Цыбиков, Санжи-Цыбик

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Санжи-Цыбик Цыбиков
Дата рождения 1877(1877)
Место рождения улус Ошор Булаг (ныне - село Верхняя Иволга, Иволгинский район, Бурятия)
Дата смерти 1934(1934)
Место смерти улус Ошор Булаг (ныне - село Верхняя Иволга, Иволгинский район, Бурятия)
Подданство  Российская империя
Гражданство  СССР
Жанр Религиозная живопись, скульптура
Учёба хуварак Янгажинского дацана
Стиль Буддийский стиль в живописи, скульптуре и архитектуре

Санжи-Цыбик Цыбиков (18771934) ― бурятский буддийский художник, архитектор и скульптор, преподаватель, габжа-лама Янгажинского дацана.

Биография

Родился в 1877 году в улусе Ошор Булаг (ныне — село Верхняя Иволга, Иволгинский район, Бурятия). Здесь свои юные годы провел великий Учитель XII Пандито Хамбо Лама Даши-Доржо Итигэлов (1852—1927).

В возрасте 7 лет стал хувараком Янгажинского дацана. Прошёл полный 16-летний курс обучения буддийской философии и защитился на степень Габжа-ламы. Огромное влияние на Цыбикова оказал высокочтимый Даши-Доржо Итигэлов, который достигнув в науках высокого уровня, в звании габжа-ламы возвратился в Янгажинский дацан. Многие знания и учения он получил от своего учителя.

Обучение и общение духовным авторитетом сформировало личность Цыбикова. Однако в дальнейшая жизнь Цыбикова сложилась по-иному: у него было другое предназначение в жизни, особый путь буддийского художника.

Обладал природным талантом художника и резчика. По воспоминаниям родных, в детстве Санжи-Цыбик любил лепить глиняные изображения лам, бурханов, фигурки животных, забавных зверушек и оставлял сушиться их на столбиках, где они застывали. Мальчик говорил матери, что станет ламой, и его желание сбылось[1].

Как скульптор создавал образы Будды и его учеников. Имел талант организатора и руководителя, вокруг него собирались народные умельцы. Стал создателем художественной школы мастеров буддийской живописи, архитектуры и скульптуры в улусе Оронгой. В дальнейшем его ученики строили во многих дацанах красивейшие дуганы, поражающие воображение совершенством форм и изяществом декора. Они стали создателями бурятского стиля в буддийской архитектуре.

У него была привычка иметь при себе кусок глины и маленький ножик-резец, и, даже общаясь с собеседниками, он успевал вылепить или вырезать из дерева какую-нибудь фигурку[2].

Природный дар, философское образование, знание канонов иконометрии и иконографии буддийских божеств выдвинули художника Цыбикова на особое место, право называться Багша (Учителем).

Работал не только для Янгажинского дацана, но и для Хамбын Хурэ (Тамчинского, или Гусиноозерского, дацана) по заказу которого он создал великолепную композицию Деважина (Западный рай — «чистую землю» Будды Амитабхи). В качестве архитектора возвёл многие дацаны в этнической Бурятии.

В 1930-х годах начались гонения на буддийских лам, разрушались дацаны. После закрытия Янгажинского дацана художник Санжи-Цыбик Цыбикова жил в улусе Ошор Булаге. Работал в коммуне «Улан Туя» в качестве плотника, столяра, кузнеца, изготавливал бытовую утварь.

В 1931 году Цыбиков был арестован и увезен в тюрьму города Верхнеудинск (ныне — город Улан-Удэ), здесь просидел с другими арестованными ламами один месяц. После освобождения прожил недолго. Санжи-Цыбик Цыбиков ушел из жизни в 1934 году[3].

Память

  • О Санжи-Цыбик Цыбикове снят документальный фильм «Стрела вдохновения»[4]

Литература

  • Бадмажапов Ц-Б.Б. К интерпретации изображения божества из мандалы Кунрига // Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии / Отв. ред. Р.Е. Пубаев. – Новосибирск: Наука, 1985. – С. 116-120.
  • Бальжурова А.Ж. Формирование бурятских школ тханкописи в конце XIX – начале XX в. // Буддийское искусство: традиции и инновации : сб. ст. II Международного научного симпозиума 4–6 августа 2017 г., Улан-Удэ / Отв. ред. В.В. Деменова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – С. 95-107.
  • Бардалеева С.Б. Ваятель священных образов // Наследие народов Российской Федерации. Сокровища культуры Бурятии. – СПб.: [б. и.], 2002. – С. 256-267.
  • Бардалеева С.Б. Санжи-Цыбик Цыбиков (1877–1934) и школа буддийской скульптуры в Янгажинском дацане // Санжи-Цыбик Цыбиков. – Улан-Удэ: Буддийская традиционная сангха России, 2006. – С. 8-14.
  • Бардалеева С.Б. Традиции школы С.-Ц. Цыбикова и их влияние на творчество современных мастеров // Современное буддийское искусство: традиции и инновации: сб. ст. / отв. Ред. В. В. Деменова, О. А. Уроженко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – С. 72-80.
  • Бурятская деревянная скульптура / сост.: И.И. Соктоева, К.М. Герасимова, отв. ред. В.Ц. Найдаков. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1971. – 77 с.: ил.7.
  • Герасимова К.М. Бурятское искусство XVIII – нач. XX вв. // Искусство. – 1972. – № 9. – С. 58-66.
  • Герасимова К.М. Памятники эстетической мысли Востока: Тибетский канон пропорций / Отв. ред. Б.В. Семичов. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1971. – 304 с.
  • Каталог выставки «Искусство Бурятии XVIII – XIX вв.» / Авт. вст. ст. К.М. Герасимова и И.И. Соктоева. М., 1970. – 51 с.
  • Лебель М.Н. Консервация и реконструкция ритуальной скульптуры бурятских мастеров. – Новосибирск: Наука, 1982.
  • Ленхобоев Г.Л., Герасимова К.М. Материалы о народных умельцах Оронгоя // О бурятском изобразительном искусстве: Статьи и материалы / Отв. ред. К.М. *Герасимова. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1963. – С. 135-153.
  • Нацов Г.-Д. Материалы по ламаизму в Бурятии. – Улан-Удэ: Издательство БНЦ, 1998.
  • Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сборник статей / Отв. ред. И. Ф. Муриан. М.: Наука, 1973. – 254 с.
  • Соктоева И.И. Изобразительное искусство бурят // Очерки истории культуры Бурятии. В 2-х тт. / Общ. ред.: Д. Д. Лубсанов (гл. ред.) и др. – Улан-удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. – Т.1., гл. VIII. – С. 243-250.
  • Der Weise und der Tor. Buddhistische Legenden aus Tibet. Aus dem Tibetischen ?bersetzt von I.J. Schmidt. Herausgegeben von Roland Beer. Leipzig, Weimar, 1978[5].

Примечания

Ссылки