский фольклор, т. 12. — Л., 1971.
  • Сборник частушек: «Частушка в записи современного времени». / Сост. Власова З. И. и Горелов А. А. — М., 1968.
  • Камаев А. Ф. Народное музыкальное творчество: учебное пособие для ВПО. — М. : Академия, 2006.
  • Пожидаева В. И. Частушка как произведение устной народной поэзии // Литература в школе. — 2007. — № 6.
  • Певучая Россия // Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности». / Сост. Т. А. Синицина — 1988. — № 22.
  • Симаков В. И. Сборник деревенских частушек, — Ярославль, 1913.
  • Елеонская Е. Н. Сборник великорусских частушек. — М., 1914.
  • Частушка. / Вступ. ст., подгот. текста и прим. В. С. Бахтина. — М.Л., 1966.
  • Гиппиус Е. Интонационные элементы русской частушки, в сборнике: Советский фольклор, № 4—5. — М.Л., 1936.
  • Колпакова Н. Русская народная и литературная частушка // Звезда. — 1943. — № 4.
  • Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра. — Воронеж, 1960.
  • Буртин Ю. О частушках // Новый мир. — 1968. — № 1.
  • Зырянов И. В. Поэтика русской частушки. — Пермь, 1974.
  • Сборник великорусских частушек. / Под редакцией Е. Н. Елеонской. — Издание комиссии по народной словесности. — М., 1914.
  • Флоренский П. А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского у. — Кострома, 1910.
  • Костромская деревня в первый год войны. — Кострома, 1915.
  • Частушки современной нам революционной эпохи напечатаны в журн. «Культура и Просвещение». 1921 г. № 2, и в журн. «Красн. Новь» 1921, № 1.

Ссылки